Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Прилепин Олег Сергеевич Преподаватель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Прилепин Олег Сергеевич

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Цель занятия: закрепление знаний об основных методических приемах, средствах обучения и видах упражнений по обучению грамоте в сфере организации уроков, об уровнях работы по развитию речи, о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.


Задание 1.

(максимальное количество баллов – 5 баллов)
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:

1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

2) последовательность изучения букв, чем она определяется;

3) структура и содержание типовой букварной страницы (разворота);

4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

6) литературный материал (какой и как представлен);

7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.

БУКВАРЬ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ

БУКВАРЬ В.В. РЕПКИНА

Главной целью обучения в данном случае заключается в том, чтобы заложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Главной целью обучения становится развитие личности ребенка. Главный метод обучения – исследование.

На изучение курса в данном случае отводится 207 часов. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы и так далее).

В основу букваря положены ознакомление детей с буквами и самостоятельное освоение наиболее общих способов письма и чтения. Достигается это за счёт выделения звукового состава слова, построения его слого-звуковой модели, а затем письменной записи.

Материал здесь усложняется: знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Этот учебник представляет собой диалог любознательных первоклассников Маши и Алёши, приглашающих ребят к разговору, а помогают ребятам на протяжении всего учебника забавные человечки – дедушка Ус, дядюшка Ага, Авосик и Небойсик.


Здесь же дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

Авторы учебника предлагают особый порядок введения букв, основанный на идее о формировании письма и чтения как взаимообратных действий.


При работе с текстами Букваря и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

Весь материал, приведённый на букварной странице, предварительно отрабатывается в различных видах деятельности. Дети рассматривают картинки, проводят звуко-буквенный анализ, подписывают соответствующие картинки, читают слово по карточке и рисуют схему в тетради.
Специальным условным знаком обозначены страницы учебника, где приведены тексты для детей, умеющих читать. Преимуществом учебника является то, что он ориентирован на учащихся с разным уровнем подготовки.


Методический аппарат букваря представлен звуковыми таблицами, «лесенками» слогов, большим количеством схем предложений и целых текстов. Каждая буква изучается в неразрывной связи с её использованием в речи. Дети упражняются в самостоятельном составлении слов, предложений и текстов. Это огромная база для развития речи учащихся!

Тем не менее, стоит отметить, что учебник не адаптирован для учащихся, которые не умеют читать и не знают всех букв алфавита, так как предложения и тексты вводятся сразу параллельно с изучением букв.

Методический аппарат очень разнообразен: для закрепления слогового чтения используются слоговые и звуковые модели, модели предложений, слоговые и словесные «дорожки», столбики слов для чтения, нахождение соответствующих картинок.


С точки зрения развития речи учебник составлен прекрасно: огромное множество текстов (как русских авторов, так и зарубежных), обилие стихотворений, реальных фактов о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и пр., а также вопросов для устного рассуждения, построения диалога, устных зарисовок.

Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют.

Имеются задания для развития речи – чтение небольших текстов, их пересказ; построение диалога или целой дискуссии на определенную тему; ответы на вопросы; устные зарисовки.

На уроке по данному учебнику моделирование играешь важнейшую роль – составление моделей сопровождает изучение каждой темы.


Вывод: букварь дает широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает большой выбор текстового материала и значительное количество материала из синтаксиса. Однако такой учебник не подходит учащимся, изначально не умеющим читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другим наглядным материалом.

Вывод: каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка.




1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?

БУКВАРЬ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ

Рассмотрим конкретную тему: «Буква Ш, ш». Никаких моделей слова в данном учебнике не наблюдается. Буква дается сразу как составная часть слова, а не отдельная единица языка. Слова даются в большом количестве, при этом сразу вводится правило о написании ши через и.

1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.

При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.

Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:

1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);

2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);

3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).

На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:

1) предложение состоит из слов;

2) в каждом предложении определённое количество слов.

Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:

1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;

2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);

3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).

Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:


1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).

Данные схемы-модели используются на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.

Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.

Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.

Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.

 Использование схем на разных этапах урока основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.

1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).


1.

Запись слогов и слов под диктовку. (На доске название задания)
- Очень хорошо. Я вам буду диктовать слоги, а затем слова.

Записывайте их аккуратно.

ям, яр, як, ял, ян

яма, ребята, маяк.

- Сколько звуков обозначает буква я? Докажите.

2.

Чистописание.

Достаю из конверта и читаю подсказку

– На ключе от замка слово из двух слогов, в котором звуков больше, чем букв, первый слог ударный. Давайте найдем это слово. Прочитаем слова хором. (Елка, еж, снежинка, юла, урок)

– В каких из этих слов два слога? (елка, юла, урок)

– В каком из них звуков больше, чем букв? (елка, юла)

– В каком из слов первый слог ударный? (елка)

– Какой же ключ нам нужен? (Со словом “елка”)

- Молодцы!

Открываю доску. На доске



– Посмотрите, и здесь задание! Кот – проказник слепил между собой буквы для чистописания. Кто догадался, что это за буквы? (Строчная в,д и у)

– Какая из этих букв обозначает гласный звук? (У)

– Из скольких элементов состоит эта буква? (из двух)

Задание 2.

(максимальное количество баллов – 5 баллов)
2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Как называются предметы, изображенные на иллюстрации?

- Стул, кресло, скамейка.

- Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон.

- А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны?

- Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят.

- Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека?

- Стул, кресло, трон.

- Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]?

- Стул, кресло, трон (хором).

- в слове «стул».

- Докажите, что вы правы.

- Сту[ллл].

- Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул».
(Самостоятельно составляют из фишек)

- Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.)

- Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой.

- А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна.

- Синюю. Зеленую.

- Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык.

- [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам.

- Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой?

- Согласный.

- [л] (кладут руку на горло). Звонкий.

- Твердый или мягкий?

- Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне.

- [л]. Твердый.

(Показывают синюю фишку.)

- Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук.

- Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале.

- Лавка (лавочка).

- В каком еще слове есть звук [л]?

- Кресло.

- Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]?

- Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова.

- Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким?

- Мебель.

- Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук?

- Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’].

- Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить?

- Что еще мы должны узнать о согласном?

- Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку.

[л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный.

- Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят звук и показывают зеленую фишку)
(На доске появляется схема )

- С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».)

- [л] и [л’].

- Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются?

- [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий.

- Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки.

- Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.)