ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
действительно необходимые затраты строительных орга низаций и вызывало повышение уровня себестоимости строительно-монтажных работ. С введением новых смет ных цен в строительстве сверх норм накладных расходов будут возмещаться отдельные виды фактически произве денных затрат (за выслугу лет, доплаты за разъездной характер работ и т. п.) без применения средних расчет ных размеров компенсаций. Следует добавить, что при веденные к сопоставимому виду (по уровню цен на мате риальные ресурсы и заработной платы работников, а также по составу статей расходов) новые нормы наклад ных расходов на строительные работы ниже действую щих до 1 января 1969 г. в среднем на 6%, а на монтаж ные и другие специальные работы еще ниже.
Размер затрат по статьям накладных расходов в зна чительной степени зависит от условий, в которых осуще ствляется строительство. Эти особенности необходимо учитывать при разработке плана по себестоимости строи тельно-монтажных работ. При определении плановой се бестоимости строительно-монтажных работ в подрядных
организациях должны составляться с м е т ы |
н а к л а д- |
н ых р а с х о д о в по в с е м их с т а т ь я м . |
В сметной |
стоимости строительства, кроме накладных расходов, учи тываются и косвенные, расходы на содержание заготови тельно-складских хозяйств, а также дирекций строящих ся предприятий. Новые формы этих расходов установле ны с учетом совершенствования складского хозяйства, централизованной перевозки материалов, комплектации материальных ресурсов по объектам, сокращения снаб женческих организаций, уменьшения численности работ ников дирекций строящихся предприятий и сокращения продолжительности строительства.
При улучшении сметного дела необходимо учитывать следующее. Как известно, в объектные сметы включается ч а с т ь р е з е р в а на н е п р е д в и д е н н ы е р а с х о ды, которая используется строителями по мере выпол нения работ и призвана покрыть разницу в стоимости за мены одних механизмов на другие. Но так как в проек те принимается наличный парк строительной техники, то ни о каких заменах не может быть и речи. Имея такой резерв в своем балансе, строительные организации не за интересованы делать замену механизмов на более высо копроизводительные. В проектах для рытья траншей под
158
трубопроводы применяются обычные одноковшовые экс каваторы с цикличной работой. В то же время не нахо дят применения высокопроизводительные машины непре рывного действия (роторные и многоковшовые). Причи на __ отсутствие их у строительных организаций. Если бы эти машины были заложены в проекты на перспективу, строители вынуждены были бы их применять. По той же причине не находят применения высокопроизводительные экскаваторы с емкостью ковша 1 м3 и более.
Промышленность выпускает различные бетоноуклад чики и к ним большое количество передвижных бетоно растворных узлов. Однако монолитный бетон в водохо зяйственном строительстве, как правило, не находит се бе применения. Причина — дешевизна работ. Строителям выгодно применять сборный железобетон, который имеет в настоящее время относительно высокую стоимость. Практически монолитный бетон невыгоден строителям, а следовательно, невыгодны и бетоноукладчики от малых до больших (для каналов, с расходом от 0,5 м3 до 10—20 м3 в секунду). Погоня за выполнением плана по стоимо сти не дает возможности внедрения высокопроизводи тельной техники при минимальной стоимости работ.
Поэтому при совершенствовании сметного дела необ ходимо учитывать те факторы, которые тормозят внедре ние высокопроизводительной новой техники, в частности, необходимо повысить заинтересованность строительных и проектных организаций во внедрении новых машин и средств механизации; подработать нормативно-стоимост ную базу, способствующую безоговорочному внедрению испытанных новых средств механизации; существующую технику закладывать на период освоения— 1—2 года строительства.
С проблемами совершенствования сметного дела.тесно связана проблема снижения стоимости строительства. Одна из важнейших предпосылок положительного реше ния этой задачи — рост производительности труда, кото рый возможен только при совершенствовании технического уровня работ, их организации, индустриализации и механизации. В сметах на строительство водохозяйствен ных объектов должен быть учтен ряд мероприятий по по вышению производительности труда:
внедрение прогрессивных объемно-планировочных и
159
конструктивных решении по системе и сооружениям, а также применение эффективных материалов;
развитие эффективных методов и средств производ ства строительно-монтажных работ;
совершенствование организации и управления в строи тельстве.
О б ъ е м с т р о и т е л ь н о-м о п т а ж н ых р а б о т из года в год неуклонно увеличивается. Основная масса рабочих (80%) занята на земляных, бетонных и железо бетонных работах, монтаже строительных конструкций (в основном сборного железобетона, каменных и погрузоразгрузочных работах).
Мелиоративное строительство Казахстана испытывает • острый недостаток в кадрах, что отрицательно сказыва ется на выполнении планов строительно-монтажных ра бот и своевременной сдаче объектов. Но главная задача состоит не в увеличении численности рабочих, а в разви тии технического прогресса, индустриализации работ и на этой основе значительном повышении производитель ности труда.
В этом направлении за последние годы многое сде лано и многое должно быть сделано. Если в годы первых пятилеток у нас не было сборного строительства, то в на стоящее время в Казахстане на 1 млн. руб. строительномонтажных работ приходится сборного железобетона около 2 тыс. м3. Возросло за последние годы и количе ство строительных машин и механизмов. В строительных и монтажных организациях на 1 тыс. руб. стоимости ра бот годовая стоимость машин, оборудования, инструмен та и инвентаря составляет около 150 руб.
Немаловажное значение в уменьшении затрат, и, со
ответственно, стоимости,имеет |
с о к р а щ е н и е |
с р о к о в |
с т р о и т е л ь с т в а . Так, |
например, при |
увеличе |
нии продолжительности строительства против оптималь ной на 30% себестоимость его больше на 2%, а трудоем кость— на 1,5%. Если продолжительность строительства возрастет в 1,5 раза, то эти показатели — соответственно на 15 и 10%.
Удорожание строительства, связанное с увеличением продолжительности, не может быть компенсировано дру гими факторами, тогда как при сокращении времени строительства эти затраты возмещаются экономическим эффектом от досрочного ввода в эксплуатацию.
160
Мы уже говорили в разделе «Механизация строитель ных работ» о значении механизации в деле повышения производительности труда. Следует добавить, что благо даря внедрению новой техники возможно уже к 1975 г. снизить затраты ручного труда при выполнении земля ных работ на 25—30% и повысить производительность
труда до 60%.
С о с т а в л е н и е п р о е к т о в о р г а н и з а ц и и
с т р о и т е л ь с т в а и п р о и з в о д с т в а р а б о т — |
|
важнейшие этапы подготовки к строительству. Задания |
|
на разработку этих проектов должны предусматривать |
|
значительное сокращение затрат труда против |
фактиче |
ских путем тщательной проработки методов и |
способов |
выполнения работ. Разработка технически грамотных проектов — основная задача, причем главное — это опре
деление способов |
максимального |
сокращения трудовых |
затрат на строительство каждого данного объекта. |
||
В мелиоративном строительстве |
б е т о н н ы е и ж е |
|
л е з о б е т о н н ы е |
работы несмотря на трудоемкость |
нашли широкое применение. Наиболее сложными явля ются технологические процессы по установке и снятию опалубки. Они занимают от 35 до 65% затрат труда, а стоимость их достигает 15—25% стоимости монолитных конструкций. Более 80% объема разборно-переставной опалубки выполняется из щитов на сшивных планках, т. е. наименее экономичной. В связи с этим на нужды опалубки в год расходуется около 10—15 тыс. м3 пило материалов и 1 тыс. т стали. Производительность труда рабочих опалубочных мастерских и цехов чрезвычайно низка, поскольку технологические линии не имеют необ ходимого оборудования и оснастки. Поэтому удельный вес ручных операций достигает здесь 80—85%. Еще бо лее велики трудовые затраты на установку и разборку опалубки непосредственно на строительной площадке. Применение новых эффективных материалов для изготов ления инвентарных опалубок, качественное их изменение за счет усовершенствования конструкций и резкого уве личения оборачиваемости щитов, организация специали зированных предприятий по их изготовлению, механиза ция установки и снятия опалубки на строительной пло щадке позволят снизить трудоемкость на 60—70%.
Нужно многое |
сделать д л я |
и н д у с т р и а л и з а - |
ц и и з а г о т о в к и |
а р м а т у р ы , |
широко внедрять обо |
6— 1005 |
161 |
рудование для контактной сварки нахлесточных и сты ковых соединений в условиях строительной площадки, что значительно сократит применение ручной дуговой сварки. Разработка и внедрение установок для механи зации размотки, правки, резки и укладки товарной ру лонной сетки в условиях строительной площадки снизят трудоемкость этих процессов в 2—2,5 раза. Широкое внедрение механизированного инструмента, инвентаря и оборудования для укрупнительной сборки и монтажа арматурных и арматурно-опалубочных блоков уменьшит затраты труда на 30—40% •
Внутрисменные потери рабочего времени на строи тельных площадках составляют 10—11%, а в отдельных случаях они достигают 20—22% всего рабочего времени. В масштабе министерства это значит, что в течение года ежегодно простаивает значительное количество рабочих. Это огромный резерв уменьшения трудовых затрат в строительстве может и должен быть использован.
П о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы е |
р а б о т ы в ме |
лиоративном строительстве более чем |
наполовину вы |
полняются вручную. Для повышения производительности труда на этих работах необходимо:
повсеместно внедрить производственно-технологиче скую комплектацию, которая обеспечит широкое приме нение пакетных и контейнерных перевозок;
улучшить складское хозяйство, в частности, расши рить применение инвентарных приобъектных складов це мента силосного типа;
сократить объем разгрузочных и складских операций путем увеличения объема монтажных работ и транспорт ных средств;
создать эффективную машину для разрыхления смерз шихся нерудных материалов при разгрузке их из железно дорожных вагонов, а также конструкцию мобильных раз грузчиков цемента, универсальных пневмоколесных погрузчиков грузоподъемностью 3—5 т с широкой номенклатурой сменного рабочего оборудования.
Затраты на строительные материалы и детали состав
ляют значительную часть расходов, |
при этом |
весомая |
часть из них — т р а н с п о р т н ы е |
р а с х о д ы . |
Затра |
ты на доставку строительных материалов занимают от 14 до 20% сметной стоимости, переброска материалов с объ екта на объект, доставка рабочих — около 20%. Один из
162
путей снижения транспортных затрат — расширение цен трализованной доставки материалов, но она может быть эффективна только при условии комплектных поставок. Основная масса — около 90% всех материалов — заво зится на стройки централизованно, остальные 10% — са мими строительными организациями, однако стоимость централизованного завоза — 50—54% общих транспорт ных затрат, а остальные 50—46% приходятся на самосто ятельную доставку материалов. .
Немаловажное значение имеет максимальное сниже ние веса конструктивных элементов. С этой целью сле дует рассмотреть вопросы замены железобетонных кон струкций более легкими металлическими или алюминие выми. Номенклатуру изделий из сборного железобетона необходимо качественно изменить и включать облегчен ные тонкостенные конструкции с широким применением легких заполнителей. Тяжелый железобетон в основном должен использоваться для каркасов и фундаментов.
Сметная стоимость проектных работ в целом по рес публике достигает значительной величины. Прибыль от сметной стоимости выполненных проектных работ равна 20% и более. Существующее положение свидетельствует
оненормальностях в ценообразовании проектных и изы скательских работ, а также в планировании прибыли. Вы яснить причины этого помогла бы правильная плановая и отчетная калькуляция себестоимости этих работ. Из-за несовершенства действующих положений по калькулиро ванию, планированию и учету в проектных организациях отсутствуют правильные данные как о плановой, так и
офактической себестоимости их продукции. Планирова ние себестоимости при составлении сметы затрат на про изводство и расчетов стоимости проектных и изыскатель
ских работ осуществляют по номенклатуре и нормам-пря мых затрат и накладных расходов.
К главным затратам в проектных работах следует отнести: основную заработную плату персонала производ ственных отделов по проектированию, расходы на произ водственные командировки, сбор исходных данных, иссле дования и испытания материалов и конструкций, аморти зация производственного оборудования, расходы на механизацию инженерных расчетов, на размножение и оформление проектной документации, затраты на кон сультации, экспертизы, накладные расходы — общепроиз-
6* |
163 |
|