Файл: Дисциплина Основы философии Практическое занятие 2 Обучающаяся Кузьминская Диана Руслановна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Основы философии
Практическое занятие 2
Выполнила:
Обучающаяся Кузьминская Диана Руслановна
Преподаватель:
Чепрунова Дарья Владимировна
Задание 1. Максимальное количество баллов – 4.
Информация для выполнения задания: Умение анализировать и структурировать информацию является одной из универсальных компетенций современных специалистов. Ментальные карты – это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
Центральная позиция всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию. Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах.
Семь правил интеллект-карт:
Располагайте лист горизонтально.
Всегда начинайте с центра.
Рисуйте ветви от центра в стороны.
Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
Показывайте иерархию и связь разными цветами.
Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
Задание: Составьте интеллект-карту статьи Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ» (ссылка на статью: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-usloviyah-tsennostno-smyslovogo-krizisa-filosofskiy-analiz)
В помощь для выполнения задания: пример сервиса по созданию интеллект-карт: https://www.mindmeister.com/ru
Ответ:
Задание 2. Максимальное количество баллов – 3.
Для успешной профессиональной деятельности и личностного развития важно грамотно анализировать свои личностные психолого-мировоззренческие качества.
Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.
Примечания к заданию: Ответ эффективнее всего оформить в табличной форме.
В столбце «Наименование типа и формы мировоззрения» необходимо вписать наименования форм мировоззрения всех типов и классификаций (из теоретического лекционного материала).
В столбце «Результаты самоанализа/Примеры» ставится отметка о наличии или отсутствии признаков анализируемого типа мировоззрения и, при наличии, приводятся примеры проявлений конкретного типа мировоззрения.
В столбце «Возможности и трудности для личностного развития» необходимо дать оценку перспектив: как анализируемый тип мировоззрения позволяет человеку развиваться.
Ответ:
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Обыденное | Обыденное мировоззрение – это комплекс представлений о мире и взаимосвязи его компонентов, о человеке, его социальной роли и предназначении. Обыденное мировоззрение – индивидуальная характеристика каждого индивида, которая возникает в результате ежедневной деятельности и взаимодействия с окружающей средой. Например, помощь бездомным животным. | Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. |
Религиозное | Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Например, вера в Бога. | Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. |
Научное | Научное мировоззрение - это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом | Данное мировоззрение может быть ошибочным, либо направлено не во благо человечества. |
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3.
Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
Ответ:
Этапы формирования мировоззрения | Факторы, влияющие на формирование мировоззрения |
Мироощущение | В силу разного воспитания и формирования разных устоев, у каждого человека появляются свои личные взгляды на одну и ту же проблему. |
Мировосприятие | СМИ, интернет, телевидение |
Миропонимание | С развитием социума появляются новые традиции, знания, умения и навыки. Каждое последующее поколение иначе представляет себе картину мира. |
Задание 4. Максимальное количество баллов – 4.
Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.
Примерные философские направления для анализа:
эпикуреизм
скептицизм
платонизм
рационализм
эмпиризм
позитивизм
любое другое по выбору студента.
Примечание к заданию: При выполнении задания обязательно сначала сформулируйте ключевые тезисы, описывающие фундаментальные идеи философского направления. При формулировании критических тезисов постарайтесь опираться на факты, доказывающие или опровергающие вашу точку зрения.
Ответ:
Философское направление: скептицизм
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
Скептики указывали, что знания субъективны и никак не могут быть доказаны. Их основным аргументом в спорах было утверждение «Знание требует уверенности, а ваше учение такой уверенности дать не может». | «Если всякое знание требует уверенности, то как вы сами можете знать и утверждать это?» В тезисе присутствует прямое логическое противоречие, что подталкивает к критике скептицизма. |
Истина непознаваема | Есть противоречие, связанное с утверждением, что утверждение, что «истина не познаваема», является познаваемой истинностью. Таким образом, если скептики правы, они должны признать, что не могут быть уверены в этом. |
Все имеющиеся у человечества знания являются лишь предположениями и гипотезами, которые невозможно доказать. | В познании очевидным является императив устранения разногласия и установления объективной истины, т.е. достижения рационального консенсуса, основанного на безупречном и всех убеждающем доказательстве. |
Даже если знание выглядит достижимым и достоверным, оно не может быть признано таковым. | Познание должно раскрывать природу вещей, независимую от познающих субъектов, - именно это обстоятельство служит гарантией объективности познания, когда раскрываются подлинные свойства самих вещей. |
Задание 5. Максимальное количество баллов – 4.
Информация для выполнения задания: Требования к практической направленности получаемой информации в современном обществе существенно возросли. Можно отметить, что девизом становится фраза: «Знание должно быть реализуемо в практической деятельности».
Одним из эффективных механизмов выстраивания пошаговых алгоритмов деятельности является метод чек-листов (от англ. check — проверка, а list — список). Чек-листы иногда называют контрольными списками.
Чек-лист — это заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции. Таким образом, чек-лист — это перечень пошаговых действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. Чек-листы были введены в различные профессиональные сферы, где требуется принимать решения. Внедрить его просто, пользоваться им удобно, и, как показывает мировой опыт, он позволяет существенно сократить число ошибок в самых разных сферах жизнедеятельности.
Преимущества использования чек-листов:
- Структурирование информации в виде четких задач.
- Повышение скорости обучения.
- Высокий результат, уменьшение числа ошибок из-за невнимательности.
- Взаимозаменяемость. Экономия рабочего времени.
Чек-листы становятся очень популярными в образовании и самообразовании.
Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по Вашей специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.
Источник видеоматериала: видеолекция Татьяны Черниговской («Как научить мозг учиться?»)
Ответ:
1. Постановка перед собой цели для самообразования.
2. Ознакомление с требованиями и правилами освоения учебного материала.
3. Изучение учебных дисциплин (просмотр видеолекций, конспект), выявление наиболее сложных элементов изученной темы.
4. Поиск ответов на вопросы, которые мне непонятны.
5. Изучение дополнительной литературы по предмету (использование интернет ресурсов).
6. Закрепить пройденную дисциплину.
7. Выполнение самостоятельной работы по пройденной дисциплине.
8. Выполнение практической работы.
9. Выполнение итоговой работы.
10. Достижения высокого качества обучения.
Задание 6. Максимальное количество баллов – 4.
Задание: Современный мир предъявляет человеку новые условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видеофрагмент выступления Сергея Капицы «Как развивается мир» (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28)
Ответьте на вопрос и выполните задание:
Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке.
Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?
Для справки: Сергей Петрович Капица (14 февраля 1928, Кембридж (Великобритания) — 14 августа 2012, Москва) — советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменный ведущий научно-популярной телепрограммы «Очевидное — невероятное».
Ответ:
В выступлении «Как развивается мир» Сергей Петрович Капица выделяет следующие основные тезисы современных научных исследований о мире и человеке:
-
Мир не справляется со своим развитием и применяет старые методы решения проблем -
Изменение возрастного состава населения (как кризис современного развитого общества) -
Распределение рабочей силы -
Культура и наука в их взаимодействии
Среди проблемам научных исследований С.П. Капица называет:
-
Возрастное изменение населения – проблемы старения населения и возможное влияние этого фактора на потребление, производительность труда, темпы развития технологий и рост экономики. -
Важность выхода в мировую науку -
Опора на собственные силы в области образования -
Государственный контроль над инноваторами (монополизация, бюрократия)
Данные темы считаются перспективными. Если уделить им должное внимание, придать им значение, углубленно их изучить человечество сможет значительно продвинуться в своем развитии, ведь на данный момент именно они являются сдерживающим фактором развития науки, культуры, образования и т.д. При разрешении проблем научных исследований, выделенных С.П. Капицей, как отечественная, так и мировая наука получат толчок к развитию.
Задание 7. Максимальное количество баллов – 3.
Задание: Практическая роль науки в современном мире резко возросла. Обыденный мир каждого человека полон технических изобретений. Проанализируйте технические инновации современной жизни человека, сформулировав аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ». Сделайте вывод о роли техники в жизни человека.
Критерии оценки:
- количество критериев — не менее 3-х в каждой группе («ЗА» и «ПРОТИВ»);
- опора на факты, авторитетные источники;
- наличие примеров;
- наличие итогового вывода.
Ответ:
За | Против |
Упрощение труда человечества | Ручной труд человека обесценивается |
Повышение информатизации, мобильности | Система образования падает |
Новые открытия в области различных наук | Аварии техногенного характера |