Файл: Самостоятельная работа по теме Цель закрепление знаний о понятиях нормы и отклонения от нормы в развитии, формирование умения применять их.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Специальность:
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема № 1.1 Понятие нормы и отклонения от нормы в развитии
Самостоятельная работа по теме № 1.1
Выполнил:
обучающийся Кузнецова А.С.
группа 142 ПНК-09/22Н-1
Преподаватель:
Александрова М.О.
Пермь – 2022
Самостоятельная работа по теме 1.1.
Цель: закрепление знаний о понятиях нормы и отклонения от нормы в развитии, формирование умения применять их
Задание 1. Составьте перечень действующих нормативно-правовых актов, регулирующих оказание социально-правовых услуг и социальные гарантии в области специального образования в России.
НАЗВАНИЕ ДОКУМЕНТА | УРОВЕНЬ ДОКУМЕНТА | КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
«Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. | Международные | Основа для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Историческое положение содержится в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» |
«Всемирной программы действий в отношении инвалидов» Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года В рамках проведения ООН - Десятилетия инвалидов. | Международные | Заключаются в содействии эффективным мерам по предотвращению инвалидности, восстановлению трудоспособности и достижению целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в общественной жизни и развитии. |
«Декларация о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12. 1975 | Международные | Международно-правовой документ обобщенного характера, признавший право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права. |
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993 | Международные | Основной всеобъемлющий документ, защищающий права инвалидов. |
«Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» - Саламанка, Испания, 7-10. 06. 1994 . | Международные | Призывают правительства всех стран:
|
«Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008. | Международные | «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». |
Конституция РФ 1993 г. | Федеральные | Статья 43 Конституции РФ гласит «Каждый имеет право на образование». |
Закон РФ "Об образовании« от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями). | Федеральные | Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. |
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) | Федеральные | Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в нем прописаны более прогрессивно, чем в законе «Об образовании» В статье 1 Закона изложены основные понятия: Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". |
Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,от 24.07.1998 с изменениями. | Федеральные | «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ». |
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» | Федеральные | Определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают
среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. |
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010., Пр-271) | Федеральные | «Новая школа - это школа для всех» В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.» Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы. |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.) | Правительственные | В соответствии с ним созданы и функционируют
|
Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи» | Правительственные | Позволило решать качественно задачи по осуществлению индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. |
Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 «О национальной доктрине образования в РФ». | Правительственные | Доктрина определяет
индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание. |
Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011. N 163-р утверждена "Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» | Правительственные | Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
|
Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011. №175) | Правительственные | Целевым индикатором и показателем Программы является: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Планируется, что к 2016 году доля ОУ в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития составит 20% от общего количества ОУ. |
«Концепция реформирования системы специального образования», принята коллегией Министерства образования РФ 09.02.1999. | Ведомственные | Образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей воспитанникам:
Лица с ОВЗ в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в общеобразовательном учреждении общего назначения). |
«Концепция реформирования системы специального образования» | Ведомственные | В Концепции были определены наиболее значимые направления совершенствования системы специального образования, а именно:
|
«Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» (письмо минобразования рф от 16.04.2001 n 29/1524-6) | Ведомственные | Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах:
Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. |
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» (письмо минобрнауки рф от 18.04.2008 № аф-150/06) | Ведомственные | Рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». Даны разъяснения, что Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек. |
Приказ Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» | Ведомственные | С 1-го сентября 2011 года в нашей стране все первые классы начали работать по ФГОС начального образования. |
ст. 50 Закона РФ «Об образовании» ст. 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, Утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95. | Ведомственные | Законодательную основа в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ОВЗ, проведения их комплексного обследования,подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого медико-педагогические комиссии |
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011. № 03- 255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» | Ведомственные | Дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
|
п. 19.8. ФГОС начального образования | Ведомственные | Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:
основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. |
Закон о социальной защите инвалидов в новосибирской области (в ред. закона Новосибирской области от 17.10.2002 N 56-ОЗ)Принят Новосибирским областным Советом депутатов 24.02.99 | Региональные | Настоящий закон регулирует отношения в сфере социальной защиты инвалидов с учетом социально-экономических, демографических особенностей Новосибирской области, а также устанавливает дополнительные меры по реализации прав и свобод инвалидов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. |
Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года №361-ЗО "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области" | Региональные | Настоящий Закон регулирует отношения в сфере образования в Новосибирской области, в том числе устанавливает полномочия органов государственной власти Новосибирской области, дополнительные меры социальной поддержки и гарантии отдельным категориям граждан в сфере образования. |
Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области Принята решением 15 съезда работников образования 21 августа 2015 года | Региональные | В Концепции раскрыты основные принципы и стратегические направления развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в системе образования Новосибирской области как наиболее уязвимых групп детского населения с особыми образовательными потребностями с позиции гарантии обеспечения прав на инклюзивное образование. |
Задание 2. Перечислите факторы риска возникновения отклонений в развитии.
Возраст | Факторы риска |
Дошкольный возраст | - психомоторная расторможенность; - склонность ребёнка к «космической лжи» (приукрашивание ситуации); - внушаемость и подражание «дурным» примерам старших; - инфантильные эмоциональные проявления, истерика; - импульсивность, вспыльчивость поведения, эмоциональная заражаемость; - неподчинение, негативизм, озлобленность, агрессия, побеги как реакция протеста. |
Младший школьный возраст | - низкая познавательная активность и личностная незрелость; - моторная расторможенность и эйфорическое настроение; - «сенсорная жажда» (острые ощущения и бездумные впечатления); - акцентуация впечатлений ( агрессия, жестокость); - немотивированные колебания настроения; - отрицательное отношение к занятиям, прогулы, побеги из дома, как защитная реакция; - гипертрофированное стремление обратить на себя внимание; - невозможность дальнейшего обучения вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе; - тяготение к асоциальным формам поведения; - дефекты воспитания (безнадзорность, грубая авторитарность, асоциальное поведение членов семьи). |
Подростковый возраст | - инфантильность суждений, неспособность к волевым усилиям, слабость самоконтроля и саморегуляции; - аффективность возбуждения; - раннее проявление половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; - отсутствие школьных интересов; - имитация асоциальных форм поведения; - неблагоприятные условия микросреды, неадекватные условия обучения. |