Файл: Канунников В.Ф. Вентиляция заводов производства строительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

его . с холодным наружным воздухом температура смеси;

составляла на мекее

+ 5 °

или

j 10°.

Угол,'

под

кото­

рым выпускается струя,

принимается

в пределах

от 35-

до 45° по отношению к плоскости ворот.

 

 

При разработке

конструкции

устройства

необходи­

мо добиваться, по возможности,’равномерной

скорости-

выхода воздуха по всей

длине

приточной

щели.

Для

этого-воздух с небольшой скоростью (до 10.«/сек.) по­ лается в канал или воздуховод, имеющий большое по­ перечное сечение. Площадь выходного сечения щелц принимается в 1,2—2 раза меньше площади сечения ка­ нала, благодаря чему, скорость выхода воздуха' повы­ шается и оказывается равномерной по всей длине щели.. Наибольшую эффективность имеют воздушные завесы, с подачей воздуха снизу. При невозможности устрой­ ства нижней завесы возможна подача воздуха сбоку, с одной стороны ворот. Объем подаваемого воздуха опре­ деляется специальным расчетом в зависимости от раз­ мера ворот, скорости ветра и ряда других факторов.

Приближенно можно, считать, что Дтот объем сос­ тавляет оъ 2000 до 3500 -и3/ч. на 1 .и2 открытого прое­ ма ворот.

9. ЗАПОРНО-РЕГУЛ ИРУЮЩИЁ УСТРОЙСТВА

Для регулирования количества воздуха, а также для включения отдельных частей системы, каналов и возду­ ховодов устанавливают клапаны, шиберы или задвижки.

Различают перекидные и поворотные клапаны, иначе называемые дроссель-клапанами. У дроссель-клапанов ось вращения располагается посередине полотна, а у пе­

рекидных— с краю.

Клапаны бывают утепленные и неутепленные. Утеп­ ленные клапаны устанавливают в отверстиях, через ко­

торые воздух проходит

в приточные камеры, а также

в вытяжных шахтах,ir.

е. во всех случаях, когда недо-

114-


пустимо охлаждение помещений. Неутепленные клапаны чаще всего устанавливают в воздуховодах или каналах,, которые прокладывают внутри помещений. Неутеплен­ ные клапаны служат для отключения отдельных частей систем вентиляции,а также для регулирования количест­ ва воздуха.

Утепленные клапаны чаще всего делают прямоуголь­ ными. Их изготовляют из дерева, оббиваемого кровель­ ной сталью по войлоку, смоченному в глине или по ас­

бесту.

 

 

 

Размеры этих

клапанов

обычно бывают от 300 х 300

до ,1000 х 1000 мм.

 

 

‘Неутеплённые

клапаны

делают, в основном,

метал­

лическими как круглой, так и прямоугольной формы.

По положению

полотна

перекидные клапаны

могут,

быть горизонтальные и вертикальные. По признаку рас­

положения оси вращения

вертикальные

клапаны делят­

ся на створчатые

и

подвесные.

У

створчатых

клапа­

нов — вертикальная

ось

вращения,

а

у

подвесных —

горизонтальная. В зависимости от

размеров

перекрывае­

мого отверстия клапаны изготовляются

одностворчатые

и многостворчатые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее

распространены

круглые дросселы-клапа-

ны. Закрепление полотна

дроссель-клапана в опреде­

ленном положении

достигается

установленным

на.

ру­

коятке фиксацором,

представляющим

собой болт с

гай­

кой-барашком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На воздуховодах небольших диаметров иногда уста­

навливают шиберы

(рис.

35,

а,

б)^

В

шибере или зад­

вижке карман

должен

быть такой длины,

чтобы в не.м

.при открытом проходе мог полностью размещаться дви­ жок. На рукоятке движка просверливаются отверстия для вставки шпилек при регулировке. Шиберы могут иметь выдвижную ручку (рис. 35, а) и потайную ручку (рис. 35, б). В сетях пневмотранспорта и аспирации ус­ танавливаются косые шиберы (рис. 35, в). На указанном

По


рисунке:

1 — карман

шибера, 2 — стопорный барашек.

Косые шиберы исключают

возможность задорения воз­

духовода в месте их установки.

 

 

Дроссель-клапаны и шиберы -ставятся у

вентиляторов

и у вытяжных и приточных отверстий

для

регулировки

количества

проходящего

воздуха и

отключения вен­

тиляторов

и отдельных

участков.

 

 

10. БОРЬБА С ШУМОМ Ъ СИСТЕМАХ ВЕНТИЛЯЦИИ

При работе механизмов и машин создается шум, ко­ торый оказывает неприятное психическое воздействие на человека, рассеивает его внимание, снижает работо­ способность, ускоряет утомляемость организма. Поэтому борьба с шумом — это борьба за здоровье человека. Она является одной из важнейших проблем техники. Венти­ ляторные установки являются источниками аэродинами­ ческого и механического шумов.

П 6

Аэродинамический шум возникает от

вихрей, сбегаю­

щих с лопастей колеса и образующих

воздушные вол­

ны, а механический — от вибрации вентилятора и элект­

родвигателя, а также от подшипников и передачи. Аэродинамический шум возрастает с увеличением ок­

ружной скорости колеса. Достаточно сказать, что при прочих равных условиях аэродинамический шум увели­ чивается пропорционально пятой степени изменения чис­

ла

оборотов колеса. Поэтому, во

всех случаях, когда

это

возможно, следует уменьшать

число оборотов до

оптимального предела. Центробежные вентиляторы с

лопатками,

загнутыми назад,

.шумят меньше,

чем с ло­

патками радиальными

или

загнутыми

вперед.

Необходи­

мо также

отметить,

что

аэродинамический шум умень­

шается при

работе

вентилятора

с наивысшим

коэффи­

циентом полезного

действия.

 

 

 

 

 

 

Для уменьшения

механического

шума

необходима

уменьшить вибрацию

как самого

вентилятора,

так и его'

основания.

Основная

причина

вибрации вентилятора —

неотбалансироваиное

рабочее

колесо.

Указанное

явле­

ние наблюдается

особенно часто

у

вентиляторов,

под­

вергавшихся чистке, однако оно иногда отмечается и у

новых вентиляторов.

 

 

 

 

 

 

Вибрация

рабочего

колеса

наиболее

ощутима

при

-большом

числе

оборотов.

Вентилятор,

работающий

„спокойно",

скажем,' при 600

оборотах

в .минуту, мо­

жет

оказаться

совершенно

нетерпимым

при увеличе­

ний

числа

оборотов

до

1000.

Установка

вентиляторов

непосредственно

на

металлических конструкциях

или

перекрытиях

даже при

хорошо

отбалансированном ко­

лесе неизбежно вызовет вибрацию строительных эле­ ментов здания, тем большую, чем выше число оборо­ тов колеса.

Как правило, установка вентилятора без каких-либо амортизирующих устройств недопустима. Наиболее прос­ той способ уменьшения вибрации — эластичная подклад­


ка под стойки вентилятора. Чаще всего для этого при­ меняют резину. Если под стойку вентилятора положить резиновую (пробковую, войлочную) подкладку и затя­ нуть фундаментный болт, то, как показывает практика, из-за повышения допустимого ' удельного давления на подкладку, она теряет свои амортизирующие свойства. Чтобы избежать „раздавливания1 эластичной‘прокладки, следует помещать между стойкой вентилятора и прок­ ладкой доску или металлическую пластину. В этом слу­ чае' давление при затяжке болтов распределяется на большую площадь, и прокладка не теряет своих амор­ тизирующих свойств. Еще лучше, если эластичная прок­

ладка помещается* между

двумя досками или

брусьями,

при этом,

эластичность

дерева

создает

добавочную

амортизацию.

 

 

 

 

 

 

Простейшим

амортизатором

является

конструкция,

состоящая

из

деревянного (антисептированного)

бруса

(80—150 мм),

резиновой

прокладки (10 мм)

и

доски

(40 мм). Такой амортизатор пригоден для

установки на

фундаменте,

перекрытии и металлической

конструкции.

Можно рекомендовать

также, так называемые,

„не­

зависимые крепления" вентилятора, когда вентилятор крепится не к перекрытию или металлической конструк­ ции, а к деревянному брусу, который в свою очередь прикрепляется £ перекрытию. В данной конструкции де­ ревянный брус также служит амортизатором.

Надежным виброизолятором может служить массив­ ная’ железобетонная плита, укладываемая на эластичные подкладки или пружины. При этом вентиляторная уста­ новка крепится к плите, а плита свободно лежит на пе­ рекрытии. Иногда установка вентилятора на массивной

плите является

единственным

приемлемым

способом.

Это встречается

при установке

вентиляторов

в подвалах

с гидроизоляцией. При любом другом способе установ­ ки неизбежны фундаментные’ болты, а при их примене­ нии будет иметь место нарушение целостности изоляций

118


Надежными амортизаторами являются виброизолирую­ щие основания с резиновымиДВИР) и пружинными (ВИП) амортизаторами.

Пружинные амортизаторы сложнее в изготовлении, чем резиновые, но они обладают лучшими амортизацион­ ными качествами. Однако, пружинные амортизаторы ра­ ботают эффективно только при хорошем исполнении и. тщатёльном подборе. Резиновые амортизаторы в этом отношении менее капризны.

В частных случаях, когда требуется особенно тща­ тельно погасить вибрацию вентиляционных установок,

размещаемых

в первом этаже

и подвале,

прибегают к

сочетанию из

нескольких

виброизолйрующих

средств.

На рис. 36

показана

одна

из

возможных

комбинаций,

где:

1 — рама вентилятора;-2 — виброизолирующее осно­

вание

типа

 

ВИП;

3 — доска;

4 — резина;

5 — брус;

6 — фундамент; 7 — приямок; 8 — пробковая

прокладка.

В эт-QM

случае

фундамент

устанавливается в спе­

циальном железобетонном приямке. Под фундаментом пробковая прокладка имеет толщину, равную 30 мм.

Для уменьшения механического шума необходимы ещё и следующие мероприятия:

1. Во избежание передачи вибраций через воздухо­ воды следует предусматривать небольшую мягкую встав­ ку (брезент, резина) между вентилятором и воздухово­ дами. Это существенно для вытяжных систем, где мяг­ кую вставку рекомендуется делать только на всасываю­ щей стороне, особенно при токсических вредностях. В случае же необходимости иметь вставку на напорном, воздуховоде, ее рекомендуется выполнять весьма тща­ тельно (листовая резина, пластики).

2.Применять только клиновые ремни.

3.Устанавливать вентиляторы в специальных поме­ щениях, огражденных звукоизолирующими церегород-

_ками.

Для поглощения . аэродинамического шума следует

-П9