Файл: Факультет среднего профессионального образования кафедра права и организации социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.

В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым — устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.


Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

1.3 Виды социального обеспечения

Вид социального обеспечения – это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Выделяют следующие виды социального обеспечения в РФ:

1) Пенсия является наиболее значимым видом социального обеспечения, исходя по количеству обеспечиваемых и согласно объему расходуемых средств.

Пенсия представляет собой форму денежных выплат, осуществляемую государством через специализированные органы, которые представляют собой пенсионные фонды.

Субъектом признается лицо, которое признанно нетрудоспособным, в следствии достижения определенного возраста, а также признанное нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо в процессе осуществления каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов, престарелым и т. д.). 

Пенсия любого гражданина находится в прямой взаимосвязи с его ранее осуществляемой трудовой деятельностью, а также с размером ранее получаемой оплаты его труда.

Цель пенсии выражается в материальном обеспечении граждан, а также в предоставлении им единственных или основных источников для существования.


Таким образом, пенсия представляет собой государственные выплаты, которые производятся из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан.

2) Пособия в социальном обеспечении различаются по целям, источникам выплат и субъектам:

2.1) Трудовые пособия, выплачивают лицам, которые состояли в трудовых отношениях с предприятием и утратили заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью.

2.2) Социальные пособия, выплачивают лицам, в установленном порядке, в определенных случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью оказания материальной помощи.

2.3) Семейные пособия. На данное пособие имеют право семьи. Основное социальное назначение семейного пособия – это оказание государственной материальной помощи семьям, которые понесли дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях.

3) Льготы представляют собой стремление некоторым субъектам, обеспечение кому-либо , частичное освобождение от исполнения определенных правил, обязанностей или обеспечение условий их исполнения. Данный вид обеспечения применяется довольно обширно. Сюда относят частичную оплату за лекарственные средства и коммунальные услугу, частичная оплата стоимости путевок в санатории и лагеря, за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

4)Натуральное обеспечение, т. е. предоставление определенным субъектам в собственность или в использование материальных ценностей. Здесь, имеется виду предоставление бесплатного обеспечения протезно-ортопедических изделий, средства передвижения, лекарственные препараты некоторых групп инвалидов, предоставление жилища из жилищного фонда государства

Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.


2. Финансовые основы социального обеспечения

2.1 Понятие финансовой основы социального обеспечения и ее правовое регулирование

Экономической основой осуществления человеком права на социальное обеспечение являются специально для этого предназначенные финансовые источники (средства). В Конституции Российской Федерации 1993 г. нет упоминания о таких средствах, не указывается и порядок их образования и распределения. Это вытекает из социальной функции собственности и конституционных принципов, на которых основано функционирование отечественной экономической системы. К ним можно отнести такие принципы: использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом; возможность государственного регулирования экономических.


В советской литературе финансовые средства, направляемые на нужды социального обеспечения, именовались фондом социального обеспечения. В последние годы данный термин вышел из обихода в литературе научной и делового оборота. Применительно к современному периоду развития страны представляется вполне возможным его условное использование с учетом происходящих перемен. Во-первых, в его состав входят средства обязательного социального страхования (бюджеты ПФР, ФСС России, ФФОМС). Они направляются на социально-страховое обеспечение застрахованных лиц, а в отдельных, установленных законом, случаях и членов их семей; во-вторых, та часть государственного бюджета, которая непосредственно ассигнуется (направляется) на социальное обеспечение граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию. К ним относятся, например: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и

члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иных граждан в случаях, установленных законом1.

Названные выше фонды обязательного социального страхования и ассигнования из государственного бюджета организационно не объединены в одном каком-либо фонде социального обеспечения. С экономической точки зрения фонд социального обеспечения является главным фактором, определяющим материальное и социальное положение еще, временно и уже нетрудоспособных лиц, безработных и иных категорий граждан. Безусловно, уровни экономического, духовного и политического развития страны оказывают непосредственное влияние на возможности правового регулирования отношений в области социального обеспечения. Чем выше эти уровни развития, тем стабильнее положение дел в социальной сфере государства, включая и социальное обеспечение. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов снижает степень участия государства в эффективном осуществлении гражданами своих прав в области социального обеспечения.

Средства обязательного социального страхования. В начале 90-х гг. XX в. в России началось формирование системы обязательного социального страхования, обусловленной переходом страны к рыночной модели экономических отношений. В рамках данной системы страхования были образованы специализированные фонды (социальные страховые фонды). К таковым относятся: ПФР; ФСС России; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; ФФОМС. За счет средств данных фондов осуществляется материальное обеспечение по обязательному социальному


страхованию (социально-страховое обеспечение) застрахованных лиц, а в отдельных случаях и членов их семей2.

По российскому законодательству названные социальные страховые фонды, как и ассигнования (денежные средства) из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, экономически и организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения.

Обязательное социальное страхование как система юридически оформлено Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (Закон о социальном страховании), который стал актом кодификацированного значения (или рамочным законом).

В Законе о социальном страховании впервые было:

-сформулировано понятие обязательного социального страхования;

-закреплены принципы осуществления данного страхования;

-определены социальные страховые риски и социальные страховые случаи, при наступлении которых осуществляется социально-страховое обеспечение застрахованных лиц;

-создан правовой механизм формирования финансовых средств;

-подчеркнута автономность бюджетов социально-страховых фондов (они не входят в состав государственного бюджета);

-предусмотрены гарантии устойчивости финансового положения социально-страховых фондов;

- определены виды социально-страхового обеспечения и т. д.

Сбор страховых взносов, контроль за их поступлением от плательщиков данных взносов (страхователи) осуществляли сами социально-страховые фонды. Это позволяло обеспечивать наибольший объем их поступлений в бюджеты фондов.

Размер тарифов страховых взносов, как и бюджеты социально-страховых фондов, а также исполнение их бюджетов утверждались федеральными законами ежегодно.

В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования Закон о социальном страховании определяет принцип автономности финансовой системы. Поэтому бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и не подлежат изъятию.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пени; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству.