Файл: Методические рекомендации по использованию результатов единой методики социально психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации.pptx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Таранова Татьяна Александровна-
старший методист «ГБУ Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»
Методическое сопровождение СПТ
Социально-психологическое тестирование
Причины резистентности (сопротивляемости) респондентов тестированию может быть комплекс факторов:
ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»
Сайт: https://sakhalinadeti.ru/
Таранова Татьяна Александровна и Колпачева Татьяна Александровна
8 (4242) - 31-24-31 mo.gbutspppsd@sakhalin.gov.ru
10 декабря Горячая телефонная линия для педагогов по организации
Организация профилактической работы с обучающимися образовательных организаций на основе результатов социально-психологического тестирования
Таранова Татьяна Александровна-
старший методист «ГБУ Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»
07.12.2021
Организация и проведение СПТ
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально- психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» Протокол ГАК от 18 декабря 2020г. №47 Пункт 2.4: «… реализовать комплекс мероприятий, направленный на проведение социально- психологических тестирований и профилактических медицинских осмотров в единые сроки» Рекомендации Минпросвещения Письмо Минпросвещения России от 20 августа 2021 года № НН-240/07:«Информация по вопросам организации и проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в 2021/22 учебном году»Методическое сопровождение СПТ
- Руководство по использованию методики социально-психологического тестирования
- (письмо Минпросвещения России от 3 июля 2019 г. № 07-4416)
- Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании
- (письмо Минобрнауки России от 10 октября 2018 г. № 07-738)
- Методические рекомендации по использованию результатов единой методики социально- психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации
- (письмо Минпросвещения России от 13 февраля 2020 г. № 07-1468)
- Планирование и организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ
- (письмо Минпросвещения России от 20 августа 2021 года № НН-240/07
- Стратегия государственной антинаркотической политики
- Указ Президента Российской Федерации № 733 от 23 июня 2020 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года»
- Концепция профилактики употребления ПАВ в образовательной среде Утверждена Минпросвещения России 15 июня 2021
- План мероприятий Концепции профилактики употребления ПАВ в образовательной среде на период до 2025 года
- Методические рекомендации «Организация межведомственного взаимодействия при реализации мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (В разработке)
- Стратегия государственной антинаркотической политики
- Указ Президента Российской Федерации № 733 от 23 июня 2020 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года»
- «Объектами антинаркотической деятельности являются … в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи…» (пункт 11)
- «В формировании системы … участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных организаций…» (пункт 26)
- «При определении методов профилактической деятельности, предпочтение следует отвести сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности…» (пункт 25)
- «…профилактические воздействия должны быть направлены на формирование личной ответственности за свое поведение … и формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у обучающихся…» (пункт 28)
- Стратегия государственной антинаркотической политики
- Указ Президента Российской Федерации № 733 от 23 июня 2020 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года»
- -определяет направления антинаркотической деятельности. Среди них: включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования разделов по профилактике употребления психоактивных веществ.
- Концепция профилактики употребления ПАВ в образовательной среде
- Цель: развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности (включающей учебный, воспитательный и профилактический компоненты), направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций
образовательной среде Профилактика вовлечения в незаконное наркопотребление среди обучающихся Концепция профилактики употребления ПАВ в образовательной среде
- Задачи образовательной организации в профилактике ПАВ: -формирование единого профилактического пространства
- -мониторинг состояния организации профилактической деятельности и оценка ее эффективности
- -минимизация влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся
- -развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников
- -укрепление ресурсов семьи, ориентированных на воспитание у детей и подростков законопослушного, успешного, ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку
- -интеграция профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, региональные и муниципальные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
- -развитие секций, кружков и иных форм организации внеучебного досуга несовершеннолетних на базе образовательных организаций
Социально-психологическое тестирование
- Является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической работы в образовательной организации.
- Полученные результаты определяют ее направленность и содержание, позволяют оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую помощь.
- Методика СПТ направлена на определение вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение:
- - «повышенная вероятность вовлечения» (группа риска: латентная и явная рискогенность)
- - «незначительная вероятность вовлечения»
- Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента, а также склонности к ней
- 2. Контроль соответствия – основан на сопоставлении ответов на синонимичные вопросы
- 3. Минимально возможное время тестирования – не может быть меньше определенного времени, необходимого для обработки информации, обобщения и формулировки ответа
- 4. Нежелание сотрудничать – большое количество последовательных однообразных ответов
Причины резистентности (сопротивляемости) респондентов тестированию может быть комплекс факторов:
1. Нежелание обучающихся участвовать в тестировании. В таком случае следует усиливать мотивационную сторону при организации тестирования, нацеливать обучающихся на возможности самоисследования, самопознания.2. Желание показать себя с лучшей стороны, что влечет неискренность при ответах и отражается на результатах методики.
3. Субъективные факторы, в том числе опосредованная вовлеченность в организационный процесс проведения СПТ в образовательных организациях, включая давление со стороны педагогов, ориентация на «положительные» ответы. Возможное запугивание, требование обязательного участия, неверная трактовка назначения самого тестирования для обучающихся.- Ответственным за организацию проведения CПT при выявлении массовых случаев недостоверности результатов тестирования рекомендуется:
- провести анализ шкал, сказывающихся на результатах достоверности;
- провести мониторинг организации самого процесса тестирования в образовательной организации с завышенными показателями недостоверности ответов респондентов;
- учесть полученный результат в дальнейшей работе.
Методика СПТ направлена на определение вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты
- Факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение:
- -потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, наркопотребление в социальном окружении, склонность к риску, импульсивность, тревожность, фрустрация
- Факторы защиты (протективные факторы) – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска
- -принятие родителями, принятие одноклассниками, социальная активность, самоконтроль поведения, самоэффективность
- 1. Неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты: критическое сочетание редукции нескольких факторов защиты и яркой выраженностью факторов риска. При данном сочетании делается вывод о повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение.
- 2. Актуализация факторов риска при достаточной выраженности факторов защиты: рекомендовано усиление базовой профилактической работы, направленной на снижение факторов риска, и укрепление существующих ресурсов защиты. Пошкальный анализ позволит определить наиболее актуальные направления психолого-педагогической деятельности в работе.
- 3. Редукция факторов защиты при допустимой выраженности факторов риска: рекомендовано усиление базовой профилактической работы, направленной на поддержание и укрепление ресурсов защиты. Данная категория обучающихся нуждается в постоянном педагогическом контроле, в «особом внимании» со стороны педагогов. Специалистам образовательной организации следует уделить внимание содержательному анализу тех условий, которые помогут сформировать факторы защиты непосредственно в школьной среде.
- 4. Благоприятное сочетание: рекомендовано проведение базовой профилактической работы, направленной на поддержание и укрепление существующих ресурсов защиты и снижение вероятных факторов риска. Зачастую факторы риска лежат в поле возрастных особенностей обучающихся. Ориентация профилактической работы — на саморазвитие личности обучающихся.
Принятие одноклассниками Планирование и организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ (письмо Минпросвещения России от 20 августа 2021 года № НН-240/07
- Задача: формирование у обучающихся чувства принадлежности к группе и причастности
- В обучающей деятельности: Использование проектных методов обучения, в том числе их реализация в групповом взаимодействии. Использование методов активного обучения: деловые игры, ролевые игры, дидактические игры.
- В воспитательной и во внеурочной деятельности: Создание педагогических ситуаций, способствующих принятию отвергаемых в группе (классе) подростков с проблемами в обучении, поведении; способствующих включению обучающихся в совместную деятельность, демонстрирующую ресурсные возможности каждого. Формирование условий для самопроявления личности, включение в дополнительное образование, творчество, коллективную ученическую деятельность просоциальной направленности, которая будет способствовать налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. Реализация медиативных (восстановительных) технологий.
- Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению: Проведение социометрического обследования, изучение психологического климата в классе и учреждении в целом. Реализация программ, направленных на сплочение ученического коллектива, формирование толерантности. Реализация программ, направленных на развитие коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе, повышение самооценки.