Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшег образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- по команде «Марш!» (стартовому сигналу) пловцы выполняют толчок ногами, и затем стартовый прыжок.

Стартовый прыжок выполняется из исходного положения, при котором стопы расположены примерно на ширине одной стопы, параллельно друг другу. Пальцы ног захватывают край тумбочки, колени слегка согнуты, туловище наклонено почти горизонтально, лицо обращено вниз вперед; руки отведены немного назад. Угол «бедро — голень» равен 160-170°, центр тяжести расположен над передним краем тумбочки. По команде «Марш!» пловец еще больше наклоняется вперед и, потеряв равновесие, одновременно с махом руками вперед-вверх сильно отталкивается ногами от тумбочки. Войдя в воду, пловец скользит 5-6 м под водой (на глубине от 30 до 50 см), затем начинает гребковые движения ногами, а затем руками.
Техника поворота
Простой поворот типа «маятник» включает следующие элементы:

  1. подплыв к стенке бассейна, коснуться ее одной (правой) рукой напротив другого (левого) плеча;

  2. опираясь правой рукой о стенку, поднять голову и сделать вдох;

  3. опустив лицо в воду, повернуться налево. Приняв положение группировки, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. Во время вращения левая рука, выполняя гребок под водой по дуге направо, помогает повороту тела пловца налево;

  4. поставить ноги на стенку бассейна и, вытянув руки вперед (голова между руками), сильно оттолкнуться ногами от стенки. Проскользив после толчка около 5 м под водой по инерции, пловец начинает движения ногами и руками так же, как и после старта.

Скоростные повороты при плавании кролем выполняются без касания рукой стенки бассейна; используется лишь инерция движения вперед. Скоростной поворот, по сравнению с простым, дает выигрыш во времени от 0,5 до 0,8 с

Пловец начинает поворот, не доплыв до стенки бассейна примерно 1,5 м. Закончив гребок правой рукой, он быстро проносит ее по воздуху вперед и одновременно левой рукой помогает заныриванию и вращению тела вперед относительно поперечной оси. Следующий этап – группировка. К этому времени инерция, двигающая тело вперед, приближает пловца к поворотной стенке. Поставив ноги на стенку бассейна, он начинает толчок ногами. В период толчка и начала скольжения пловец поворачивается на грудь и скользит у поверхности воды, начиная гребковые движения. При плавании на спине выполняется простой поворот с вращением в горизонтальной плоскости. Подплывая к поворотному щиту, пловец касается его ладонью у поверхности воды (на глубине 15-20 см) напротив противоположного плеча. После этого он группируется, сгибая ноги и прижимая колени к груди. Продолжая наплывать на руку и опираясь ладонью на стенку, пловец разворачивается на 180° и ставит ноги на стенку бассейна. Затем, соединив прямые руки за головой, пловец сильно отталкивается от стенки ногами. Скольжение под водой в вытянутом положении происходит на глубине около 30 см. После непродолжительного скольжения пловец начинает движения ногами кролем или дельфином, а затем производит гребок рукой. Вдох во время поворота делается в конце гребка рукой, перед касанием стенки; выдох – через нос, во время скольжения. Скоростной поворот выполняется без касания рукой стенки бассейна.

Дистанции в программе паралимпийских игр
Соревнования проводятся в 50-метровом бассейне на восьми дорожках. Правила FINA для спортсменов с ограниченными возможностями несколько модифицированы. Используется специальные платформы для старта в воде для некоторых дистанций, а также особые метрономы для пловцов с нарушением зрения. Слабовидящим спортсменам требуется ассистент, когда они доплывают до борта бассейна и делают разворот и/или финишируют. Они обязаны соревноваться в непрозрачных плавательных очках. По правилам соревнований запрещено использование протезов и других вспомогательных средств. В предварительных соревнованиях в каждом классе участвуют по восемь спортсменов в каждом в заплыве, а затем лучшие восемь в своем классе соревнуются в финале. Спортсмены с разными ограниченными возможностями стартуют разными способами в зависимости от своего класса – прямо из воды, со специальной платформы в воде или обычный старт со стартовой тумбы. Атлеты со слабым зрением разделяются на три категории в зависимости от степени потери зрения - от S11, для абсолютно невидящих, до S13, для слабовидящих пловцов. В этой категории соревнования проводятся на следующих дистанциях:

• 50, 100 и 400 метров свободным стилем

• 100м на спине

• 100м брассом

• 100м баттерфляем

• 200м индивидуальное комплексное плавание

• эстафета 4x100м свободным стилем и эстафета 4x100м комплексным плаванием.

Для спортсменов с ПОДА классификация основана на нескольких факторах, таких, как сила мышц, координация, подвижность суставов и/или длина поврежденной конечности. Атлетам необходимо пройти классификацию в воде всеми стилями плавания для определения их класса. Пловцы разделяются на следующие категории:

• 10 классов (S1-S10) свободным стилем, на спине и баттерфляем

• 10 классов (SM1-SM10) индивидуальное комплексное плавание

• 9 классов (SB1-SB9) брассом

Чем выше номер класса, тем ниже степень поражения, например, класс 1 соответствует большой неспособности и класс 10 – минимальной неспособности.

На Паралимпийских Играх соревнования проводятся в следующих дисциплинах:

• 50м и 100м свободным стилем: класс S1-S10

• 200м свободным стилем: класс S1-S5

• 400м свободным стилем: класс S6-S10

• 50м на спине: класс S1-S5 • 100м на спине: класс S6-S10

• 50м баттерфляй: класс S1-S7

• 100м баттерфляй: класс S8-S10

• 50м на спине: класс SB1-SB3

• 100м на спине: класс SB4-SB9


• 150м индивидуальное комплексное плавание: класс SM1-SM4

• 200м индивидуальное комплексное плавание: класс SM5-SM10

• эстафета 4x50м свободным стилем и 4x50м комплексным плаванием

• эстафета 4x100м свободным стилем и 4x100м комплексным плаванием
Типичные ошибки при обучении плаванию способом кроль на груди
При изучении согласования дыхания с движениями руками кролем вдох не совпадает с окончанием гребка рукой у бедра.

Поднятая голова. Пловец не опускает голову в воду. Голова во время плавания находится на поверхности.

Недогребание. Большинство людей, которые учатся плавать недогребают в конце гребок.

Высокий локоть. Во время плавания нельзя поднимать локоть слишком высоко. Вместо того, чтобы ускорять время на пронос, получается, что зажимается тело и становится очень тяжело прогребать руками.

Низкий локоть. В фазе гребка под водой слишком рано опускается локоть. В фазе захвата локоть слишком быстро приближается к туловищу пловца.

Руки за осью. Во время плавания пересекают руки за ось.

Зажатость. Во время плавания не стоит зажиматься, нужно плыть расковано, тянуться вперед, ловить скольжение.

Отсутствие центра тяжести или ощущение точки равновесия. Самой распространенной ошибкой являются, так называемые, тяжелые ноги. В таком случае центр тяжести находится слишком низко и спортсмен вместо того, чтобы максимально эффективно двигаться вперед прикладывает немалые усилия, чтобы поддерживать тело на поверхности воды. В таком случае вам необходимо интенсивнее работать ногами, постараться втянуть живот и опустить голову ниже.

Рука, которая идет на гребок тянется слишком далеко. Если рука тянется слишком далеко, позвоночник непроизвольно изгибается в дугу, тем самым тело уже не напоминает ровную линию. Появляются новые точки, препятствующие хорошему скольжению. Обращайте внимание на то, чтобы плечи во время начальной фазы гребка были по-прежнему перпендикулярны телу.

Отсутствие завершительной фазы гребка. Рука совершившая гребок слишком рано расслабляется, и вторая рука начинает гребок. Результатом этой ошибки будет потерянное качество движения, что приведет к снижению скорости. Гребок начинается с максимально вытянутой руки вперед и заканчивается, когда гребковая рука находится возле бедра.

Сгибание коленей во время работы ногами и неумение оттягивать носки. Пловец работает ногами сгибая их в коленях. Это приводит к эффекту «велосипеда», что в большинстве случаев приводит к обратному эффекту и вместо продвижения вперед, пловец создает сопротивление. Работа ног должна исходить от таза, лишь небольшое сгибание в коленях допустимо.


Слишком частое движение руками.


Методика обучения движению руками в кроле на груди

Часть урока

Частные задачи

Средства

Дозировка

Методические приемы обучения, воспитания, организации

Суша

Подготовительная часть

1.Организовать занимающихся на занятие


1. Построение.

2. Сообщение задач занятия.

3. Расчет по номерам.

15 сек.

15 сек.
15-20 сек.

«Равняйсь! Смирно!»

Быстро, четко, доступно.

По порядку номеров.

2.Подготовит

организм

занимающихся к

работе в

основной

части занятия.


О.Р.У. на суше:

1) И.П. – узкая стойка, руки вниз соединены в замок

1 – встать на носки поднять руки посмотреть на кисти рук;

2 – и.п.; 3 – 4 – тоже.

2) И.П. –стойка руки на поясе.

1 – поворот головы налево; 2 – и.п.;

3-4 – тоже направо.

5 – наклон головы влево; 6 – и.п.;

7-8 – тоже вправо.

3) И.П. – стойка руки перед грудью, кисти в замок.

1 – выпрямить руки вперед, кисти развернуть наружу;

2 – и.п; 3-4 – тоже.

4) И.П. – о.с.

1-4 – вращение рук вперед; 5-8 – назад.

5) И.П. – наклон вперед прогнувшись, руками обхватить себя за плечи.

1 – замах руками назад, хлопок за спиной;

2 – и.п.; 3-4 – тоже.

5) И.П. – стойка руки вверх, соединены в положении «стрелочка»

1 – наклон влево; 2 – наклон вправо; 3 – наклон назад; 4 – и.п.

6) И.П.– стойка, ноги на ширине плеч, руки вверх, соединены в положении «стрелочка» 

1-2-3- глубокий наклон с пружинистыми движениями, 4 – и.п.

7) И.П. – стойка наклон вперед прогнувшись, руки в стороны.

1 – поворот налево, правой рукой тянемся к носку левой ноги;

2 – и.п.;

3-4 – тоже налево.

8) И.П. – стойка руки на поясе.

1-4 – вращение тазом вправо;

5-8 – тоже влево.

9) И.П. – в полуприсяде, руки на коленях.

1-4 – вращение в коленных суставах вправо;5-8 – тоже влево.

10) И.П. – о.с.

Подъемы на носки.


8-10 р.

8-10 р.


12-15 р.

8-10 р.

10-12 р.
10-12 р.
10-12 р.

10-12 р.


10-12 р.

8-10 р.

20 р.


Тянемся вверх, смотрим вверх, голову не запрокидываем назад. Кисти разворачиваем наружу в верхнем положении.
Плавно поворачиваем и наклоняем голову без рывка. При повороте смотрим назад, без вращения плеч. При наклоне – тянемся ухом к плечу.
Спину держим ровно, разворачиваем кисти при выпрямлении рук. Полностью выпрямляем руки в локтях.

Амплитуда – максимальная, кисти раскрыты.

Спину держим ровно, амплитуда – максимальная, без рывков, менять руки сверху при возвращении в и.п.

Тянемся в сторону, не разворачиваем таз.

При наклоне назад – немного согнуть ноги, максимально тянемся назад.

Ноги не сгибать, тянемся грудью к коленям, пальцами к полу, плавно. Спину не округляем. Голову назад не запрокидываем.

Скручиваем туловище, таз не вращаем. Ноги не сгибать, спину не округлять, спину держим ровно. При повороте одна рука вниз, другая – тянется вверх.

Плечами не вращаем, ноги немного сгибаем в коленных суставах.


Небольшая амплитуда, без боли, при вращении выпрямлять и сгибать ноги.
Ноги выпрямлены полностью. Делаем плавно.

Основная часть

1. Разучить движению руками в кроле на груди.

1) И.П. – стоя в наклоне вперед прогнувшись: имитация одной рукой движений, как при плавании кролем на груди.

2) То же, но другой рукой.

3) То же, но двумя руками попеременно.

4) 1 рука вытянута вперед имитация другой рукой движений, как при плавании кролем, делаем вдох под гребок.

5) То же, но имитация согласования движений обеих рук и дыхания.


6) Лежа на животе, руки вперед, соединены в положении «стрелочка». Имитация движения ногами кроль на груди.

30 сек.

30 сек.
30 сек.
30 сек.

30 сек.
30 сек.


Обратить внимание занимающихся на активное начало гребка ладонью и предплечьем («Захватывай воду ладонью, удерживай локоть высоко!»).

Голова для вдоха поворачивается в сторону руки, имитирующей движение «окончание гребка». При этом необходимо следить, чтобы голова не приподнималась. Обращают внимание на непрерывное согласование движений рук: в то время как одна рука имитирует «окончание гребка, и выход руки из воды», другая выполняет «захват воды» кистью.

Ноги работают от бедра, в коленях не сгибать, носки натянуты, развернуты внутрь.

Заключительная часть

1.Восстановить дыхание после нагрузки и подготовить организм ко входу в воду



1. И.П. – сед.

1-3 пружинящие наклоны вперед; 4 – и.п.

2. И.П. – сед, руки назад в замок.

1-3 – пружинящими движениями поднимаем руки вверх; 4 – и.п.

3. И.П. – лежа на спине. Тянемся руками вверх, ногами вниз.

8-10 р.

8-10 р.

5х4 сек.

Руками тянемся к носкам, грудью к коленям.

Спину держим ровно, вперед не наклоняться руки выпрямить полностью, делаем плавно, без рывков.

Удерживать положение 4 сек. После расслабиться – 4 сек. Носки оттянуты.







Душ

10 мин.




Вода

Подготовительная часть

1. Организовать учеников для входа в воду

1. Построение.

2. Расчет по номерам

1

мин.

«Равняйсь! Смирно!»

По порядку номеров

2.Подготовить

организм

занимающихся к

работе в

основной

части занятия.

1. Выдохи в воду, стоя на дне в наклоне вперед.

2. Свободное плавание.

5-6 р.

4х25 м.

Опускаем лицо в воду полностью, выдыхаем ртом и носом

Плывем в среднем темпе, доступным и наиболее удобным способом.

Основная часть

1. Разучит работу гребка в плавании кроль на груди.

1. Стоя возле бортика, руки на бортике, имитация гребковых движений руками как в плавании кроль на груди.

2. То же, но лицо опущено в воду. Выполнять дыхание под гребущую руку.

3.Тоже только с работой ног.

4.С доской работая ногами, попеременно, работать только правой рукой – 1 бассейн, обратно – левой.

5. Плавать на ногах, кролем на груди, с доской в руках, руки попеременно правая, левая.

6. Плавать на ногах, кролем на груди, без доски, работа рук попеременно правая, левая.

 7. Плавать на руках кроль на груди, в ногах калабашка.

 8.Плавать в полной координации способом кроль на груди.

30 сек.

30 сек.


30 сек.
4х25 м.

4х25 м.


4х25 м.


4х25 м.

4х25 м.

Подбородок на поверхности воды, дыхание произвольное. В конце кладем руку на бортик.

Руки не шлепать по воде, голова в воде. Стоя на месте.

Выдох в воду.

Руки не сгибать. Вытаскивать из воды. Колени не сгибать ноги работают в одном темпе. Носки натянуты и развернуты внутрь.

 Руку класть на доску.

Темп средний, ноги работают не останавливаясь. Следить за руками, тянуться вперед рукой. Локоть сильно не поднимать из воды. Не переваливать с боку на бок. Сильный гребок.

 Ноги держат калабашку.

Темп средний. Следить за техникой.


Заключительная часть

1.Восстановить дыхание после нагрузки.

 


1. Выдохи в воду, стоя на дне в наклоне вперед.

2. Свободное плавание

 

5-6 р.
2х25 м.

Тянем подбородок. Глубокий вдох, выдох

Плывем в медленном темпе, доступным и наиболее удобным способом.

2.Органи-зованно

завершить

занятие.


1. Организованный выход из бассейна.

2. Построение, расчет по номерам.

4. Подведение итогов


1 мин.
15-20 сек.

1 мин.


Выход из бассейна по лестнице, не толкаясь.

«Равняйсь! Смирно!»

По порядку номеров.

Оценить работу занимающихся.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова. – М.: Академия, 2014. – 320 с.




  1. Литвинов, А.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание / А.А. Литвинов, А.В. Козлов, Е.В. Ивченко. – М.: Академия, 2014. – 272 с.

  2. Гузман, P. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей / P. Гузман. – М: Попурри, 2013. – 288 с.