Файл: Практических заданий по дисциплине история государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Группа Пм21Ю171
Студент
Д.Д. Нифонтова
МОСКВА 2022
-
Дайте понятие и признаки абсолютизма Петра I.
Абсолютизм – это монархическая форма правления, при которой власть принадлежит монарху, контроль над всеми рычагами управления государством находится в руках верховного правителя (императора/царя) или людей лично им назначенных.
Абсолютизм Петра I – это созданный Петром аппарат власти, имеющий неограниченную власть в экономических, социальных и политических сферах, который подчинен только монарху и деятельность которого зависит только от самого монарха.
Признаки:
-создание общегосударственного аппарата управления, состоящую из чиновников
-проведение единой государственной экономической политики
- создание государственной налоговой системы
- введение единого государственного законодательства и административного устройства
- формирование постоянной профессиональной армии.
-
Укажите черты уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.
Начало XVIII в. связано с распадом средневековых уголовно правовых понятий и средневекового символизма. Традиционная религиозно-карательная доктрина московского периода при Петре I постепенно уступает место буржуазным уголовно-правовым понятиям и категориям. Некоторые принципы, усвоенные впоследствии буржуазной наукой (виновность, ответственность на основе закона и т. д.), формировались стихийно, независимо от господства тех или иных буржуазных идей. В XVIII в. уголовное законодательство было открыто сословным. Хотя ответственность за преступления несли все слои, законы закрепляли преступления, связанные с неповиновением частновладельческих крестьян помещикам. К концу столетия на развитие уголовного права стали оказывать воздействие теоретические концепции французского Просвещения, позднее, в первой половине XIX в., появляются теоретические труды отечественных юристов (О. Горегляд, С. Баршев и др.), в которых сказывается влияние германских школ уголовного права. Понятие преступного в субъекте преступления в петровской идеологии государство занимало особое место попечителя подданных, и потому действие, направленное "ко вреду государственному", расценивалось как преступление. В указе 1714 г. преступлением называлось то, что "вред и убытки государству причинить может". При Петре I в обиход входят термины "преступление и проступок", суть которых в нарушении закона. Сохраняется множество специальных определений отдельных деяний (злодейство, кража, бунт, разбой и т. д.). Но вред государству понимался широко, а законодательство не было рассчитано на все случаи. В указе 1714 г. разъяснялось, что вред наказуем и тогда, когда на это нет указания в законе . Говоря современным языком, допускались аналогии. В Манифесте Екатерины II (1763 г.) ситуация уточнялась в пользу господства закона: надо, чтобы "люди боялись законов, и никого, кроме них, не боялись". В Уставе благочиния 1762 г. разграничивались проступки (полицейские нарушения) и уголовные преступления. Господство идеи о преступлении, предусмотренном законом, к началу XIX в. закрепляется и в Своде законов 1832 г. окончательно устанавливается. Преступление понимается как нарушение закона путем посягательства на права власти, безопасность общества или частных лиц. В Петровскую эпоху совершенствуются понятия
крайней необходимости и необходимой обороны, совершенствуется положение субъекта преступления и понятие виновности. Как и в Уложении 1649 г., деяния, совершенные по неосторожности, не наказывались, необходимо было наличие умысла. В отношении политических преступлений наказывался умысел, с 1714 г. фискалы тайно доносили "о всяком злом умысле против государя", возмущениях и бунтах. В вопросах возраста привлечения к ответственности ясности не было. Сохранялось старое правило не применять наказания до семилетнего возраста, снижать его для не достигших 15 лет, хотя в этих случаях могли применяться телесные кары. В середине XVIII в. возраст "малолетства" устанавливается в 17 лет для мужчин и 12 лет - для женщин. В Своде законов 1832 г. возраст привлечения к ответственности устанавливался с семи лет, применение наказаний дифференцировалось в зависимости от возраста. Во время правления Петра I закон установил, что психически больные освобождаются от наказаний, но практика в отношении душевнобольных преступников четко не прослеживается. Поначалу они отдавались на попечение монастырей, по мере развития медицины помещались в психиатрические заведения.
-
К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?
Конституция была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 6 разделов:
1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
2) Общие положения Конституции;
3) Конституция советской власти;
4) Активное и пассивное избирательное право;
5) Бюджетное право;
6) О гербе и флаге РСФСР.
Устойчивое положение советской власти сказывалось на основных положениях Конституции и прежде всего на формулировках сущности и задач государства. Статья 9 прямо закрепляла диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящее своей целью полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека и построение социализма. По форме государственного устройства советское государство признавалось Федерацией Советских национальных республик. Достаточно своеобразно закреплялись конституционные права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Значительная часть населения была лишена права избирать и быть избранными в органы государства, а также обязанности служить в армии. Во-вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых трудящимся и не раскрывала их содержание. Конституция не закрепляла право граждан на образование. Для этого у государства не было ни материальных средств, ни необходимых кадров. Ставилась лишь задача предоставить
рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Остальные слои населения должны были учиться за свой счет. Конституцией предусматривались 2 конституционные обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество. Конституция закрепляла структуру и порядок формирования, а также компетенцию центральных органов государства: Всероссийский Съезд Советов, ВЦИК, СНК и наркоматов, а также конституционные принципы формирования местных советов и предметы их ведения. Избирательное право предоставлялось лицам, достигшим ко дню выборов 18 лет, из числа рабочих и служащих, а также крестьян и казаков-землевладельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли. Основанием лишения избирательных прав признавались, прежде всего, случаи получения лицом нетрудовых доходов, в виде процента с капитала, доходов с предприятий и т.д. Избирательное право рабочих и крестьян было неравным. Выборы делегатов на всероссийские съезды Советов производились по норме: от городских советов - 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских съездов советов - 1 делегат на 125 тыс. жителей. Конституция закрепляла право советской власти «вторгаться в право частной собственности» или, иначе говоря, осуществлять по своему усмотрению национализацию, конфискацию и иные формы отторжения частной собственности в доход государства. Недостатков в Конституции было много, но, несмотря на это, она оказала заметное влияние на рабочих других стран. Права, предоставленные ею трудящимися России, стали требовать рабочие Англии, Франции, США и других стран от своих правительств, ведя активную борьбу за их реальное осуществление в условиях буржуазного государств
-
В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?
Первостепенное принятие актов и кодекса именно о браке было связано с необходимостью для большевиков разрушить христианский брак. Создание правовых основ для существование семьи в новом обществе было необходимым, так как в дореволюционном периоде и начале советского периода институт семьи и записи церковных актов были ликвидированы. Необходимо было создавать новую модель семьи. И по мнению исследователей, необходимо было для решения задачи социального обеспечения. Т.е. нуждающийся супруг имел право на содержание от другого супруга, согласно ст. 107 Кодекса
Поэтому ввелись положения:
- юридическое значение имел только гражданский брак, заключенный в спец. гос. органах
-развод по согласию сторон/стороны
-заключение брака не порождало общности имущества
-усыновление/удочерение запрещалось (почему интересно, ведь бездомных детей было много)
Принципиальное значение имело и изменение трудового права, но больше для зарубежных стран и на последующее развитие. Так как трудовое законодательство чаще не соблюдалось ( 8 часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, сверхурочные для женщин). Особенность являлось принудительное отношение к труду от 16 до 50 лет. Можно только предположить, как развалилась система, если бы применялась наша статья «труд свободен» в то время. Первая кодификация в сфере брачно- семейных и трудовых прав определилась в частное право, но где В.И. Ленин заявил ,что «большевики ничего частного не признают». Важным элементом явилось ликвидация сословного деления общества. НПА повышали больше не законодательную позицию, а идеологическую.
5. Ответьте на тестовые вопросы
1. Какие органы нового типа стали создаваться в едином Русском государстве на рубеже XV – XVI вв.
А. Приказы;
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III.
В. Уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам.
А. Сильное влияние римского права;
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник.
В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I.
Б. Была ограничена Сенатом;
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I.
Б. Указ о престолонаследии 1722 г.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.
Б. Три
8. Манифест от 17 октября 1905 г.
В. Вводил ограничения в избирательной системе.
9. В России после учреждения парламента.
А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный совет – верхней;
10. В какой форме проходила февральская революция.
А. В форме политического переворота
6. Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение:
«Сей Указ не на прошедшие времена, но сего 1714 года действие своѐ имеет. И хотя в прошедшие два месяца такие разделы где и сделаны, то оны переделить по сему Указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих разделили, а ныне хотят по сему Указу переделить, и то да будет в их воле».
Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа?
Раскройте его основные положения.
Указ о единонаследии от 18 марта 1714 года.
Причины издания Указа расширить волю монарха и дать возможность проявить себя окружению, т.е. создавая конкуренцию в борьбе за власть (хотя он этого и добился, но уже не управлял социальным процессом). Указ отменял передачу престола прямым потомкам по мужской линии и предусматривал наследника по воле монарха.