Файл: Социальная политика в интересах детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.
Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:
1 - дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет - для детей-инвалидов), как для детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обычных детей. Эти учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2 - детские дома и школы-интернаты различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей; правда, такие учреждения могут принимать и прочих детей на временной основе из-за тяжелых семейных обстоятельств. Административно такие школы подчиняются Министерству образования Российской Федерации, но планируется передача их Министерству труда и социального развития Российской Федерации.
3 - специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству труда и социальнойзащиты Российской Федерации19.
Детские дома и учреждения интернатного типа. Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.
Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации
20.
Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения21.
Школы-интернаты предоставляют проживание и общее образование детям школьного возраста (в основном общее начальное образование, а в некоторых случаях общее среднее образование).
Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют - особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в Приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь22.
Таким образом, социальное сиротство - явление социальное, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.
В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью23. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят:
- несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным;
- недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам;
- разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;
- недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;
недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи;
- отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.
Недостаточное психологическое обеспечение работы с детьми-сиротами проявляется в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.
Следовательно, для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики.
3. Механизм социальной защиты детей
Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.
Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести:
- детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей;
- детей из девиантных и педагогически запущенных семей;
- детей из приемных семей, многодетных, неполных;
- детей-инвалидов;
- детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии;
- детей безработных граждан;
- детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
- детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность.
К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью.
Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам)24.
Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база, которая включает:
Важнейшим направлением укрепления материально - экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.
Заключение
Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (защита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).
Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей.
Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.
Список используемой литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
4."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:
1 - дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет - для детей-инвалидов), как для детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обычных детей. Эти учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2 - детские дома и школы-интернаты различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей; правда, такие учреждения могут принимать и прочих детей на временной основе из-за тяжелых семейных обстоятельств. Административно такие школы подчиняются Министерству образования Российской Федерации, но планируется передача их Министерству труда и социального развития Российской Федерации.
3 - специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству труда и социальнойзащиты Российской Федерации19.
Детские дома и учреждения интернатного типа. Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.
Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации
20.
Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения21.
Школы-интернаты предоставляют проживание и общее образование детям школьного возраста (в основном общее начальное образование, а в некоторых случаях общее среднее образование).
Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют - особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в Приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь22.
Таким образом, социальное сиротство - явление социальное, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.
В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью23. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят:
- несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным;
- недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам;
- разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;
- недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;
недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи;
- отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.
Недостаточное психологическое обеспечение работы с детьми-сиротами проявляется в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.
Следовательно, для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики.
3. Механизм социальной защиты детей
Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.
Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести:
- детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей;
- детей из девиантных и педагогически запущенных семей;
- детей из приемных семей, многодетных, неполных;
- детей-инвалидов;
- детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии;
- детей безработных граждан;
- детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
- детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность.
К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью.
Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам)24.
Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база, которая включает:
-
бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; -
внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов; -
средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников; -
средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями; -
средства, выделяемые спонсорами и благотворителями; -
средства, выделяемые Русской православной церковью; -
средства, выделяемые другими религиозными организациями25.
Важнейшим направлением укрепления материально - экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.
Заключение
Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (защита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).
Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей.
Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.
Список используемой литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
4."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)