Файл: Львов Н.С. Автоматизация контроля и регулирования сварочных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с помощью обратных связей по току сварки и по выходному напряжению ЭМУ. Ступенчатое возмущение по сварочному току вводили в систему балластным реостатом, возмущение по тол­ щине свариваемого металла создавалось с помощью профрезерованной поперечной канавки шириной 25 мм и глубиной 0,8 мм,

Рис. 35. Функциональная схема системы регулирования проплав­ лення

возмущение по скорости сварки выражалось в

изменении

ее с

30 до

45 мм/сек. Эксперимент показал работоспособность

опи­

санной

установки [34].

 

 

Большая экспериментально-конструктивная

работа по

соз­

данию системы КСС-3, замкнутой по проплавленню шва, была проведена в МВТУ им. Баумана под руководством автора '.

Система КСС-3 выполнена на базе серийного сварочного ап­

парата

АДС-1000

-2. Ориентирует сварочный электрод относи­

тельно оси стыка

следящая система, состоящая из индукцион­

ного датчика 5 (рис. 35), блока управления 1 и

электроприво­

да 4,

автоматически

устанавливающего колонку

аппарата 3

вместе

со сварочной

головкой и закрепленным на

ней датчиком

по оси стыка свариваемых обечаек 8 и 9. Проплавление шва контролируется фотоэлектрическим датчиком 7, неизменность зоны визирования на пятне проплавлення поддерживает син­ хронно-следящая система, привод 6 ее размещен на телескопи­ ческой штанге, вводимой внутрь свариваемых обечаек. Сигнал датчика проплавлення 7 поступает на усилитель-преобразова-

1 'В разработке и изготовлении системы КСС-3 участвовали: И. Н. Артеменко, В. И. Сивцов, А. П. Игошин, Б. А. Бурак, А. Г. Каюмов, В. В. Романов.


тель, размещенный в блоке 1, а оттуда после формирования управляющего воздействия подается на привод 2. Последний, воздействуя на рукоятку «Скорость подачи» аппарата, коррек­ тирует уставку системы регулирования режима дуги [59]. В свя­ зи с тем, что описанная система многоконтурная, ее проекти­ рование и исследование потребовали использования средств аналогового моделирования, а также современных цифровых вычислительных машин [20, 55].

Главную трудность при реализации системы КСС-3 представ­ лял датчик проплавлення. Исследовано влияние на датчик бли­ зости дуги и сварочной ванны, выявлена динамика связи тем­ пература— глубина проплавлення, в результате чего удалось разработать рациональную конструкцию фотоэлектрического датчика проплавлення системы самонастройки регулирования режима дуги [21, 24, 26]. Реальная погрешность поддержания заданной глубины проплавлення зависит от выбранных пара­ метров режима дуги и при возмущениях порядка ±15 — 20% номинальных значений составляет 5—10% толщины сваривае­ мых изделий, что практически составляет 0,6—1,5 мм.

3. ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДУГОВОЙ СВАРКОЙ

Мягкое, жесткое и гибкое программирование. Системы про­ граммного управления сварочными процессами можно разде­ лить на ряд групп по уровню их совершенства. Наиболее про­ сты системы с жесткой программой и без обратных связей. Они задают и осуществляют определенный последовательный цикл операций процесса и не содержат устройств для контроля ре­ зультатов. Правильнее было бы называть их «системами с мяг­ кой программой», поскольку заданные значения параметров в них получить не удается. Такого рода системы вполне могут удовлетворить технолога, если изделие имеет несложную фор­ му и хорошо подготовлено, а сварка производится только в нижнем положении.

Простой цикл программы, состоящий лишь из операций включения и выключения отдельных узлов, широко применяется в крупносерийном и массовом производстве. Большой экономи­ ческий эффект дают автоматические линии сборки — сварки колес тракторов и автомобилей. Достигается он за счет повы­ шения производительности труда и культуры производства, улучшения качества сварки и ликвидации тяжелого физического труда. Весь цикл сборки-сварки идет без участия человека С помощью механизмов диск и обод перемещаются и ориенти­ руются, запрессовываются в штампе. Затем колесо подается на сварочный аппарат, где оно автоматически ориентируется, и вы­ полняется цикл сварки. Две такие линии на Кременчугском ко­ лесном заводе рассчитаны на выпуск 500 000—1 000 000 колес в год. Автоматическую линию сборки и сварки полов автомобиль-


пых кабин на ЗИЛе обслуживают пять операторов (ранее эти операции выполняли 18 человек), темп линии 55 сек. Автома­ тическая линия сборки и сварки кабин с темпом 56 сек вообще работает без участия операторов — ее обслуживает один на­ ладчик.

На несколько более высоком уровне стоят системы управле­ ния, изменяющие несколько параметров процесса по заранее разработанной программе. При построении таких систем часто ограничиваются воздействием лишь на уставки основных его параметров и редко вводят в них устройства контроля. Отсут­ ствие информации о результатах управления при жесткой про­ грамме и разомкнутой системе управления не позволяет полу­ чить необходимую точность поддержания параметров в процес­ се сварки. Такие системы поэтому, хотя и совершеннее первых, все же можно отнести только к системам мягкого программи­ рования. Более заметно недостатки этих систем проявляются при сварке труб в неповоротном положении и изделий сложной формы, а также при сварке металлов с особыми свойствами. Здесь необходимы жесткие обратные связи, которые дали бы возможность стабилизировать значения параметров процесса на каждом участке периметра трубы. Системы с такими связями отнесем к системам жесткого программирования.

Стабилизации параметров процесса по заранее заданной про­ грамме может оказаться недостаточно. Система жесткого про­ граммирования приемлема лишь тогда, когда либо сваривае­ мый стык имеет постоянную кривизну, либо технологический процесс вполне отработан, а качество сборки под сварку от из­ делия к изделию не меняется. Если же эти условия не соблю­ даются, то в системе, очевидно, необходимы датчики, дающие информацию об истинном состоянии процесса. Сигналы этих датчиков должны использоваться для коррекции программы по ходу сварки. Системы с автоматической поднастройкой про­ граммы можно отнести к системам гибкого программного управ­ ления. Наиболее совершенными из них будут такие, в которых косвенным или прямым путем контролируется конечный ре­ зультат процесса сварки — проплавление шва.

Формирование программы. Особого внимания требуют на­ чальный и конечный участки шва, где возникает наибольшее число дефектов. В связи с этим рекомендуется начинать сварку при пониженных значениях силы тока и напряжения дуги и до­ водить их до номинальных уровней постепенно, а на конечном участке так же постепенно снижать. Этот принцип управления используется во вновь разрабатываемых установках.

При сварке неплавящимся электродом в защитных газах на­ чало шва часто отличается от последующих его участков: здесь чрезмерно усиление шва и возможны непровары. Объясняется это тем, что основной металл не успевает прогреться на всю глубину. Для устранения такого явления необходимо прогреть

102


металл дугой, прежде чем подавать присадочную проволоку и перемещать электрод по стыку — необходимо раздельное вклю­ чение дуги и механизма подачи присадочной проволоки.

С помощью систем программного управления можно осуще­ ствить комплекс операций сварочного процесса. Программой

задается

последовательность операций

на

начальном,

рабочем

и завершающем участках шва и изменение

рабочих параметров

режима

сварки в функции

положения

электрода относительно

изделия

или времени.

 

 

 

 

 

Весь

цикл программы

технологического процесса

сварки

можно разделить на этапы: начальный

(подготовительный),

ра­

бочий, концевой и заключительный.

 

 

 

 

Начальный этап программы содержит пусковые операции

по

подаче защитного газа, возбуждению дуги через интервал вре­

мени 5—10 сек

и по кратковременному местному прогреву стыка

в течение 3—5

сек. В системе должны быть предусмотрены бло­

кирующие и «разрешающие» контакты, контролирующие нали­ чие в установке охлаждающей воды, защитного газа, начальные значения параметров процесса и позволяющие начать цикл сварки только в том случае, если все необходимые условия и установка подготовлены.

Рабочий этап программы включает команды на изменение пространственной ориентации электрода относительно изделия, значений тока сварки, скоростей сварки и подачи проволоки, амплитуды колебаний электрода и т. п. Концевой этап про­ граммы состоит из команд по обеспечению перекрытия на­ чального участка шва на 15—30 мм, заварки кратера, отклю­ чения защитного газа с выдержкой 10—15 сек. Заключительный этап программы направлен на восстановление исходного со­

стояния автомата и

подготовку к последующему проходу или

к сварке очередного

изделия.

Основным вопросом при разработке программы является вы­ бор технологической схемы сварки, а также определение границ участков с одинаковыми параметрами режима. Это должно ре­ шаться в зависимости от требований: надо ли получить макси­ мальную производительность, соблюсти определенный термиче­ ский цикл, или обеспечить нормальный ход процесса при мини­ мальных изменениях режима.

Исследования показывают, что возможны различные вариан­ ты программ для сварки кольцевых стыков неповоротных труб, так как области режимов для разных пространственных поло­ жений частично перекрываются [84]. Наиболее просто осущест­

вим, но дает наихудшие результаты один усредненный

режим

для всех пространственных

положений. Усредненный

режим

сварки для всего

периметра

не обеспечивает

одинакового на

всех участках качества.

 

 

 

Можно использовать программы с регулированием только

одного параметра,

например

скорости сварки

или сварочного