Файл: Львов Н.С. Автоматизация контроля и регулирования сварочных процессов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
с помощью обратных связей по току сварки и по выходному напряжению ЭМУ. Ступенчатое возмущение по сварочному току вводили в систему балластным реостатом, возмущение по тол щине свариваемого металла создавалось с помощью профрезерованной поперечной канавки шириной 25 мм и глубиной 0,8 мм,
Рис. 35. Функциональная схема системы регулирования проплав лення
возмущение по скорости сварки выражалось в |
изменении |
ее с |
|
30 до |
45 мм/сек. Эксперимент показал работоспособность |
опи |
|
санной |
установки [34]. |
|
|
Большая экспериментально-конструктивная |
работа по |
соз |
данию системы КСС-3, замкнутой по проплавленню шва, была проведена в МВТУ им. Баумана под руководством автора '.
Система КСС-3 выполнена на базе серийного сварочного ап
парата |
АДС-1000 |
-2. Ориентирует сварочный электрод относи |
||
тельно оси стыка |
следящая система, состоящая из индукцион |
|||
ного датчика 5 (рис. 35), блока управления 1 и |
электроприво |
|||
да 4, |
автоматически |
устанавливающего колонку |
аппарата 3 |
|
вместе |
со сварочной |
головкой и закрепленным на |
ней датчиком |
по оси стыка свариваемых обечаек 8 и 9. Проплавление шва контролируется фотоэлектрическим датчиком 7, неизменность зоны визирования на пятне проплавлення поддерживает син хронно-следящая система, привод 6 ее размещен на телескопи ческой штанге, вводимой внутрь свариваемых обечаек. Сигнал датчика проплавлення 7 поступает на усилитель-преобразова-
1 'В разработке и изготовлении системы КСС-3 участвовали: И. Н. Артеменко, В. И. Сивцов, А. П. Игошин, Б. А. Бурак, А. Г. Каюмов, В. В. Романов.
тель, размещенный в блоке 1, а оттуда после формирования управляющего воздействия подается на привод 2. Последний, воздействуя на рукоятку «Скорость подачи» аппарата, коррек тирует уставку системы регулирования режима дуги [59]. В свя зи с тем, что описанная система многоконтурная, ее проекти рование и исследование потребовали использования средств аналогового моделирования, а также современных цифровых вычислительных машин [20, 55].
Главную трудность при реализации системы КСС-3 представ лял датчик проплавлення. Исследовано влияние на датчик бли зости дуги и сварочной ванны, выявлена динамика связи тем пература— глубина проплавлення, в результате чего удалось разработать рациональную конструкцию фотоэлектрического датчика проплавлення системы самонастройки регулирования режима дуги [21, 24, 26]. Реальная погрешность поддержания заданной глубины проплавлення зависит от выбранных пара метров режима дуги и при возмущениях порядка ±15 — 20% номинальных значений составляет 5—10% толщины сваривае мых изделий, что практически составляет 0,6—1,5 мм.
3. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДУГОВОЙ СВАРКОЙ
Мягкое, жесткое и гибкое программирование. Системы про граммного управления сварочными процессами можно разде лить на ряд групп по уровню их совершенства. Наиболее про сты системы с жесткой программой и без обратных связей. Они задают и осуществляют определенный последовательный цикл операций процесса и не содержат устройств для контроля ре зультатов. Правильнее было бы называть их «системами с мяг кой программой», поскольку заданные значения параметров в них получить не удается. Такого рода системы вполне могут удовлетворить технолога, если изделие имеет несложную фор му и хорошо подготовлено, а сварка производится только в нижнем положении.
Простой цикл программы, состоящий лишь из операций включения и выключения отдельных узлов, широко применяется в крупносерийном и массовом производстве. Большой экономи ческий эффект дают автоматические линии сборки — сварки колес тракторов и автомобилей. Достигается он за счет повы шения производительности труда и культуры производства, улучшения качества сварки и ликвидации тяжелого физического труда. Весь цикл сборки-сварки идет без участия человека С помощью механизмов диск и обод перемещаются и ориенти руются, запрессовываются в штампе. Затем колесо подается на сварочный аппарат, где оно автоматически ориентируется, и вы полняется цикл сварки. Две такие линии на Кременчугском ко лесном заводе рассчитаны на выпуск 500 000—1 000 000 колес в год. Автоматическую линию сборки и сварки полов автомобиль-
пых кабин на ЗИЛе обслуживают пять операторов (ранее эти операции выполняли 18 человек), темп линии 55 сек. Автома тическая линия сборки и сварки кабин с темпом 56 сек вообще работает без участия операторов — ее обслуживает один на ладчик.
На несколько более высоком уровне стоят системы управле ния, изменяющие несколько параметров процесса по заранее разработанной программе. При построении таких систем часто ограничиваются воздействием лишь на уставки основных его параметров и редко вводят в них устройства контроля. Отсут ствие информации о результатах управления при жесткой про грамме и разомкнутой системе управления не позволяет полу чить необходимую точность поддержания параметров в процес се сварки. Такие системы поэтому, хотя и совершеннее первых, все же можно отнести только к системам мягкого программи рования. Более заметно недостатки этих систем проявляются при сварке труб в неповоротном положении и изделий сложной формы, а также при сварке металлов с особыми свойствами. Здесь необходимы жесткие обратные связи, которые дали бы возможность стабилизировать значения параметров процесса на каждом участке периметра трубы. Системы с такими связями отнесем к системам жесткого программирования.
Стабилизации параметров процесса по заранее заданной про грамме может оказаться недостаточно. Система жесткого про граммирования приемлема лишь тогда, когда либо сваривае мый стык имеет постоянную кривизну, либо технологический процесс вполне отработан, а качество сборки под сварку от из делия к изделию не меняется. Если же эти условия не соблю даются, то в системе, очевидно, необходимы датчики, дающие информацию об истинном состоянии процесса. Сигналы этих датчиков должны использоваться для коррекции программы по ходу сварки. Системы с автоматической поднастройкой про граммы можно отнести к системам гибкого программного управ ления. Наиболее совершенными из них будут такие, в которых косвенным или прямым путем контролируется конечный ре зультат процесса сварки — проплавление шва.
Формирование программы. Особого внимания требуют на чальный и конечный участки шва, где возникает наибольшее число дефектов. В связи с этим рекомендуется начинать сварку при пониженных значениях силы тока и напряжения дуги и до водить их до номинальных уровней постепенно, а на конечном участке так же постепенно снижать. Этот принцип управления используется во вновь разрабатываемых установках.
При сварке неплавящимся электродом в защитных газах на чало шва часто отличается от последующих его участков: здесь чрезмерно усиление шва и возможны непровары. Объясняется это тем, что основной металл не успевает прогреться на всю глубину. Для устранения такого явления необходимо прогреть
102
металл дугой, прежде чем подавать присадочную проволоку и перемещать электрод по стыку — необходимо раздельное вклю чение дуги и механизма подачи присадочной проволоки.
С помощью систем программного управления можно осуще ствить комплекс операций сварочного процесса. Программой
задается |
последовательность операций |
на |
начальном, |
рабочем |
||
и завершающем участках шва и изменение |
рабочих параметров |
|||||
режима |
сварки в функции |
положения |
электрода относительно |
|||
изделия |
или времени. |
|
|
|
|
|
Весь |
цикл программы |
технологического процесса |
сварки |
|||
можно разделить на этапы: начальный |
(подготовительный), |
ра |
||||
бочий, концевой и заключительный. |
|
|
|
|
||
Начальный этап программы содержит пусковые операции |
по |
подаче защитного газа, возбуждению дуги через интервал вре
мени 5—10 сек |
и по кратковременному местному прогреву стыка |
в течение 3—5 |
сек. В системе должны быть предусмотрены бло |
кирующие и «разрешающие» контакты, контролирующие нали чие в установке охлаждающей воды, защитного газа, начальные значения параметров процесса и позволяющие начать цикл сварки только в том случае, если все необходимые условия и установка подготовлены.
Рабочий этап программы включает команды на изменение пространственной ориентации электрода относительно изделия, значений тока сварки, скоростей сварки и подачи проволоки, амплитуды колебаний электрода и т. п. Концевой этап про граммы состоит из команд по обеспечению перекрытия на чального участка шва на 15—30 мм, заварки кратера, отклю чения защитного газа с выдержкой 10—15 сек. Заключительный этап программы направлен на восстановление исходного со
стояния автомата и |
подготовку к последующему проходу или |
к сварке очередного |
изделия. |
Основным вопросом при разработке программы является вы бор технологической схемы сварки, а также определение границ участков с одинаковыми параметрами режима. Это должно ре шаться в зависимости от требований: надо ли получить макси мальную производительность, соблюсти определенный термиче ский цикл, или обеспечить нормальный ход процесса при мини мальных изменениях режима.
Исследования показывают, что возможны различные вариан ты программ для сварки кольцевых стыков неповоротных труб, так как области режимов для разных пространственных поло жений частично перекрываются [84]. Наиболее просто осущест
вим, но дает наихудшие результаты один усредненный |
режим |
|||
для всех пространственных |
положений. Усредненный |
режим |
||
сварки для всего |
периметра |
не обеспечивает |
одинакового на |
|
всех участках качества. |
|
|
|
|
Можно использовать программы с регулированием только |
||||
одного параметра, |
например |
скорости сварки |
или сварочного |