Файл: Сарыкулов Д.С. Водохозяйственное строительство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

действительно необходимые затраты строительных орга­ низаций и вызывало повышение уровня себестоимости строительно-монтажных работ. С введением новых смет­ ных цен в строительстве сверх норм накладных расходов будут возмещаться отдельные виды фактически произве­ денных затрат (за выслугу лет, доплаты за разъездной характер работ и т. п.) без применения средних расчет­ ных размеров компенсаций. Следует добавить, что при­ веденные к сопоставимому виду (по уровню цен на мате­ риальные ресурсы и заработной платы работников, а также по составу статей расходов) новые нормы наклад­ ных расходов на строительные работы ниже действую­ щих до 1 января 1969 г. в среднем на 6%, а на монтаж­ ные и другие специальные работы еще ниже.

Размер затрат по статьям накладных расходов в зна­ чительной степени зависит от условий, в которых осуще­ ствляется строительство. Эти особенности необходимо учитывать при разработке плана по себестоимости строи­ тельно-монтажных работ. При определении плановой се­ бестоимости строительно-монтажных работ в подрядных

организациях должны составляться с м е т ы

н а к л а д-

н ых р а с х о д о в по в с е м их с т а т ь я м .

В сметной

стоимости строительства, кроме накладных расходов, учи­ тываются и косвенные, расходы на содержание заготови­ тельно-складских хозяйств, а также дирекций строящих­ ся предприятий. Новые формы этих расходов установле­ ны с учетом совершенствования складского хозяйства, централизованной перевозки материалов, комплектации материальных ресурсов по объектам, сокращения снаб­ женческих организаций, уменьшения численности работ­ ников дирекций строящихся предприятий и сокращения продолжительности строительства.

При улучшении сметного дела необходимо учитывать следующее. Как известно, в объектные сметы включается ч а с т ь р е з е р в а на н е п р е д в и д е н н ы е р а с х о ­ ды, которая используется строителями по мере выпол­ нения работ и призвана покрыть разницу в стоимости за ­ мены одних механизмов на другие. Но так как в проек­ те принимается наличный парк строительной техники, то ни о каких заменах не может быть и речи. Имея такой резерв в своем балансе, строительные организации не за­ интересованы делать замену механизмов на более высо­ копроизводительные. В проектах для рытья траншей под

158


трубопроводы применяются обычные одноковшовые экс­ каваторы с цикличной работой. В то же время не нахо­ дят применения высокопроизводительные машины непре­ рывного действия (роторные и многоковшовые). Причи­ на __ отсутствие их у строительных организаций. Если бы эти машины были заложены в проекты на перспективу, строители вынуждены были бы их применять. По той же причине не находят применения высокопроизводительные экскаваторы с емкостью ковша 1 м3 и более.

Промышленность выпускает различные бетоноуклад­ чики и к ним большое количество передвижных бетоно­ растворных узлов. Однако монолитный бетон в водохо­ зяйственном строительстве, как правило, не находит се­ бе применения. Причина — дешевизна работ. Строителям выгодно применять сборный железобетон, который имеет в настоящее время относительно высокую стоимость. Практически монолитный бетон невыгоден строителям, а следовательно, невыгодны и бетоноукладчики от малых до больших (для каналов, с расходом от 0,5 м3 до 10—20 м3 в секунду). Погоня за выполнением плана по стоимо­ сти не дает возможности внедрения высокопроизводи­ тельной техники при минимальной стоимости работ.

Поэтому при совершенствовании сметного дела необ­ ходимо учитывать те факторы, которые тормозят внедре­ ние высокопроизводительной новой техники, в частности, необходимо повысить заинтересованность строительных и проектных организаций во внедрении новых машин и средств механизации; подработать нормативно-стоимост­ ную базу, способствующую безоговорочному внедрению испытанных новых средств механизации; существующую технику закладывать на период освоения— 1—2 года строительства.

С проблемами совершенствования сметного дела.тесно связана проблема снижения стоимости строительства. Одна из важнейших предпосылок положительного реше­ ния этой задачи — рост производительности труда, кото­ рый возможен только при совершенствовании технического уровня работ, их организации, индустриализации и механизации. В сметах на строительство водохозяйствен­ ных объектов должен быть учтен ряд мероприятий по по­ вышению производительности труда:

внедрение прогрессивных объемно-планировочных и

159

конструктивных решении по системе и сооружениям, а также применение эффективных материалов;

развитие эффективных методов и средств производ­ ства строительно-монтажных работ;

совершенствование организации и управления в строи­ тельстве.

О б ъ е м с т р о и т е л ь н о-м о п т а ж н ых р а б о т из года в год неуклонно увеличивается. Основная масса рабочих (80%) занята на земляных, бетонных и железо­ бетонных работах, монтаже строительных конструкций (в основном сборного железобетона, каменных и погрузоразгрузочных работах).

Мелиоративное строительство Казахстана испытывает • острый недостаток в кадрах, что отрицательно сказыва­ ется на выполнении планов строительно-монтажных ра­ бот и своевременной сдаче объектов. Но главная задача состоит не в увеличении численности рабочих, а в разви­ тии технического прогресса, индустриализации работ и на этой основе значительном повышении производитель­ ности труда.

В этом направлении за последние годы многое сде­ лано и многое должно быть сделано. Если в годы первых пятилеток у нас не было сборного строительства, то в на­ стоящее время в Казахстане на 1 млн. руб. строительномонтажных работ приходится сборного железобетона около 2 тыс. м3. Возросло за последние годы и количе­ ство строительных машин и механизмов. В строительных и монтажных организациях на 1 тыс. руб. стоимости ра­ бот годовая стоимость машин, оборудования, инструмен­ та и инвентаря составляет около 150 руб.

Немаловажное значение в уменьшении затрат, и, со­

ответственно, стоимости,имеет

с о к р а щ е н и е

с р о к о в

с т р о и т е л ь с т в а . Так,

например, при

увеличе­

нии продолжительности строительства против оптималь­ ной на 30% себестоимость его больше на 2%, а трудоем­ кость— на 1,5%. Если продолжительность строительства возрастет в 1,5 раза, то эти показатели — соответственно на 15 и 10%.

Удорожание строительства, связанное с увеличением продолжительности, не может быть компенсировано дру­ гими факторами, тогда как при сокращении времени строительства эти затраты возмещаются экономическим эффектом от досрочного ввода в эксплуатацию.

160


Мы уже говорили в разделе «Механизация строитель­ ных работ» о значении механизации в деле повышения производительности труда. Следует добавить, что благо­ даря внедрению новой техники возможно уже к 1975 г. снизить затраты ручного труда при выполнении земля­ ных работ на 25—30% и повысить производительность

труда до 60%.

С о с т а в л е н и е п р о е к т о в о р г а н и з а ц и и

с т р о и т е л ь с т в а и п р о и з в о д с т в а р а б о т —

важнейшие этапы подготовки к строительству. Задания

на разработку этих проектов должны предусматривать

значительное сокращение затрат труда против

фактиче­

ских путем тщательной проработки методов и

способов

выполнения работ. Разработка технически грамотных проектов — основная задача, причем главное — это опре­

деление способов

максимального

сокращения трудовых

затрат на строительство каждого данного объекта.

В мелиоративном строительстве

б е т о н н ы е и ж е ­

л е з о б е т о н н ы е

работы несмотря на трудоемкость

нашли широкое применение. Наиболее сложными явля­ ются технологические процессы по установке и снятию опалубки. Они занимают от 35 до 65% затрат труда, а стоимость их достигает 15—25% стоимости монолитных конструкций. Более 80% объема разборно-переставной опалубки выполняется из щитов на сшивных планках, т. е. наименее экономичной. В связи с этим на нужды опалубки в год расходуется около 10—15 тыс. м3 пило­ материалов и 1 тыс. т стали. Производительность труда рабочих опалубочных мастерских и цехов чрезвычайно низка, поскольку технологические линии не имеют необ­ ходимого оборудования и оснастки. Поэтому удельный вес ручных операций достигает здесь 80—85%. Еще бо­ лее велики трудовые затраты на установку и разборку опалубки непосредственно на строительной площадке. Применение новых эффективных материалов для изготов­ ления инвентарных опалубок, качественное их изменение за счет усовершенствования конструкций и резкого уве­ личения оборачиваемости щитов, организация специали­ зированных предприятий по их изготовлению, механиза­ ция установки и снятия опалубки на строительной пло­ щадке позволят снизить трудоемкость на 60—70%.

Нужно многое

сделать д л я

и н д у с т р и а л и з а -

ц и и з а г о т о в к и

а р м а т у р ы ,

широко внедрять обо­

6— 1005

161


рудование для контактной сварки нахлесточных и сты­ ковых соединений в условиях строительной площадки, что значительно сократит применение ручной дуговой сварки. Разработка и внедрение установок для механи­ зации размотки, правки, резки и укладки товарной ру­ лонной сетки в условиях строительной площадки снизят трудоемкость этих процессов в 2—2,5 раза. Широкое внедрение механизированного инструмента, инвентаря и оборудования для укрупнительной сборки и монтажа арматурных и арматурно-опалубочных блоков уменьшит затраты труда на 30—40% •

Внутрисменные потери рабочего времени на строи­ тельных площадках составляют 10—11%, а в отдельных случаях они достигают 20—22% всего рабочего времени. В масштабе министерства это значит, что в течение года ежегодно простаивает значительное количество рабочих. Это огромный резерв уменьшения трудовых затрат в строительстве может и должен быть использован.

П о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы е

р а б о т ы в ме­

лиоративном строительстве более чем

наполовину вы­

полняются вручную. Для повышения производительности труда на этих работах необходимо:

повсеместно внедрить производственно-технологиче­ скую комплектацию, которая обеспечит широкое приме­ нение пакетных и контейнерных перевозок;

улучшить складское хозяйство, в частности, расши­ рить применение инвентарных приобъектных складов це­ мента силосного типа;

сократить объем разгрузочных и складских операций путем увеличения объема монтажных работ и транспорт­ ных средств;

создать эффективную машину для разрыхления смерз­ шихся нерудных материалов при разгрузке их из железно­ дорожных вагонов, а также конструкцию мобильных раз­ грузчиков цемента, универсальных пневмоколесных погрузчиков грузоподъемностью 3—5 т с широкой номенклатурой сменного рабочего оборудования.

Затраты на строительные материалы и детали состав­

ляют значительную часть расходов,

при этом

весомая

часть из них — т р а н с п о р т н ы е

р а с х о д ы .

Затра­

ты на доставку строительных материалов занимают от 14 до 20% сметной стоимости, переброска материалов с объ­ екта на объект, доставка рабочих — около 20%. Один из

162


путей снижения транспортных затрат — расширение цен­ трализованной доставки материалов, но она может быть эффективна только при условии комплектных поставок. Основная масса — около 90% всех материалов — заво­ зится на стройки централизованно, остальные 10% — са­ мими строительными организациями, однако стоимость централизованного завоза — 50—54% общих транспорт­ ных затрат, а остальные 50—46% приходятся на самосто­ ятельную доставку материалов. .

Немаловажное значение имеет максимальное сниже­ ние веса конструктивных элементов. С этой целью сле­ дует рассмотреть вопросы замены железобетонных кон­ струкций более легкими металлическими или алюминие­ выми. Номенклатуру изделий из сборного железобетона необходимо качественно изменить и включать облегчен­ ные тонкостенные конструкции с широким применением легких заполнителей. Тяжелый железобетон в основном должен использоваться для каркасов и фундаментов.

Сметная стоимость проектных работ в целом по рес­ публике достигает значительной величины. Прибыль от сметной стоимости выполненных проектных работ равна 20% и более. Существующее положение свидетельствует

оненормальностях в ценообразовании проектных и изы­ скательских работ, а также в планировании прибыли. Вы­ яснить причины этого помогла бы правильная плановая и отчетная калькуляция себестоимости этих работ. Из-за несовершенства действующих положений по калькулиро­ ванию, планированию и учету в проектных организациях отсутствуют правильные данные как о плановой, так и

офактической себестоимости их продукции. Планирова­ ние себестоимости при составлении сметы затрат на про­ изводство и расчетов стоимости проектных и изыскатель­

ских работ осуществляют по номенклатуре и нормам-пря­ мых затрат и накладных расходов.

К главным затратам в проектных работах следует отнести: основную заработную плату персонала производ­ ственных отделов по проектированию, расходы на произ­ водственные командировки, сбор исходных данных, иссле­ дования и испытания материалов и конструкций, аморти­ зация производственного оборудования, расходы на механизацию инженерных расчетов, на размножение и оформление проектной документации, затраты на кон­ сультации, экспертизы, накладные расходы — общепроиз-

6*

163