Файл: Львов Н.С. Автоматизация контроля и регулирования сварочных процессов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Тогда при известном R2 и найденном R' можно аналогичным путем определить Іу. В правильности результатов измерений можно убедиться, если lx + ly — 2l. При условии, что обе жилы кабеля изготовлены из провода одного неизменного сечения, можно воспользоваться выражениями
/а |
21 |
#2 |
К, - 21 |
|
+ R2 |
||||
|
Rl |
|
Индуктивности и взаимные индуктивности наиболее просто измерять методом амперметра — вольтметра [69].
ИУ ли кп
|
Рис. |
5. |
Схемы |
автоматических |
|
У -п-= |
компенсаторов |
с |
уравновешива |
||
нием |
по |
сигналу |
(а) и по из |
|
меряемой величине (б) |
AW і |
ли кп |
ИУ |
|
A " J |
|
В)
Для контроля емкостей целесообразно использовать компен сационные методы измерения с помощью мостов и компенса торов.
На рис. 5 показаны два варианта автоматических компенса торов, предназначенных для измерения емкости датчиков, слу жащих для контроля перемещений, уровня, длины дуги и т. п. Измерительный блок ИУ преобразует АСХ в напряжение AU. По схеме, показанной на рис. Ъ,а, уравновешивание АСХ осуществ ляется в самом компенсаторе КП путем уравновешивания вы ходной величины преобразователя, т. е. AU. Поэтому здесь мож но использовать типовой автоматический потенциометр, ревер сивный двигатель М которого управляет уравновешивающим потенциометром Ry, а шкала его проградуирована непосредст венно в значениях контролируемой величины.
По схеме, показанной на рис. 5,6, осуществляется компенса ция непосредственно измеряемой величины АСХ с помощьюуравновешивающего конденсатора Су. Первый вариант схемы реализуется проще и позволяет удалять датчик вместе с преоб разователем от компенсатора КП. Однако по точности измере ния этот вариант хуже второго, ибо в измеряемую потенцио метром величину AU входят не только погрешность основного преобразования ACX(AW), но и составляющие погрешности пре образования в преобразователе AU(АСХ) и самого компенсато ра ARy(AU). У схемы второго варианта такие погрешности от сутствуют.
Описанные выше компенсационные методы измерения неза менимы при больших расстояниях между контролируемыми объектами и измерительной аппаратурой, а также при реализа ции систем централизованного контроля.
2. МЕХАНИЧЕСКИЕ |
ПАРАМЕТРЫ |
|
|
При автоматизации сварочных |
процессов |
много вопросов |
|
возникает в связи с необходимостью контроля |
местонахождения |
||
и перемещения подвижных узлов аппаратуры, |
скоростей |
сварки |
|
и подачи электрода, расхода или давления защитного |
газа и |
||
флюса. |
|
|
|
Контроль перемещений и давлений. Простейшими датчиками положения и перемещения подвижных узлов сварочного обору дования являются электроконтактные устройства, устанавлива емые в определенных местах пути подвижных частей объекта и выдающие сигнал при замыкании входящих в них электриче ских контактов. Контактов может быть одна пара — такие устройства называют однопредельными. Они находятся только в двух состояниях: разомкнутом и замкнутом. У двух- и трехпредельных датчиков контактов два и три соответственно.
Для измерения размеров или перемещений в малых преде лах пригодны стандартные метрологические электроконтактные головки, выпускаемые московским заводом «Калибр». Много предельные датчики (двух-, трех-, четырех- и пятипредельные) позволяют зафиксировать до пяти отличающихся близких поло жений или размеров изделия, причем с точностью ± 1 мкм. Электрические контакты, используемые в электроконтактных измерителях, отличаются от контактов электромагнитных реле тем, что работают при значительно меньших зазорах и длитель ное время могут находиться в состоянии замкнутом, но без усилия сжатия.
Основным недостатком электроконтактных датчиков являет ся их обгорание вследствие искрения и эрозии. Устраняется этот недостаток путем применения различных схем искрогашения. Искрогасящие устройства шунтируют либо нагрузку, либо сами контакты, причем второе целесообразнее. Из всех возмож ных вариантов наилучший эффект дает шунтирование межкон тактного зазора цепочкой из конденсатора и низкоомного рези стора. Конденсатор включают параллельно контакту для того, чтобы направить ток размыкания по нему, а не через контакт. Резистор, включенный последовательно с конденсатором, сни жает эрозию при замыкании контакта. Используют также схе
мы, в которых управление нагрузкой |
осуществляется через |
|||||
электронную |
лампу (тиратрон) |
или транзистор |
(тиристор). |
|||
Контакт включают в цепь сетки лампы |
или базы |
транзистора, |
||||
где сила тока |
значительно |
меньше токов |
в их выходных |
цепях, |
||
и поэтому он |
работает не |
как |
силовой, |
а лишь |
как |
измери |
тельный. |
|
|
|
|
|
|
Контактные датчики используют часто как путевые переклю чатели в виде микропереключателей, переключателей с толкате лем, связанным с подвижным контактом, переключателей с ры чажным переключением и нажимным роликом, переключателей роторного типа, на валу которых имеется несколько дисков с кулачками, воздействующими на контактную систему. Точность фиксации положения с помощью таких путевых переключателей достигает ± (0,02-1-0,05) мм. Однако из-за недостаточной износо устойчивости они обычно выдерживают не более (1-Ь5) -106 сра батываний.
Высокой надежностью обладают переключатели, в которых
контактная группа устанавливается неподвижно, |
а |
изменение |
|||
ее состояния достигается |
приближе |
||||
нием |
постоянного магнита, |
закреп |
|||
ленного на неподвижном узле кон |
|||||
тролируемого |
объекта. |
|
Наиболее |
||
совершенны |
переключатели |
типа |
|||
МК, |
контакты |
которых |
помещаются |
в колбах с вакуумом или инертным газом (герконы). Они выдерживают
Я щ
TP -р
Рис. |
6. |
Схемы вклю |
Рис. 7. Схема фазочув- |
|
чения |
|
дроссельного |
ствительного |
трансфор |
(а) |
и |
трансформа |
маторного переключателя |
|
торного |
(б) путевых |
|
|
|
переключателей |
|
|
|
до 109 |
переключений с частотой |
до 100 циклов |
в секунду. |
|
Более |
надежны |
бесконтактные |
дроссельные и |
трансформа |
торные |
путевые |
переключатели [78]. Чувствительный |
элемент их |
представляет собой замыкаемую подвижным якорем неподвиж ную разомкнутую магнитную цепь с обмоткой, которая вклю чается последовательно с обмоткой реле. Для увеличения крат ности изменения силы тока подпитывают размагничивающим током дополнительную обмотку реле. Часто дроссель и реле включают в мостовую схему, а для создания резонанса токов
или напряжений иногда параллельно либо последовательно с дросселем включают конденсатор. Используют также комбина цию этих способов. Одна из схем бесконтактного дроссельного переключателя показана на рис. 6,а. Здесь использован и ре зонанс токов и мостовой метод включения. Трансформаторные переключатели, в отличие от дроссельных, имеют на П-образ- ном сердечнике-магнитопроводе две обмотки — первичную и вторичную. У них более высокая, чем у дроссельных, кратность отношения полезного (рабочего) напряжения к холостому. Точ ность дроссельных и трансформаторных переключателей невы сока — не превышает ±(1—5) мм, относительно велики и их размеры.
Несколько сложнее схема бесконтактного трансформаторного путевого переключателя БСП-11, показанная на рис. 6,6. Одна ко и точность ее выше — основная погрешность не превышает ±0,2 мм, а максимальная суммарная погрешность не более ±1,0 мм. Магнитопровод датчика представляет собой две оди наковые скобы, согнутые из полосовой стали. При перекрытии сердечника якорем Я напряжение на входе триггера резко сни жается почти до нуля, транзистор ТІ под действием положи тельной обратной связи и смещения открывается, что приводит к закрыванию тиристора Т2 и появлению на выходе напряже ния порядка 3 в.
Еще большую точность — порядка ±(0,l-f-0,02) мм — име ет проходной дифференциально-трансформаторный путевой пе реключатель, схема которого показана на рис. 7. При выведен ном якоре Я э. д. с. на вторичных обмотках Ш-образного сер дечника малы и обмотка Р1-а реле Р1 обесточена. При движе нии якоря, когда он перекрывает одну половину сердечника, на
пример левую, |
напряжение |
после |
выпрямления |
выпрямителя |
Вм1, вызывает |
срабатывание |
реле |
Р1. Вследствие |
этого сраба |
тывает и удерживается своим контактом 1Р2 реле Р2. При даль нейшем движении якоря вправо э. д. с. обеих вторичных обмо ток выравниваются и реле Р1 отпускает. Размыкающий контакт его 2Р1 вновь замыкается и через по-прежнему замкнутый кон
такт 2Р2 включает реле РЗ. |
Последнее срабатывает, |
удержи |
|
вается далее контактом 1РЗ и подает |
через контакт 2РЗ |
коман |
|
ду во внешнюю цепь. Обмотка |
Р1-6 |
(размагничивающая) реле |
Р1 служит для дистанционной настройки точки срабатывания схемы. Для подготовки переключателя к повторному действию исполнительная часть схемы его обесточивается размыканием ключа В.
Представляют интерес генераторные путевые переключатели, действие которых заключается в возникновении или срыве ге нерации при введении экранирующего флажка в щель магнитопровода, связывающего две катушки генератора [2]. Бескон тактные путевые переключатели с фазочувствительными усили телями позволяют получить точность до ±0,005 мм.
2—80 |
17 |
і
При контроле перемещений целесообразно использовать сельсины. В трансформаторном режиме они дают возможность измерять линейное или угловое перемещение с погрешностью' 0,25—2,5° (в системе из четырех сельсинов — двухканальной — погрешность на разряд меньше), а используя индикаторный ре жим их работы, можно передать результаты измерения в виде угла поворота на дистанцию нескольких сот метров [14, 73].
Известно несколько способов точной остановки движущихся элементов механизма в требуемой позиции. Все они основаны
а)
Рис. 8. Схемы точного останова (а, б) и стабилиза ции скорости двигателя (в)
на контроле перемещения элемента с помощью путевого датчи ка и последующем отключении и торможении двигателя. Для повышения точности останова применяют кинематический раз рыв цепи с помощью электромагнитной муфты с одновремен ным включением зажимных устройств. Эффективен метод дотя гивания к заданной позиции на ползучей скорости, отличающей ся от номинальной в 50—100 раз.
Ускоренную остановку в заданном месте подвижных узлов сварочной аппаратуры можно осуществить с помощью транзи стора (рис. 8,а). Во включенном состоянии якоря двигателя на базу транзистора Т подается положительный потенциал, вслед ствие чего он остается запертым и не мешает работе двигателя. Отключение питания выключателем В ведет к снятию этого по тенциала и открыванию транзистора. Вращающийся по инерции двигатель генерирует противо-э. д. с , ток от которого достаточ но велик, так как сопротивление перехода эмиттер — коллектор открытого транзистора мало. Электромагнитный момент, созда ваемый этим током, направлен в сторону, противоположную вращению якоря двигателя, поэтому он быстро тормозится1 .
Точный останов механизма в заданной точке пути без при менения специальных мер невозможен из-за изменения инерци онности управляемого объекта, вследствие чего не удается све сти разброс пути торможения к нулю. Использование методики оптимального управления электроприводом постоянного тока позволяет добиться полной независимости пути торможения от изменений нагрузки и механической постоянной времени. Блок-
1 П о ж и д а е в В . М. и С ы ч е в В. А. Авторское свидетельство № 142353 (БИ № 21, 1961).
схема привода показана на рис. 8,6. Независимость движения системы от изменения нагрузки достигается здесь за счет того, что на вход ее (на регулируемый источник напряжения РИ) подается с обратным знаком сигнал, пропорциональный стати ческому падению скоростиДатчиком статического момента слу жит резистор R, падение напряжения на котором пропорцио нально току якоря, а он, как известно, у двигателя постоянного тока пропорционален моменту. Запоминает величину статиче ского тока в схеме блок памяти БП.
Рис. 9. Схема фотоэлектри ческого путевого переключа теля
К путевым переключателям относятся переключатели, кото рые можно назвать лучевыми, так как в них используются источники излучения (радиоактивные, световые, ультразвуко вые, иногда потоки жидкости или воздуха) в сочетании с при емниками излучений и подвижными экранами, перекрывающи ми потоки излучения.
Схема фотоэлектрического переключателя, реагирующего на перемещение объекта контроля только в заданном направле нии ', показана на рис. 9. Пока оба фотоэлемента освещены, по обмоткам реле Р1 и Р4 протекает ток, достаточный для удер жания якорей в притянутом положении. При этом размыкаю щий контакты реле 1Р1 и 1Р4 разомкнуты и все элементы схе мы, кроме цепей фотоэлементов, обесточены. При своем движе нии объект О перекрывает поток света, падающий на фотоэле мент Ф1; сила тока в цепи фотоэлемента резко уменьшается, реле Р1 отпускает и замыкает контакт 1Р1. При этом скачок напряжения на конденсаторе С1 вызывает импульс тока, кото рый проходит через обмотку Р2, в результате чего кратковре менно замыкается замыкающий контакт 1Р2. Однако это замы кание не вызывает срабатывания счетного устройства, так как контакт 1Р4 остается разомкнутым. После завершения переход ного процесса конденсатор разряжается через высокоомный ре зистор R1 и обмотка реле Р2 оказывается обесточенной.
При дальнейшем перемещении слева направо объект О, про должая затемнять первый фотоэлемент, перекрывает второй све товой поток, падающий на фотоэлемент Ф2. Реле Р4 отпускает
1 Л ь в о в Н. С. Авторское свидетельство № 117498 (БИ № 2, 1959).
2* |
19 |