ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 8
Усталостное разрушение уплотнений
Как показывает опыт, уплотнения при возвратно-поступательном движении обычно перестают обеспечивать необходимую герме тичность из-за усталостного разрушения вследствие постепенного вырывания частиц резины (при перемене направления движения), выдавливаемых в зазор подвижного соединения.
Согласно опытным данным, характер кривых изменения долго вечности (число N циклов изменения напряжений до наступления
повреждения) в зависимости |
от рабочего давления жидкости р |
|||||||
напоминает |
характер |
кривых |
выносливо |
|||||
сти |
для |
металлов |
в |
координатах |
стоп, |
N, |
||
где через стоп |
обозначаются предельные |
на |
||||||
пряжения. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Считаем, |
что |
характеристика |
цикла |
||||
/• = |
0 m l " |
для данной конструкции |
уплот- |
нения сохраняется постоянной с измене нием р. Для дальнейших расчетов при нимаем зависимость
p»'n // = const. |
(46) |
Эту зависимость распространяем на весь диапазон числа циклов, имеющих место при работе уплотнений.
Допускаемое давление при данной дол говечности уплотнений с учетом изменения диаметров уплотняемых поверхностей и чистоты обработки
M = -£f~efc
N, цикл.
Рис. 27. Изменение долго вечности уплотнений в за висимости от давления запираемой жидкости:
/ — малогабаритная |
ман |
жета; 2 — манжета |
(ГОСТ |
6969—54); 3 — кольцо круг
лого сечения
(46)
где |
р о п — предельное давление, снятое с |
кривой |
долговечности |
||||||||||||
при |
d = |
70 мм и |
чистоте |
обработки |
уплотняемой |
поверхности |
|||||||||
V 7 — V 8 ; |
е —• коэффициент, |
учитывающий влияние |
на |
долговеч |
|||||||||||
ность |
изменения диаметра |
уплотняемой |
поверхности |
(при |
d |
= |
|||||||||
= |
70 |
мм |
е = |
1); |
р — коэффициент, учитывающий |
влияние |
иа |
||||||||
долговечность |
чистоты обработки (при |
V 7 — у 8 |
(3 = |
1); [/г] |
— |
||||||||||
коэффициент запаса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Необходимо дальнейшее изучение коэффициентов ё и р\ |
|
|
||||||||||||
|
Диаграммы |
долговечности, |
построенные с учетом |
опытных |
|||||||||||
и |
расчетных данных для основных разновидностей |
уплотнений |
|||||||||||||
и |
полученные |
для |
диаметров |
штока |
и |
поршня |
70 |
мм |
при |
||||||
w m a x |
|
0,6 м/с, приведены на |
рис. 27. |
получено |
приближенное |
||||||||||
|
При |
обработке |
опытных |
данных |
значение показателя .степени т\ для различных резиновых уплот нений т ^ 3. Эти .кривые необходимо рассматривать как сравни тельные ориентировочные, так как полученные данные испытаний на долговечность имеют значительный разброс, -
57
Малогабаритные манжеты с усиленной рабочей частью и шев ронные резинотканевые манжеты (ГОСТ 9041—59), имеющие мень шую герметичность, а следовательно, лучшую смазку, обладают большей долговечностью.
Наименьшей долговечностью обладают резиновые кольца круг лого сечения (ГОСТ 9833—61) без защитных шайб и манжеты (ГОСТ 6969—54).
При применении манжет чаще выходят из строя уплотнения поршня, а при применении колец круглого сечения — уплотне ния .штока.
Как видно из рис. 27, допускаемые давления жидкости при длительной непрерывной работе являются сравнительно неболь шими: [р] = 30-ъЮО кгс/см2 при коэффициенте запаса In] = 2.
Приведенные зависимости роп и N позволяют вести прибли женные расчеты долговечности, т. е. определять допускаемое рабочее давление \р] в зависимости от числа необходимых рабо чих циклов N (двойных ходов).
При работе иногда имеют место разные давления р. Прибли женное суммирование усталостных напряжений производится
определением приведенного |
- числа |
циклов напряжений |
Nnp, |
соответствующего основному |
режиму |
при давлении ръ |
|
P?N!+p?N2+ |
••• |
=p"'Nnp. |
|
Откуда получим приведенное число циклов, |
соответствующее |
|||
давлению р ь |
|
|
|
|
Л^п р = N1 + |
N2 ( A . J 1 + |
+ |
. . . |
(47) |
Для повышения |
долговечности |
уплотнений |
целесообразно: |
1)применять защитные шайбы из фторопласта против выдав ливания части уплотнения в зазор;
2)испытывать и применять новые, более прочные материалы, например, резинотканевые материалы, пластмассы, капрон, ней лон и др.;
3)применять уплотнения с усиленной опорной частью.
При определении необходимой долговечности надо учитывать конкретный срок службы машин.
Применяемые в станкостроении нормы долговечности уплот нений характеризуются следующими данными: продолжительность
эксплуатации кожаных манжет |
600 ч, мягких |
набивок 500— |
800 ч и металлических поршневых |
колец 2000 ч |
[80]. |
Коэффициент работоспособности уплотнений
Принимаем за исходное выражение
PonN = d .
58
Для практических расчетов удобнее пользоваться выражением коэффициента работоспособности уплотнений С
|
|
|
С = р(пГГ, |
|
|
(48) |
|
где С = I |
) |
; N |
= бО/гГ — число двойных ходов за |
время |
Т; |
||
п — число |
двойных |
ходов |
в мин; Т—-общее |
врем-я |
работы, |
ч. |
|
В соответствии с опытными данными получены следующие |
|||||||
значения |
С (при d = 70 мм и wr a a x я» 0,6 м/с): |
|
|
||||
|
Для |
манжет |
(ГОСТ |
6969—54) |
2800 |
|
|
|
Для |
малогабаритных |
манжет |
3600 |
|
|
|
|
Для |
шевронных манжет |
3000 |
|
|
||
|
Для |
колец круглого |
сечения |
2500 |
|
|
Пользуясь этими значениями С, можно вычислить предель ные значения Т при заданных р и п.
Износ уплотнений
Выход из строя уплотнений, работающих при возвратнопоступательном движении, по причине износа рабочих поверх ностей вероятен только при большой длине хода поршня.
Определение долговечности уплотнений при износе рассмотрено ниже (см. уплотнения для соединений с вращатель ным движением, где износ является основ ным фактором, влияющим на работоспо собность соединения).
Заметим, что для нормальной работы уплотнительных элементов очень важно, чтобы не было повреждения запирающей поверхности при сборке, для чего необхо димо предусматривать соответствующие приемные конусы на штоках и цилиндрах (рис. 28).
Обычно при повреждении запирающей поверхности при сборке уплотнение не обеспечивает герметичности.
14. РАБОТА СИЛ ТРЕНИЯ В УПЛОТНЕНИЯХ
ИТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО АГРЕГАТА
Разогрев гидравлического агрегата (при отсутствии гидравли ческого сопротивления) зависит от потерь энергии в уплотнениях, от типа уплотнения и давления запираемой жидкости.
При применении высоких давлений во многих случаях нагрев может быть значительным, • что сокращает продолжительность непрерывной работы.
59
На рис. 29 представлено изменение температуры на наружной
поверхности |
цилиндра с диаметром |
штока 70 мм при возвратно- |
||
поступательном движении |
( f m a x = |
0,6 м/с) в зависимости от |
||
продолжительности работы |
при давлении |
250—500 кгс/см2 для |
||
различных |
уплотнений. |
Объем |
масла |
1 дм3 , вес агрегата |
120 кгс. |
|
|
|
|
Как видно из этого рисунка, при применения уплотнения, со стоящего из одной манжеты (ГОСТ 6969—54) и двух шевронных манжет (ГОСТ 9041—59), через 10—15 мин. после начала работы
Рис. 29. Изменение температуры цилиндра гидрав лического агрегата в зависимости от продолжи
|
|
тельности работы для различных уплотнений: |
|||||||
|
|
/ — по одному |
резиновому |
кольцу круглого |
сечения, |
||||
|
|
р = 500 |
кгс/см2 ; |
2—по одно» |
|
манжете (ГОСТ 6969—54) |
|||
|
|
с защитными фторопластовыми |
кольцами, р = 5 0 0 |
кгс/см*; |
|||||
|
|
3 — по одной малогабаритной |
манжете, |
р = 500 |
кгс/см2 ; |
||||
|
|
4 —по |
одной манжете (ГОСТ |
6969—54), р = 300 кгс/см2 ; |
|||||
|
|
5—по одной манжете (ГОСТ 6969—54), |
р = 5 0 0 |
кгс/см2 , |
|||||
|
|
охлаждение; 6 — дифференциальное уплотнение |
резино |
||||||
|
|
вым кольцом, |
р = 250 кгс/см2 ; 7 — по две шевронные |
||||||
|
|
манжеты (ГОСТ 9041 —59) из доместика, |
р = 500 |
кгс/см2 ; |
|||||
|
|
5 — по одной манжете (ГОСТ |
|
6969—54), |
р = 3 0 0 |
кгс/см2 |
|||
|
|
Т,Ч |
н двум шевронным (ГОСТ 9041 —59) |
|
|||||
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
при давлении |
300 кгс/см2 |
температура |
цилиндра |
достигает |
|||||
100—120° С, а температура масла примерно 60—80° С. |
|
||||||||
Ввиду очень быстрого нагрева цилиндра и масла гидроци |
|||||||||
линдр через |
несколько минут приходится |
выключать для охлаж |
|||||||
дения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При применении шевронных манжет из доместика и нажимных колец из текстолита температура растет очень быстро. Так, в те чение 1—2 ч работы при давлении 400—500 кгс/см2 температура цилиндра достигает примерно 120—200° С, при этом текстолитовые кольца по рабочей поверхности обугливаются и иногда имеет место повреждение хромового покрытия стальных деталей.
Применение фторопластовых защитных шайб уменьшает на грев, вследствие уменьшения выдавливания резины в зазоры и улучшения смазки из-за увеличения утечки жидкости.
При других уплотнениях, например состоящих из уплотни
тельных |
колец круглого сечения или малогабаритных манжет, |
||||
нагрев |
происходит |
медленно. При работе в течение |
нескольких |
||
часов |
температура |
достигает некоторого |
максимума |
(например, |
|
60° С при давлении |
500 кгс/см2 ) и далее |
не повышается. Такое |
|||
уплотнение может длительно работать без остановки |
при данном |
||||
давлении. Обычно |
с изменением давления температура нагрева |
||||
цилиндра |
и масла |
также изменяется. |
|
|
60