Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Усталостное разрушение уплотнений

Как показывает опыт, уплотнения при возвратно-поступательном движении обычно перестают обеспечивать необходимую герме­ тичность из-за усталостного разрушения вследствие постепенного вырывания частиц резины (при перемене направления движения), выдавливаемых в зазор подвижного соединения.

Согласно опытным данным, характер кривых изменения долго­ вечности (число N циклов изменения напряжений до наступления

повреждения) в зависимости

от рабочего давления жидкости р

напоминает

характер

кривых

выносливо­

сти

для

металлов

в

координатах

стоп,

N,

где через стоп

обозначаются предельные

на­

пряжения.

 

 

 

 

 

 

 

Считаем,

что

характеристика

цикла

/• =

0 m l "

для данной конструкции

уплот-

нения сохраняется постоянной с измене­ нием р. Для дальнейших расчетов при­ нимаем зависимость

p»'n // = const.

(46)

Эту зависимость распространяем на весь диапазон числа циклов, имеющих место при работе уплотнений.

Допускаемое давление при данной дол­ говечности уплотнений с учетом изменения диаметров уплотняемых поверхностей и чистоты обработки

M = -£f~efc

N, цикл.

Рис. 27. Изменение долго­ вечности уплотнений в за­ висимости от давления запираемой жидкости:

/ — малогабаритная

ман­

жета; 2 — манжета

(ГОСТ

6969—54); 3 — кольцо круг­

лого сечения

(46)

где

р о п — предельное давление, снятое с

кривой

долговечности

при

d =

70 мм и

чистоте

обработки

уплотняемой

поверхности

V 7 — V 8 ;

е —• коэффициент,

учитывающий влияние

на

долговеч­

ность

изменения диаметра

уплотняемой

поверхности

(при

d

=

=

70

мм

е =

1);

р — коэффициент, учитывающий

влияние

иа

долговечность

чистоты обработки (при

V 7 — у 8

(3 =

1); [/г]

коэффициент запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо дальнейшее изучение коэффициентов ё и р\

 

 

 

Диаграммы

долговечности,

построенные с учетом

опытных

и

расчетных данных для основных разновидностей

уплотнений

и

полученные

для

диаметров

штока

и

поршня

70

мм

при

w m a x

 

0,6 м/с, приведены на

рис. 27.

получено

приближенное

 

При

обработке

опытных

данных

значение показателя .степени т\ для различных резиновых уплот­ нений т ^ 3. Эти .кривые необходимо рассматривать как сравни­ тельные ориентировочные, так как полученные данные испытаний на долговечность имеют значительный разброс, -

57


Малогабаритные манжеты с усиленной рабочей частью и шев­ ронные резинотканевые манжеты (ГОСТ 9041—59), имеющие мень­ шую герметичность, а следовательно, лучшую смазку, обладают большей долговечностью.

Наименьшей долговечностью обладают резиновые кольца круг­ лого сечения (ГОСТ 9833—61) без защитных шайб и манжеты (ГОСТ 6969—54).

При применении манжет чаще выходят из строя уплотнения поршня, а при применении колец круглого сечения — уплотне­ ния .штока.

Как видно из рис. 27, допускаемые давления жидкости при длительной непрерывной работе являются сравнительно неболь­ шими: [р] = 30-ъЮО кгс/см2 при коэффициенте запаса In] = 2.

Приведенные зависимости роп и N позволяют вести прибли­ женные расчеты долговечности, т. е. определять допускаемое рабочее давление \р] в зависимости от числа необходимых рабо­ чих циклов N (двойных ходов).

При работе иногда имеют место разные давления р. Прибли­ женное суммирование усталостных напряжений производится

определением приведенного

- числа

циклов напряжений

Nnp,

соответствующего основному

режиму

при давлении ръ

 

P?N!+p?N2+

•••

=p"'Nnp.

 

Откуда получим приведенное число циклов,

соответствующее

давлению р ь

 

 

 

 

Л^п р = N1 +

N2 ( A . J 1 +

+

. . .

(47)

Для повышения

долговечности

уплотнений

целесообразно:

1)применять защитные шайбы из фторопласта против выдав­ ливания части уплотнения в зазор;

2)испытывать и применять новые, более прочные материалы, например, резинотканевые материалы, пластмассы, капрон, ней­ лон и др.;

3)применять уплотнения с усиленной опорной частью.

При определении необходимой долговечности надо учитывать конкретный срок службы машин.

Применяемые в станкостроении нормы долговечности уплот­ нений характеризуются следующими данными: продолжительность

эксплуатации кожаных манжет

600 ч, мягких

набивок 500—

800 ч и металлических поршневых

колец 2000 ч

[80].

Коэффициент работоспособности уплотнений

Принимаем за исходное выражение

PonN = d .

58


15-30°
Рис. 28. Приемные, _ конусы на штоке и цилиндре для сборки уплотнений
я-зо1
Я

Для практических расчетов удобнее пользоваться выражением коэффициента работоспособности уплотнений С

 

 

 

С = р(пГГ,

 

 

(48)

где С = I

)

; N

= бО/гГ число двойных ходов за

время

Т;

п — число

двойных

ходов

в мин; Т—-общее

врем-я

работы,

ч.

В соответствии с опытными данными получены следующие

значения

С (при d = 70 мм и wr a a x я» 0,6 м/с):

 

 

 

Для

манжет

(ГОСТ

6969—54)

2800

 

 

 

Для

малогабаритных

манжет

3600

 

 

 

Для

шевронных манжет

3000

 

 

 

Для

колец круглого

сечения

2500

 

 

Пользуясь этими значениями С, можно вычислить предель­ ные значения Т при заданных р и п.

Износ уплотнений

Выход из строя уплотнений, работающих при возвратнопоступательном движении, по причине износа рабочих поверх­ ностей вероятен только при большой длине хода поршня.

Определение долговечности уплотнений при износе рассмотрено ниже (см. уплотнения для соединений с вращатель­ ным движением, где износ является основ­ ным фактором, влияющим на работоспо­ собность соединения).

Заметим, что для нормальной работы уплотнительных элементов очень важно, чтобы не было повреждения запирающей поверхности при сборке, для чего необхо­ димо предусматривать соответствующие приемные конусы на штоках и цилиндрах (рис. 28).

Обычно при повреждении запирающей поверхности при сборке уплотнение не обеспечивает герметичности.

14. РАБОТА СИЛ ТРЕНИЯ В УПЛОТНЕНИЯХ

ИТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО АГРЕГАТА

Разогрев гидравлического агрегата (при отсутствии гидравли­ ческого сопротивления) зависит от потерь энергии в уплотнениях, от типа уплотнения и давления запираемой жидкости.

При применении высоких давлений во многих случаях нагрев может быть значительным, • что сокращает продолжительность непрерывной работы.

59



На рис. 29 представлено изменение температуры на наружной

поверхности

цилиндра с диаметром

штока 70 мм при возвратно-

поступательном движении

( f m a x =

0,6 м/с) в зависимости от

продолжительности работы

при давлении

250—500 кгс/см2 для

различных

уплотнений.

Объем

масла

1 дм3 , вес агрегата

120 кгс.

 

 

 

 

Как видно из этого рисунка, при применения уплотнения, со­ стоящего из одной манжеты (ГОСТ 6969—54) и двух шевронных манжет (ГОСТ 9041—59), через 10—15 мин. после начала работы

Рис. 29. Изменение температуры цилиндра гидрав­ лического агрегата в зависимости от продолжи­

 

 

тельности работы для различных уплотнений:

 

 

/ — по одному

резиновому

кольцу круглого

сечения,

 

 

р = 500

кгс/см2 ;

2—по одно»

 

манжете (ГОСТ 6969—54)

 

 

с защитными фторопластовыми

кольцами, р = 5 0 0

кгс/см*;

 

 

3 — по одной малогабаритной

манжете,

р = 500

кгс/см2 ;

 

 

4 по

одной манжете (ГОСТ

6969—54), р = 300 кгс/см2 ;

 

 

5—по одной манжете (ГОСТ 6969—54),

р = 5 0 0

кгс/см2 ,

 

 

охлаждение; 6 — дифференциальное уплотнение

резино­

 

 

вым кольцом,

р = 250 кгс/см2 ; 7 — по две шевронные

 

 

манжеты (ГОСТ 9041 —59) из доместика,

р = 500

кгс/см2 ;

 

 

5 — по одной манжете (ГОСТ

 

6969—54),

р = 3 0 0

кгс/см2

 

 

Т,Ч

н двум шевронным (ГОСТ 9041 —59)

 

2

4

 

 

 

 

 

 

 

при давлении

300 кгс/см2

температура

цилиндра

достигает

100—120° С, а температура масла примерно 60—80° С.

 

Ввиду очень быстрого нагрева цилиндра и масла гидроци­

линдр через

несколько минут приходится

выключать для охлаж­

дения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При применении шевронных манжет из доместика и нажимных колец из текстолита температура растет очень быстро. Так, в те­ чение 1—2 ч работы при давлении 400—500 кгс/см2 температура цилиндра достигает примерно 120—200° С, при этом текстолитовые кольца по рабочей поверхности обугливаются и иногда имеет место повреждение хромового покрытия стальных деталей.

Применение фторопластовых защитных шайб уменьшает на­ грев, вследствие уменьшения выдавливания резины в зазоры и улучшения смазки из-за увеличения утечки жидкости.

При других уплотнениях, например состоящих из уплотни­

тельных

колец круглого сечения или малогабаритных манжет,

нагрев

происходит

медленно. При работе в течение

нескольких

часов

температура

достигает некоторого

максимума

(например,

60° С при давлении

500 кгс/см2 ) и далее

не повышается. Такое

уплотнение может длительно работать без остановки

при данном

давлении. Обычно

с изменением давления температура нагрева

цилиндра

и масла

также изменяется.

 

 

60