Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) соо 2022 Дисциплина Право Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.03.Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности) СОО 2022

Дисциплина: Право

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Дмитриев Роман Сергеевич

Преподаватель:

Полуянова Ольга Георгиевна


Практическое занятие 2


РПЗ ПД.04. Право

 

Практическое занятие 1 (2 часа).

 

Задание 1. Максимальное количество баллов – 2 б.

Заполните таблицу «Характеристика исполнительной и законодательной власти». Опишите подробно механизм формирования и все функции исполнительной и законодательной власти.  

 

Характеристики

Законодательная власть

Исполнительная власть

Механизм формирования

Законодательные органы государственной власти: Федеральное Собрание РФ и  законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

ФС РФ – парламент РФ – является представительным и законодательным органом государственной власти РФ.

Порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Органы законодательной власти субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ.

Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе.

Ис­пол­ни­тель­ная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ в со­ста­ве его Пред­се­да­те­ля (пре­мьер-ми­ни­ст­ра), за­мес­ти­те­ля (ви­це-пре­мье­ра) и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров.

Про­це­ду­ра фор­ми­ро­ва­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ со­сто­ит из двух ста­дий. На пер­вой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ с со­гла­сия Гос. ду­мы. По­сле трёх­крат­но­го от­кло­не­ния пред­став­лен­ной кан­ди­да­ту­ры Пре­зи­дент РФ мо­жет сам на­зна­чить гла­ву Пра­ви­тель­ст­ва РФ, рас­пус­тить Гос. ду­му и на­зна­чить но­вые вы­бо­ры. На вто­рой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет чле­нов Пра­ви­тель­ст­ва (за­мес­ти­те­ля Пред­се­да­те­ля и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров) по пред­ло­же­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ.

Пра­ви­тель­ст­во РФ – кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, его ра­бо­ту ор­га­ни­зу­ет и ру­ко­во­дит его за­се­да­ния­ми Пред­се­да­тель; со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, пра­во пред­се­да­тель­ст­во­вать на за­се­да­ни­ях Пра­ви­тель­ст­ва име­ет и Пре­зи­дент РФ. 

В систему фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти входят фе­де­раль­ные ми­ни­стер­ст­ва, фе­де­раль­ные служ­бы и фе­де­раль­ные агент­ст­ва. Федеральные министерства подведом­ственны Правительству РФ или Прези­денту РФ. Фе­де­раль­ные служ­бы и агент­ст­ва на­хо­дят­ся в ве­де­нии фе­де­раль­ных ми­ни­стерств или непосредственно подчиняются Пре­зи­ден­ту РФ либо Пра­ви­тель­ст­ву РФ.

Функции

 На Федеральное Собрание РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 

Ми­ни­стер­ст­во РФ яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим функ­ции по вы­ра­бот­ке гос. по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти


 

                                                          

Задание 2. Максимальное количество баллов – 3 б.

Во дворе многоэтажного дома подростки 13-ти лет играли в баскетбол. Ребята случайно попали мячом в окно квартиры, располагающейся на 1 этаже, и разбили стекло. Собственник квартиры предъявил родителям мальчиков счет на замену нового окна. Правомерны ли его действия? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Действия собственника правомерны, т.к. в соответствии с п.1 ст.1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Задание 3. Максимальное количество баллов –4 б.

Прочитайте ситуационную задачу и ответьте на вопросы:

Во время занятия, обсуждая нормативно-правовую базу РФ,  мнения студентов разделились. Один из студентов придерживается мнения, что нормативно-правовой акт - это обычай, установленный государством и именно он обязателен для всех. Другой обучающийся высказался о том, что нормативным правовым актом является решение суда по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. По мнению третьей участницы дискуссии, нормативно-правовой акт - это основной источник права в государстве, который издается государственными органами и регулирует общественные отношения.

Вопросы:

1)      Определите, кто из студентов оказался прав? Охарактеризуйте термин «нормативно-правовой акт» и их виды.

Ответ:

Более верным считаю мнение третьей участницы дискуссии.

Мнение первого студента отчасти неверно, т.к. согласно ст. 5 ГК РФ  обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В свою очередь НПА это письменный официальный документ! Суждение верно в части того, что НПА устанавливается государством и обязателен для всех.

Подвергну сомнению рассуждение второго студента о том, что нормативным правовым актом является решение суда по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. В обосновании своей точки зрения приведу следующую информацию.



Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Виды НПА

-законы

(Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ)

-подзаконные НПА

(Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства, приказы, инструкции. Положения министерств, федеральных агентств, Решения и постановления органов государственной власти субъектов РФ, Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов, локальные нормативные акты)

- международные договоры

- внутригосударственные договоры

2)      Опишите иерархию нормативных правовых актов в РФ.

Ответ:

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ 

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)


По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы. 

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.

Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ. 

Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти. 

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ. 

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ. 

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации 

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции. 

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

3)      Перечислите признаки и отличия нормативных правовых актов от других документов.

Ответ:

НПА, в отличии от других документов, могут издавать только государственные органы и специально уполномоченные государством должностные лица, они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования, существует особый порядок (процедура) принятия НПА.


НПА оформляется по установленной форме, присутствует иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов, содержание НПА составляют правила поведения. В отличие от нормативного правового акта (документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение) ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем указаны.

4)      Предоставьте характеристику понятия высшая юридическая сила. Поясните, какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в РФ?

Ответ:

Высшая юридическая сила закона означает, что закон занимает доминирующее положение в государственной правовой системе и всегда пользуется безусловным верховенством в случае коллизии с ним норм других правовых актов. Это правило лежит в основе деятельности всех без исключения государственных органов власти. Так, например, законодатель обязан исходить из положений акта высшей юридической силы при внесении изменений в действующее законодательство и подготовке новых правовых норм.

Высшую юридическую силу в России имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Задание 4. Максимальное количество баллов – 4 б.

Прочитайте ситуационную задачу и ответьте на вопросы.

16-летний молодой человек увлекался  граффити (от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.) Прогуливаясь со своей 14-летней сестрой, он решил произвести на нее впечатление, и стал рисовать баллончиком на железном ограждении. Сильно увлекшись, он не заметил, что на ограждении была установлена памятная доска известному русскому писателю. Он распылил краску на памятную доску. Молодого человека вместе с сестрой задержала полиция и предьявила обвинение в вандализме. При допросе сестра сказала, что знает статью Конституции, и не будет свидетельствовать против своего брата.