Файл: Львов Н.С. Автоматизация контроля и регулирования сварочных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тогда при известном R2 и найденном R' можно аналогичным путем определить Іу. В правильности результатов измерений можно убедиться, если lx + ly — 2l. При условии, что обе жилы кабеля изготовлены из провода одного неизменного сечения, можно воспользоваться выражениями

21

#2

К, - 21

+ R2

 

Rl

 

Индуктивности и взаимные индуктивности наиболее просто измерять методом амперметра — вольтметра [69].

ИУ ли кп

 

Рис.

5.

Схемы

автоматических

У -п-=

компенсаторов

с

уравновешива­

нием

по

сигналу

(а) и по из­

 

меряемой величине (б)

AW і

ли кп

ИУ

A " J

 

В)

Для контроля емкостей целесообразно использовать компен­ сационные методы измерения с помощью мостов и компенса­ торов.

На рис. 5 показаны два варианта автоматических компенса­ торов, предназначенных для измерения емкости датчиков, слу­ жащих для контроля перемещений, уровня, длины дуги и т. п. Измерительный блок ИУ преобразует АСХ в напряжение AU. По схеме, показанной на рис. Ъ,а, уравновешивание АСХ осуществ­ ляется в самом компенсаторе КП путем уравновешивания вы­ ходной величины преобразователя, т. е. AU. Поэтому здесь мож­ но использовать типовой автоматический потенциометр, ревер­ сивный двигатель М которого управляет уравновешивающим потенциометром Ry, а шкала его проградуирована непосредст­ венно в значениях контролируемой величины.

По схеме, показанной на рис. 5,6, осуществляется компенса­ ция непосредственно измеряемой величины АСХ с помощьюуравновешивающего конденсатора Су. Первый вариант схемы реализуется проще и позволяет удалять датчик вместе с преоб­ разователем от компенсатора КП. Однако по точности измере­ ния этот вариант хуже второго, ибо в измеряемую потенцио­ метром величину AU входят не только погрешность основного преобразования ACX(AW), но и составляющие погрешности пре­ образования в преобразователе AU(АСХ) и самого компенсато­ ра ARy(AU). У схемы второго варианта такие погрешности от­ сутствуют.


Описанные выше компенсационные методы измерения неза­ менимы при больших расстояниях между контролируемыми объектами и измерительной аппаратурой, а также при реализа­ ции систем централизованного контроля.

2. МЕХАНИЧЕСКИЕ

ПАРАМЕТРЫ

 

При автоматизации сварочных

процессов

много вопросов

возникает в связи с необходимостью контроля

местонахождения

и перемещения подвижных узлов аппаратуры,

скоростей

сварки

и подачи электрода, расхода или давления защитного

газа и

флюса.

 

 

 

Контроль перемещений и давлений. Простейшими датчиками положения и перемещения подвижных узлов сварочного обору­ дования являются электроконтактные устройства, устанавлива­ емые в определенных местах пути подвижных частей объекта и выдающие сигнал при замыкании входящих в них электриче­ ских контактов. Контактов может быть одна пара — такие устройства называют однопредельными. Они находятся только в двух состояниях: разомкнутом и замкнутом. У двух- и трехпредельных датчиков контактов два и три соответственно.

Для измерения размеров или перемещений в малых преде­ лах пригодны стандартные метрологические электроконтактные головки, выпускаемые московским заводом «Калибр». Много­ предельные датчики (двух-, трех-, четырех- и пятипредельные) позволяют зафиксировать до пяти отличающихся близких поло­ жений или размеров изделия, причем с точностью ± 1 мкм. Электрические контакты, используемые в электроконтактных измерителях, отличаются от контактов электромагнитных реле тем, что работают при значительно меньших зазорах и длитель­ ное время могут находиться в состоянии замкнутом, но без усилия сжатия.

Основным недостатком электроконтактных датчиков являет­ ся их обгорание вследствие искрения и эрозии. Устраняется этот недостаток путем применения различных схем искрогашения. Искрогасящие устройства шунтируют либо нагрузку, либо сами контакты, причем второе целесообразнее. Из всех возмож­ ных вариантов наилучший эффект дает шунтирование межкон­ тактного зазора цепочкой из конденсатора и низкоомного рези­ стора. Конденсатор включают параллельно контакту для того, чтобы направить ток размыкания по нему, а не через контакт. Резистор, включенный последовательно с конденсатором, сни­ жает эрозию при замыкании контакта. Используют также схе­

мы, в которых управление нагрузкой

осуществляется через

электронную

лампу (тиратрон)

или транзистор

(тиристор).

Контакт включают в цепь сетки лампы

или базы

транзистора,

где сила тока

значительно

меньше токов

в их выходных

цепях,

и поэтому он

работает не

как

силовой,

а лишь

как

измери­

тельный.

 

 

 

 

 

 


Контактные датчики используют часто как путевые переклю­ чатели в виде микропереключателей, переключателей с толкате­ лем, связанным с подвижным контактом, переключателей с ры­ чажным переключением и нажимным роликом, переключателей роторного типа, на валу которых имеется несколько дисков с кулачками, воздействующими на контактную систему. Точность фиксации положения с помощью таких путевых переключателей достигает ± (0,02-1-0,05) мм. Однако из-за недостаточной износо­ устойчивости они обычно выдерживают не более (1-Ь5) -106 сра­ батываний.

Высокой надежностью обладают переключатели, в которых

контактная группа устанавливается неподвижно,

а

изменение

ее состояния достигается

приближе­

нием

постоянного магнита,

закреп­

ленного на неподвижном узле кон­

тролируемого

объекта.

 

Наиболее

совершенны

переключатели

типа

МК,

контакты

которых

помещаются

в колбах с вакуумом или инертным газом (герконы). Они выдерживают

Я щ

TP

Рис.

6.

Схемы вклю­

Рис. 7. Схема фазочув-

чения

 

дроссельного

ствительного

трансфор­

(а)

и

трансформа­

маторного переключателя

торного

(б) путевых

 

 

 

переключателей

 

 

до 109

переключений с частотой

до 100 циклов

в секунду.

Более

надежны

бесконтактные

дроссельные и

трансформа­

торные

путевые

переключатели [78]. Чувствительный

элемент их

представляет собой замыкаемую подвижным якорем неподвиж­ ную разомкнутую магнитную цепь с обмоткой, которая вклю­ чается последовательно с обмоткой реле. Для увеличения крат­ ности изменения силы тока подпитывают размагничивающим током дополнительную обмотку реле. Часто дроссель и реле включают в мостовую схему, а для создания резонанса токов


или напряжений иногда параллельно либо последовательно с дросселем включают конденсатор. Используют также комбина­ цию этих способов. Одна из схем бесконтактного дроссельного переключателя показана на рис. 6,а. Здесь использован и ре­ зонанс токов и мостовой метод включения. Трансформаторные переключатели, в отличие от дроссельных, имеют на П-образ- ном сердечнике-магнитопроводе две обмотки — первичную и вторичную. У них более высокая, чем у дроссельных, кратность отношения полезного (рабочего) напряжения к холостому. Точ­ ность дроссельных и трансформаторных переключателей невы­ сока — не превышает ±(15) мм, относительно велики и их размеры.

Несколько сложнее схема бесконтактного трансформаторного путевого переключателя БСП-11, показанная на рис. 6,6. Одна­ ко и точность ее выше — основная погрешность не превышает ±0,2 мм, а максимальная суммарная погрешность не более ±1,0 мм. Магнитопровод датчика представляет собой две оди­ наковые скобы, согнутые из полосовой стали. При перекрытии сердечника якорем Я напряжение на входе триггера резко сни­ жается почти до нуля, транзистор ТІ под действием положи­ тельной обратной связи и смещения открывается, что приводит к закрыванию тиристора Т2 и появлению на выходе напряже­ ния порядка 3 в.

Еще большую точность — порядка ±(0,l-f-0,02) мм — име­ ет проходной дифференциально-трансформаторный путевой пе­ реключатель, схема которого показана на рис. 7. При выведен­ ном якоре Я э. д. с. на вторичных обмотках Ш-образного сер­ дечника малы и обмотка Р1-а реле Р1 обесточена. При движе­ нии якоря, когда он перекрывает одну половину сердечника, на­

пример левую,

напряжение

после

выпрямления

выпрямителя

Вм1, вызывает

срабатывание

реле

Р1. Вследствие

этого сраба­

тывает и удерживается своим контактом 1Р2 реле Р2. При даль­ нейшем движении якоря вправо э. д. с. обеих вторичных обмо­ ток выравниваются и реле Р1 отпускает. Размыкающий контакт его 2Р1 вновь замыкается и через по-прежнему замкнутый кон­

такт 2Р2 включает реле РЗ.

Последнее срабатывает,

удержи­

вается далее контактом 1РЗ и подает

через контакт 2РЗ

коман­

ду во внешнюю цепь. Обмотка

Р1-6

(размагничивающая) реле

Р1 служит для дистанционной настройки точки срабатывания схемы. Для подготовки переключателя к повторному действию исполнительная часть схемы его обесточивается размыканием ключа В.

Представляют интерес генераторные путевые переключатели, действие которых заключается в возникновении или срыве ге­ нерации при введении экранирующего флажка в щель магнитопровода, связывающего две катушки генератора [2]. Бескон­ тактные путевые переключатели с фазочувствительными усили­ телями позволяют получить точность до ±0,005 мм.

2—80

17

і


При контроле перемещений целесообразно использовать сельсины. В трансформаторном режиме они дают возможность измерять линейное или угловое перемещение с погрешностью' 0,25—2,5° (в системе из четырех сельсинов — двухканальной — погрешность на разряд меньше), а используя индикаторный ре­ жим их работы, можно передать результаты измерения в виде угла поворота на дистанцию нескольких сот метров [14, 73].

Известно несколько способов точной остановки движущихся элементов механизма в требуемой позиции. Все они основаны

а)

Рис. 8. Схемы точного останова (а, б) и стабилиза­ ции скорости двигателя (в)

на контроле перемещения элемента с помощью путевого датчи­ ка и последующем отключении и торможении двигателя. Для повышения точности останова применяют кинематический раз­ рыв цепи с помощью электромагнитной муфты с одновремен­ ным включением зажимных устройств. Эффективен метод дотя­ гивания к заданной позиции на ползучей скорости, отличающей­ ся от номинальной в 50—100 раз.

Ускоренную остановку в заданном месте подвижных узлов сварочной аппаратуры можно осуществить с помощью транзи­ стора (рис. 8,а). Во включенном состоянии якоря двигателя на базу транзистора Т подается положительный потенциал, вслед­ ствие чего он остается запертым и не мешает работе двигателя. Отключение питания выключателем В ведет к снятию этого по­ тенциала и открыванию транзистора. Вращающийся по инерции двигатель генерирует противо-э. д. с , ток от которого достаточ­ но велик, так как сопротивление перехода эмиттер — коллектор открытого транзистора мало. Электромагнитный момент, созда­ ваемый этим током, направлен в сторону, противоположную вращению якоря двигателя, поэтому он быстро тормозится1 .

Точный останов механизма в заданной точке пути без при­ менения специальных мер невозможен из-за изменения инерци­ онности управляемого объекта, вследствие чего не удается све­ сти разброс пути торможения к нулю. Использование методики оптимального управления электроприводом постоянного тока позволяет добиться полной независимости пути торможения от изменений нагрузки и механической постоянной времени. Блок-

1 П о ж и д а е в В . М. и С ы ч е в В. А. Авторское свидетельство № 142353 (БИ № 21, 1961).

схема привода показана на рис. 8,6. Независимость движения системы от изменения нагрузки достигается здесь за счет того, что на вход ее (на регулируемый источник напряжения РИ) подается с обратным знаком сигнал, пропорциональный стати­ ческому падению скоростиДатчиком статического момента слу­ жит резистор R, падение напряжения на котором пропорцио­ нально току якоря, а он, как известно, у двигателя постоянного тока пропорционален моменту. Запоминает величину статиче­ ского тока в схеме блок памяти БП.

Рис. 9. Схема фотоэлектри­ ческого путевого переключа­ теля

К путевым переключателям относятся переключатели, кото­ рые можно назвать лучевыми, так как в них используются источники излучения (радиоактивные, световые, ультразвуко­ вые, иногда потоки жидкости или воздуха) в сочетании с при­ емниками излучений и подвижными экранами, перекрывающи­ ми потоки излучения.

Схема фотоэлектрического переключателя, реагирующего на перемещение объекта контроля только в заданном направле­ нии ', показана на рис. 9. Пока оба фотоэлемента освещены, по обмоткам реле Р1 и Р4 протекает ток, достаточный для удер­ жания якорей в притянутом положении. При этом размыкаю­ щий контакты реле 1Р1 и 1Р4 разомкнуты и все элементы схе­ мы, кроме цепей фотоэлементов, обесточены. При своем движе­ нии объект О перекрывает поток света, падающий на фотоэле­ мент Ф1; сила тока в цепи фотоэлемента резко уменьшается, реле Р1 отпускает и замыкает контакт 1Р1. При этом скачок напряжения на конденсаторе С1 вызывает импульс тока, кото­ рый проходит через обмотку Р2, в результате чего кратковре­ менно замыкается замыкающий контакт 1Р2. Однако это замы­ кание не вызывает срабатывания счетного устройства, так как контакт 1Р4 остается разомкнутым. После завершения переход­ ного процесса конденсатор разряжается через высокоомный ре­ зистор R1 и обмотка реле Р2 оказывается обесточенной.

При дальнейшем перемещении слева направо объект О, про­ должая затемнять первый фотоэлемент, перекрывает второй све­ товой поток, падающий на фотоэлемент Ф2. Реле Р4 отпускает

1 Л ь в о в Н. С. Авторское свидетельство № 117498 (БИ № 2, 1959).

2*

19