Файл: Происхождение права.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которая участвует в правообразовании, в охране права.

4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей и выражающееся через систему регулятивных средств различного уровня.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является.


2.2 Типология права
Типология права - это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов:

a) формационный подход;

b) цивилизационный подход;

c) подход на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и других признаков.

При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип производственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстроечных элементов - государство и право.

В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права:

- Рабовладельческое;

- Феодальное;

- Буржуазное;

- Социалистическое.

В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие типы прав:

- Право древних государств;

- Право средневековых государств;

- Право современных государств;

В зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиоз-ных и других признаков выделяют следующие типы права:

1. Национально-правовая система (конкретного государства).

Национально-правовая система - это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства.

2. Правовая семья:

- романо-германская (континентальное право);

- англо-американская (общее права);

- мусульманская и другие.

Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Обобщая все факторы, причины можно выделить следующие общие предпосылки возникновения государства и права. Социальные (запрет инцеста и появление семьи, распад первобытнообщинного строя и расслоение общества т.д.). Экономические (переход к присваивающей экономике, разделение труда, появление частной собственности и т. д.) Политические (узурпирование власти, захват других племен и установление над ними власти, возникновение слоя управляющих, властвующих и др.). Идеологические (идеология религий, политических и правовых учений, под эгидой которых организуется общество и определенные правила поведения). Экологические (различного рода природно-климатические изменения и катастрофы).



Заключение
История и теория развития права и государства и процессов их универсализации свидетельствуют о том, что в основе той или иной формы официально-властной регуляции и упорядочения социальных отношений, в том числе глобального характера, лежит определенный тип правопонимания и соответствующего понятийно-правового восприятия и трактовки понятия государства. Традиционно проблемы государственно-правовой унификации и универсализации теоретически разрабатывались и практически решались с позиций двух противоположных, во многом антагонистических, типов правопонимания - юснатурализма (естественно-правового подхода) и позитивизма (легизма).

В современных международных и внутригосударственных правовых актах внешний, прагматический компромисс этих двух принципиально разных подходов выражен в виде требования соответствия норм позитивного права общепризнанным естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. В качестве нового концептуального подхода, удерживающего познавательно-ценные моменты двух других типов и вместе с тем преодолевающего их существенные недостатки, антагонизм и односторонность, на наш взгляд, может быть использована либертарно-юридическая общая теория права и государства, позволяющая более адекватно и последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов юридической универсализации и унификации, смысл, направления и особенности этих процессов в условиях современной общесоциальной глобализации.

В рамках либертарно-юридического подхода различаются сущность права (принцип формального равенства), т. е. то, что объективно присуще праву и не зависит от воли и произвола официальной правоустанавливающей власти, и внешнее явление, претендующее (не всегда правомерно) на правовое значение, - общеобязательные официально-властные нормативные установления (различные акты и источники действующего внутригосударственного и международного права, обобщенно говоря, закон). Искомое (в русле либертарного учения) единство сущности и явления в сфере права - это правовой закон, когда общеобязательное нормативное явление (закон, нормы действующего позитивного права) соответствует сущности права (принципу формального равенства), т. е. представляет собой именно и только правовое общеобязательное явление, а не просто любое (моральное, религиозное или произвольное) общеобязательное явление. В тех же случаях (весьма распространенных и в прошлом, и сегодня), когда общеобязательное явление (закон) противоречит сущности права, мы имеем дело с противоправным (правонарушающим, антиправовым), законом (с нормами позитивного права, противоречащими принципу формального равенства).


Принцип формального равенства представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права -всеобщей равной меры (и масштаба) регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права (три компонента принципа формального равенства) можно охарактеризовать как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого (одно свойство без других свойств) невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (всеобщей равной меры и единого масштаба регуляции).

Правовой тип (форма) взаимоотношений людей - это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере (норме) дозволений, запретов, воздаяний и т. д. Этот тип (форма) взаимоотношений включает в себя:

1) формальное равенство участников (субъектов) данного типа (формы) взаимоотношений (фактически различные субъекты уравнены единой мерой и общей формой);

2) их формальную свободу (формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой и равной мере, действие по единой общей форме);

3) формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех них мера и форма дозволений, запретов и. т. д., исключающая чьи-либо привилегии). Равенство (всеобщая равная мера) предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода — равную меру и справедливость, справедливость - равную меру и свободу. При этом равенство, свобода и справедливость, как свойства правовой сущности (моменты принципа формального равенства), носят формальный (формально-содержательный, а не фактически-содержательный) характер, являются формально-правовыми качествами (и категориями), входят в понятие права, возможны и выразимы лишь в универсальной всеобще-правовой форме.

право


Список литературы


  1. Алексеев, Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев ; МВД России, С.-Петерб. ун-т. СПб.": Лань, 2009.

  2. Алексеев, С.С. Восхождение к праву : Поиски и решения / С.С. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2002.

  3. Алексеев, С.С. Тайна права : его понимание, назначение и социальная ценность : рец. с претензией / С.С. Алексеев. М. : Норма, 2001.

  4. Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В.А. Бачинин. СПб. : Михайлов, 2016.

  5. Гребеньков, Г.В. Культурно-антропологические истоки права / Г.В. Гребепьков // Философия права. 2006.

  6. Гриценко, Г.Д. Право как социокультурное явление : филос.-антропол. концепция : автореф. дис. . д-ра филос. наук : 09.00.13 / Г.Д. Гриценко ; Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2018.

  7. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Юрист, 2015.

  8. Пучков, О.А. Теория государства и права : проблемы и перспективы / О.А. Пучков // Правоведение. 2017.

  9. Соколов, А.Н. Теория права и государства опор, конспект /A.Н. Соколов. Калининград : Янтарный сказ, 2017.

  10. Тененбаум, В.О. О сущности права / В.О. Тененбаум // Правоведение. 2018.

  11. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. СПб. : Юрид. ин-т, 1998.