ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
В ПОМОЩЬ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
д. С. моляков
П Л А Н И Р О В А Н И Е
ИИ С П О Л Ь З О В А Н И Е
ПР И Б Ы Л И
1 к о и т р о ". ь к ы Я I
j Э К З Е М М № ____[
Издательство „Финансы11 Москва-1974
338 |
|
|
|
|
W 76 |
p ] - |
9J |
6 6 |
$ |
|
||||
|
Гос |
■ |
, . Л |
|
|
науч |
|
|
V |
|
бйб* v: < |
|
||
|
ЧИТЯ* |
|
ЗАЛА |
10806—035 М 010(01)—74 28—74
© Издательство «Финансы», 1974.
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
ИИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
ВСВЕТЕ РЕШЕНИЙ XXIV СЪЕЗДА НПСС
Вусловиях развитого социализма прибыль в проти вовес капиталистическому обществу не является целью производства, его движущей силой; тем не менее она за нимает важное место в экономике социалистического хо зяйства. Прибыль — один из главных источников доходов государства. Среди множества показателей, характеризую щих деятельность предприятий, ей отведено особое место, поскольку в ней наиболее полно отражается эффективность затрат общественного труда.
«Мы рассматриваем прибыль и рентабельность, — ска зал в докладе на XXIV съезде КПСС тов. А. Н. Косыгин,— как важные показатели эффективности производства»1.
Прибыль тесно связана с количественными и качествен ными показателями работы предприятий — увеличением производства и реализации продукции, ростом производи тельности труда, экономией сырья и материалов, сниже нием себестоимости и улучшением качества продукции. Учет прибыли — необходимый элемент социалистической экономики, позволяющий определить, насколько эффектив но ведется хозяйство предприятия и какой вклад вносит оно в общественный фонд.
В соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, XXIII и XXIV съездов КПСС значи тельно повышена роль прибыли в народном хозяйстве. В ус ловиях хозяйственной реформы она стала одним из основ ных директивных показателей хозрасчетной деятельности предприятия.
Прибыль планируется по народнохозяйственному плану в целом по промышленности и по каждому промышленному министерству. План прибыли и рентабельности утверж
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с, 169.
1*
3
дается каждому предприятию вышестоящими организация ми. В процессе широкого осуществления новой системы планирования и экономического стимулирования, основан ной на укреплении хозрасчета и усилении материального поощрения производственных коллективов, повысилась роль прибыли как источника образования фондов поощрения и финансирования затрат на расширение производства. В ре зультате значительно увеличилась доля прибыли, оставляе мая в хозяйстве на собственные нужды.
Особенно возрастает роль прибыли в решении главной задачи текущей пятилетки — обеспечить значительный подъ ем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического произ водства, повышения его эффективности, научно-техническо го прогресса и ускорения роста производительности труда. Для этого необходимы огромные финансовые ресурсы. Основным источником их являются денежные накопления социалистического хозяйства. Директивами XXIV съезда КПСС намечено увеличить в девятой пятилетке прибыль в промышленности, обеспечить снижение себестоимости про дукции и повышение рентабельности работы предприятий. Для социалистического государства важна не любая при быль, а лишь полученная путем повышения эффективности производства, снижения себестоимости и роста производи тельности труда.
Успешное решение данной задачи во многом зависит от заинтересованности и ответственности предприятий и объ единений в разработке и принятии напряженных планов, максимально учитывающих все внутренние резервы увели чения прибыли за счет снижения себестоимости продукции. В Директивах XXIV съезда КПСС записано: «Улучшить планирование прибыли как основного источника доходов государства, повысить роль снижения себестоимости про дукции в формировании прибыли» ‘.
Хозяйственная реформа установила новые формы уча стия государства и коллективов социалистических пред приятий в распределении получаемой прибыли. Введение платы за производственные фонды, фиксированных и рент ных платежей, а также создание на предприятиях фондов экономического стимулирования усилило заинтересован ность предприятий и их коллективов в повышении эффек тивности использования материальных, трудовых и финансо-1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 296.
4
вых ресурсов. Однако, как показывает практика, необходи мо дальнейшее совершенствование действующего порядка распределения прибыли промышленных предприятий и бо лее широкое использование финансово-кредитного меха низма для ускорения технического прогресса и интенсифи кации общественного производства.
В решениях XXIV съезда КПСС указано, что совершен ствование системы и методов управления и планирования должно быть направлено на повышение эффективности об щественного производства. Это основная линия экономи ческого развития страны на ближайшие годы и длительную перспективу. Важная роль в решении этой задачи принад лежит финансовому планированию и прежде всего плани рованию прибыли. От научно обоснованного планирования прибыли в значительной степени зависит обеспечение де нежными средствами расширенного социалистического вос производства и научно-технического прогресса, правильное исчисление размера платежей в бюджет и определение доли прибыли, оставляемой в хозяйстве на создание фондов эко номического стимулирования, использование рентабель ности в качестве одного из критериев эффективности произ водства.
В современных условиях планирование прибыли должно быть подчинено выявлению внутрихозяйственных резервов на основе более рационального использования производ ственных мощностей, материальных, трудовых и финансо вых ресурсов.
Планирование прибыли — это сложный многогранный процесс, включающий глубокий экономический анализ хо зяйственных и финансовых показателей за период, пред шествующий планируемому; активное участие финансовых работников в разработке производственных показателей на планируемый период; экономически обоснованное исчисле ние размера прибыли на планируемый период в строгом соответствии с производственными показателями и с уче том всех выявленных резервов; составление плана распре деления и использования прибыли.
Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС осудил су ществовавшую практику частых изменений вышестоящими организациями производственных и финансовых планов предприятий и обязал органы, занимающиеся планирова нием, обеспечить устойчивость заданий, устанавливаемых предприятиям, путем тщательной увязки всех показателей. Это решение в значительной мере способствовало повыше
5
нию уровня планирования в- народном хозяйстве. В усло виях осуществляемой хозяйственной реформы в промыш ленности улучшилось планирование прибыли. Устанавливае мые предприятиям планы по прибыли стали более обосно ванными, улучшилось соответствие между производствен ными и финансовыми показателями плана, сократилось количество изменений, вносимых в планы предприятий на протяжении года. Большинство промышленных предприя тий успешно выполняют и перевыполняют планы по при были и рентабельности.
Вместе с тем анализ отчетных данных, материалы, реви зий, проверок и обследований свидетельствуют о том, что на некоторых предприятиях имеющиеся резервы роста при были и рентабельности используются далеко не полностью, допускаются непроизводительные расходы, потери, низкое качество продукции, нарушения сметной и финансовой дис циплины.
В докладе на XXIV съезде КПСС тов. Л. И. Брежнев подчеркнул: «...использование всех резервов, усиление режи ма экономии, борьба с бесхозяйственностью, расточитель ством и излишествами — это не кратковременная кампа ния. Речь идет об одном из важных направлений повседнев ной деятельности партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций. Работу на этом направлении нам надо всемерно усиливать»1.
В связи с этим наиболее полное выявление всех внут рихозяйственных резервов, усиление режима экономии и устранение всякого рода непроизводительных расходов и потерь является одной из основных задач при планирова нии прибыли и рентабельности промышленных предприятий и объединений.
Совершенствование действующей системы планирова ния прибыли и рентабельности не может осуществляться изолированно от мероприятий по дальнейшему улучшению распределения и использования прибыли промышленных предприятий и объединений. В докладе на XXIV съезде КПСС тов. А. Н. Косыгин отметил: «...необходимо дальше совершенствовать систему распределения прибыли, усилить заинтересованность предприятий в повышении эффективно сти использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов»12.
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 64.
2 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 170.
6
Действующий в условиях хозяйственной реформы поря док распределения и использования прибыли в отличие от прежнего повысил ее роль в экономическом стимулирова нии производства. Значительное увеличение доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, усилило материальную заинтере сованность предприятий в более полном выявлении внут рихозяйственных резервов и принятии более напряженных плановых заданий. Однако, несмотря на положительные итоги практики нового порядка распределения и использо вания прибыли в целом, в промышленности в ходе хозяйст венной реформы выявились недостатки, ослабляющие воз можности использования прибыли и рентабельности для усиления материальной заинтересованности предприятий и объединений в установлении оптимальных планов.
В ряде случаев прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия для экономического стимулирования и расши рения производства, используется не по назначению, что отрицательно сказывается на повышении эффективности производства. Нередко предприятия несвоевременно рас считываются с государственным бюджетом и используют в своем обороте значительные суммы прибыли, подлежащие взносу в бюджет. Финансовыми органа-ми при проверке правильности исчисления платежей в бюджет из прибыли за 1972 г. и I квартала 1973 г. было дополнительно начис лено и взыскано в государственный бюджет свыше 1э10 млн. руб.
Проводимые мероприятия по дальнейшему совершен ствованию управления экономикой, создание производ ственных о б ъ е д и н е н и й и к о м б и н а т о в позволяют значительно шире использовать хозрасчетные принципы управления производством. В настоящее время в промыш ленности образовано более тысячи производственных объ единений, на долю которых приходится около 12% реали зуемой продукции и прибыли.
Всесоюзные и республиканские промышленные объеди нения, действуя на основе хозяйственного расчета, обязаны обеспечивать полное возмещение затрат на производство продукции, включая затраты на проектные, конструкторские и научно-исследовательские работы, на освоение новых из делий и технологических процессов, а также получение при были в размерах, необходимых для расчетов с бюджетом и банками, развития объединения, образования фондов эко номического стимулирования и для других плановых целей. Отсюда возрастают роль и значение совершенствования
7
планирования и использования прибыли в промышленных
объединениях.
Объединение — это не просто группа отдельных пред приятий и других организаций, а единый производственно хозяйственный комплекс, состав которого может быть очень сложным и разнообразным. Поэтому, как правило, расче ты с бюджетом, с поставщиками и покупателями, кредит ные отношения, а также контроль со стороны банков за рас ходованием фонда заработной платы осуществляются по -производственному объединению в целом. Объединение мо жет создавать несколько централизованных денежных фондов и резервов: фонд развития производства; фонд ма териального поощрения; фонд социально-культурных меро приятий и жилищного строительства; фонд научных иссле дований; фонд освоения новой техники; фонд премирова ния за создание и внедрение новой техники; фонд разви тия экспортного производства; фонд содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений; резерв для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяй ственным организациям; резерв амортизационных отчисле ний, предназначенных на капитальный ремонт.
Объединение имеет право устанавливать предприятиям и ортанизациям, входящим в состав объединения, повышен ные по сравнению с утвержденными по объединению в це лом плановые задания по объему производства, реализации продукции и прибыли. Установление повышенных плановых заданий должно сопровождаться проведением дополнитель ных мероприятий по повышению фондоотдачи, снижению себестоимости продукции и по экономии материальных ре
сурсов.
Следовательно, в этих условиях невозможно механиче ское перенесение на объединения действующей на промыш ленных предприятиях практики планирования и использо вания прибыли. Поэтому большое внимание отводится осо бенностям, присущим производственным объединениям. Главное при решении данной проблемы — увязка общих на роднохозяйственных интересов с широкими правами, предо ставленными объединениям в области хозяйственной дея тельности, применения экономических рычагов в интересах повышения эффективности производства и мобилизации
внутренних резервов.
Создание производственных объединений, а также все^- союзных и республиканских промышленных объединений способствует дальнейшему совершенствованию планирова
ния и экономического стимулирования промышленного производства и усилению воздействия финансово-кредитно го механизма на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
В нашей стране по инициативе передовых предприятий развернулось широкое движение за принятие встречных планов. Центральный Комитет КПСС придает этой инициа тиве огромное значение. В Обращении к партии, к советско му народу говорится: «...даже самый детальный план не может учесть полностью всех богатейших резервов социа листической экономики, которые могут быть дополнительно вскрыты и использованы благодаря творческому подходу к работе, широкому развитию инициативы, повышению ор ганизованности и ответственности каждого коллектива, каждого работника».
Встречные планы, как прогрессивная форма организации социалистического соревнования, имеют огромное значение в борьбе за успешное претворение в жизнь решений XXIV
съезда КПСС.
«Министерства и ведомства, плановые, снабженческие и финансовые органы,— говорится в Обращении ЦК КПСС,— должны создавать все необходимые условия для выполне ния трудящимися встречных планов, взятых социалистиче ских обязательств. Они призваны обеспечить улучшение си стемы управления, совершенствование планирования, орга низации труда и экономического стимулирования производ ства во всех его звеньях».
В соответствии с принятым Госпланом СССР, Государ ственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариатом ВЦСПС и ЦСУ СССР разъяснением «О порядке разработки и учете выполнения встречных планов предприятий (производствен ных объединений) на 1974 год» встречные планы разраба тываются предприятиями (объединениями) по показате лям, определяемым из конкретных задач и условий произ
водства.
По промышленным предприятиям (объединениям) встречные планы могут быть приняты: по реализации про дукции; по производству продукции в натуральном выраже нии и ассортименте; освоению новых изделий; внедрению новой техники и НОТ; повышению производительности тру да, прибыли и рентабельности. Министерства и ведомства должны содействовать предприятиям и производственным объединениям в разработке и выполнении встречных пла
9