Файл: Булавко Виктория Юрьевна практическое здание. Возрастная психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Булавко Виктория Юрьевна
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДАНИЕ. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка- дошкольника?
Ответ :
Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков времени.
Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними.
В дальнейшем при появлении в жизни ребенка новых объектов он будет их сравнивать с уже знакомыми.
Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей.
2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?
Ответ:
Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя. Процесс собственного изменения выделяется для самого ребенка как новый предмет
Именно в этом возрасте происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). В подростковой возрасте ведущая деятельность сменяется на социально-значимую, соответственно в этом возрасте начать учебную деятельность сложнее, проще это сделать в младшем школьном возрасте.
3. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?
Ответ:
Согласно «доминанте романтики» в таком возрасте у подростков превалируют идеалы, далекие от реальности: поп-звезды, известные личности, супергерои и т.д. Подросткам не очень характерно стремление к «реальным» целям – покупка квартиры, машины, получение высокой должности. Им кажется, что, имея возможности, можно достичь многого, но не всегда есть понимание, а зачем вообще совершать тот или иной поступок. Именно поэтому рациональные комментарии взрослых в таком возрасте кажутся им чем-то навязанным и ограничивающим свободу.
4. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости.
Сравните ее с известными вам позициями психологов.
Ответ:
Ведущая деятельность в период зрелости – наставничество. В первом периоде эпохи зрелости человек реализует потребность передать опыт последователю, становится наставником на жизненном или профессиональном пути своего ученика. Во втором периоде эпохи зрелости статус ведущей деятельности приобретает коллективное творчество. Зрелость – самый длительный период жизни человека.
Э. Эриксон считал, что зрелость захватывает время от 25 до 65 лет, т.е. около 40 лет жизни. Американский психолог Р. Кесслер считал так: «Всё говорит о том, что средний возраст – это самое лучшее время жизни. Вас ещё не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-
Булавко Виктория Юрьевна нибудь меня? смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?»
Многие исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом.
Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».
Моя точка зрения такова: чем старше человек, тем больше у него приобретенного жизненного опыта, тем больше возможностей реализовывать себя в различных сферах деятельности.