Файл: Дубровский, Ю. И. Повышение технического уровня погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ на предприятиях отрасли методические рекомендации по нормативным документам в помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ^ И СПЕЦИАЛИСТОВ

МИНИСТЕРСТВА ТРАКТОРНОГО Й СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР

ДУБРОВСКИЙ Ю. И.

БРЕГМАН Л. П

Повышение технического уровня

погрузочно-разгрузочных,

транспортных и складских работ

на предприятиях отрасли

Методические рекомендации по нормативным документам в

помощь руководящим работникам и специалистам

предприятий отрасли

Ростов-на-Дон>

Ан

■#г3^пед№

Ч ^уль'н Oi Q' 3&flm ^

4 l {~

^ f - ^ 9 &

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с циркулярным письмом Министра тракторного и сельскохозяй ственного машиностроения от 15 июля 1974 года № 31—35 Ц. Они знакомят с основными направлениями и уровнем меха­ низации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ в отрасли и содержанием введенной в действие с 1 мая 1974 г. «Системой управления развитием транспортно-склад­ ского хозяйства и повышения технического уровня погрузоч­ но-разгрузочных и транспортно-складских работ на предприя­ тиях Министерства тракторного и сельскохозяйственного ма­ шиностроения».

Методические рекомендации рассчитаны на руководящих работников и специалистов предприятий и организаций от­

расли-

Одним из главных направлений повышения эффективно­ сти производства, отмеченных в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, является «...снижение трудовых затрат, в первую очередь за счет сокращения ручного и физического тя­ желого труда. Решение этой задачи требует всемерного раз­ вития отраслей, которые обеспечивают ускорение темпов об­ новления и замены устаревшей техники.

Речь идет об отраслях, производящих новую высокопроиз­ водительную технику, целые системы машин, позволяющие перейти к комплексной механизации работ и автоматизации технологических процессов.

Большое значение приобретает также расширение отрас­ лей, которые обеспечивают производственно-техническое об­ служивание промышленности, механизацию вспомогательных работ».

В настоящее время на многих промышленных предприя­ тиях наблюдается значительный разрыв между относительно высокой технической оснащенностью основных работ и боль­ шими затратами ручного труда на транспортных, складских и погрузочно-разгрузочных операциях. На погрузочно-разгру­ зочных, подъемно-транспортных и складских работах занято более 8 млн. человек- В машиностроении на этих работах за­ нято около 20% всех рабочих.

Директивами XXIV съезда КПСС поставлена задача значи­ тельно увеличить выпуск средств механизации подъемно-тран­ спортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, раз­ работать конструкции и организовать производство подъем­ но-транспортных комплексов машин и механизмов с дистан­ ционным и автоматическим управлением.

В методических рекомендациях освещаются проблемы дальнейшего совершенствования системы планирования и эко­ номического стимулирования в связи с переходом отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения на комплексную систему управления. Авторами рассматривают­ ся показатели напряженных плановых заданий, дается подробная методика их расчета, определяется их роль в оцен­ ке деятельности предприятий, объединений.

3


Методические рекомендации предназначаются в помощь широкому кругу руководящих работников и специалистов предприятий отрасли, занимающихся вопросами планирова­ ния и экономического Стимулирования-

Повышение технического уровня транспортных, складских и погрузочно-разгрузочных работ является важным звеном в повышении технического уровня всего производства на пред­ приятиях тракторного и сельскохозяйственного машинострое­ ния.

В среднем по отрасли затраты на погрузочно-рагрузоч- ные работы составляют 5,2% в себестоимости продукции и более 12% в условно-чистой продукции. На некоторых пред­ приятиях (например, Харьковском заводе им. Фрунзе) эти затраты достигают 20% в условно-чистой продукции.

На погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских ра­ ботах (П.Р.Т.С.Р.) занято более 14% всех рабочих, а издерж­ ки по внутризаводскому перемещению грузов составляют 19 млн. руб. Министерство придает большое значение механиза­ ции погрузочно-разгрузочных работ, совершенствованию орга­ низации и повышению технического уровня транспортноскладского хозяйства.

В 1966 и в 1970 гг. были разработаны пятилетние планы механизации П Р I С,Р. Разработан также и перспективный план, охватывающий период до 1990 г. В планах технического перевооружения, которые разрабатывались на предприятиях отрасли, начиная с 1966 г., обязательным был раздел, преду-, сматривающий механизацию и повышение технического уров­ ня II. Р. Т. С. Р. В этих планах разрабатывались мероприятия по следующим направлениям:

механизация и автоматизация труда транспортных и складских работ;

внедрение транспортирования и хранения заготовок, де­ талей, узлов и других штучных грузов в таре и на поддонах

на всех стадиях производственного процесса;

внедрение централизованной межцеховой перевозки грузов по кольцевым маршрутам,

разработка и внедрение технологии по1 рузочно-разгру- зочных, транспортных и складских работ по всему производ­ ственному циклу;

определение трудоемкости транспортных, погрузочноразгрузочных и складских работ путем нормирования этих ра­ бот;

создание механизированных складов с многоярусным хранением заготовок, деталей, узлов и штучных грузов на ба­

4


зе использования кранов-штабелеров, напольных погрузочноразгрузочных машин и механизированных стэллажей;

внедрение средств непрерывного транспорта для внут­ рицеховых перевозок, в том числе подвесных толкающих кон­ вейеров и других конвейерных систем;

внедрение прогрессивных видов напольного транспор­ та (самоходные тележки с подъемной платформой, погруз­ чики с различными сменными захватными приспособлениями

идругие).

организация управления транспортными, погрузочноразгрузочными и складскими работами;

централизация транспорта и погрузочно-разгрузочных

работ;

комплексная механизация процессов перемещения и

хранения грузов;

применение производственной оборотной тары при хра­ нении и транспортировке грузов;

применение новых прогрессивных технологических про­ цессов;

сокращение маршрутов движения;

планирование и диспетчирование погрузочно-разгрузоч­ ных и транспортных работ;

внедрение прогрессивных (стимулирующих) форм оп­

латы труда транспортных рабочих;

— повышение производительности труда рабочих и сниже­ ние транспортно-складских расходов;

-— механизация учета хранимых и перемещаемых грузов:

— строительство недостающих складских помещений и площадок или реконструкция имеющихся;

реконструкция или строительство ремонтных баз, гара­ жей, зарядных станций, отстойных площадок для обеспечения нормальной работы заводского транспорта;

организация централизованных внутризаводских пере­ возок грузов в производственной оборотной таре;

организация работы транспорта по кольцевым маршру­

там;

внедрение автоматических, полуавтоматических и дру­ гих захватных приспособлений.

В отрасли создано специализированное научно-производ­ ственное объединение «Комплекс» (г- Волгоград), ведущее работу по разработке и внедрению проектов механизации Г1РТСР, В 1971—1973 гг. на предприятиях отрасли было

5


изготовлено и внедрено более 9,4 тыс. единиц подъемно-тран­ спортного оборудования, 137 тыс. п. м. конвейеров разных систем, 766,1 тыс. единиц производственной тары, построено и внедрено в эксплуатацию 425 тыс. кв- м складских площадей.

В результате этой работы уровень механизации на внеш­ них, межцеховых грузопотоках возрос с 61% в 1970 году до 73,8% в 1973 году, а степень охвата транспортно-складских рабочих механизированным трудом увеличилась с 40% в 1970 г. до 60,2% в 1973 г. Высокого уровня механизации — до 77,6% — достигли предприятия, внедряющие комплексную тех­ нологию. Это Волгоградский и Владимирский тракторные за­ воды, Ростовский культиваторный завод «Красный Аксай», Херсонский комбайновый завод и другие.

Главным производственным управлениям и предприятиям установлены были задания по росту производительности тру­ да транспортно-складских рабочих и условному высвобожде­ нию рабочих, занятых на ПРТСР. Однако в минувшем го­ ду 73 завода не обеспечили выполнение этих заданий, а такие предприятия, как Липецкий и Челябинский тракторные заво­ ды, Липецкий завод пусковых двигателей, завод Ростсельмаш и Узбексельмаш, Харьковский завод «Поршень», Одесский завод им. Октябрьской революции и некоторые другие допу­ стили ухудшение этих показателей по сравнению с 1971 го­ дом.

В итоге в целом по Министерству задание по росту произ­ водительности труда транспортно-складских рабочих выпол­ нено лишь на 50%, а задание по условному высвобождению рабочих, занятых на П. Р. Т. С. Р., на 61%.

Внедрение многих проектов механизации нередко задер­ живается по ряду причин, в том числе и из-за отсутствия не­ стандартного оборудования. А НПО «Комплекс» еще не за­ няло ведущей роли в вопросах разработки и внедрения проек­ тов механизации ПРТСР.

На все эти недостатки указано в приказе Министра трак­ торного и сельскохозяйственного машиностроения от 1 апре­ ля 1974 г.. № 120 «О дальнейшем повышении технического уровня погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ на предприятиях тракторного и сельскохозяйственного

мапшноа роения».

с ) мая

В соответствии с этим приказом утверждена и

1974 г. введена в действие «Система управления

развитием

транспортно-складского хозяйства и повышения технического уровня погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских ра­ бот на предприятиях Министерства (Приложение 1 к прика­ зу) •

в


«Система» состоит из б разделов, каждый из которых включает несколько подэлементов с краткой характеристикой работ, предуслн тройных по каждому элементу «системы». Оп­ ределены сроки выполнения работ, ответственные организа­ ции.

По первому разделу системы НПО «Комплекс» должно . ежегодно (в соответствии с приказом Министра от 10 июля 19L7 г. № 174). проводить совместно с предприятиями и объ­ единениями, изучение состояния развития и совершенствова­ ния транспортно-складского хозяйства, разрабатывать на ос­ нове анализа предложения по повышению технического уров­ ня ПРТСР на предприятиях.

Раздел П посвящен вопросам планирования технико-эко­ номических показателей по ПРТСР и формирования от­ раслевого плана механизации и авгоматизацич этих работ.

Разделы III—IV—V определяют порядок и содержание ра­ бот по разработке необходимой проектной документации; потребности отрасли в оборудовании, складах, площадях; ор­ ганизационные работы, связанные с внедрением проектов и комплектованием объектов оборудованием и средствами ме­ ханизации.

Раздел VI посвящен анализу и учету технико-экономиче­ ских показателей по ПРТСР., организации труда рабочих н совершенствованию управления транспортно-складским хо­ зяйством на предприятиях.

В соответствии с этим разделом объединения и предприя­ тия должны постоянно проводить работу по совершенствова­ нию систем материального стимулирования транспортноскладских рабочих, а также ИТР и служащих (за разработку и внедрение мероприятий, обеспечивающих рост производи­ тельности труда и высвобождение транспортно-складских ра­ бочих. (Приказ Министра от 13 июля 1970 г. JSi: 173);

В1974—1975 ггНПО «Комплекс» должно разработать ти­ повые структуры управления транспортно-складским озяйством (письмо Министра от 19 апреля 1973 г_№ ИС-1-2360).

В1975—1980 гг. НИПИАСУ должно разработать типовые проекты решения по АСУ транспортно-складским хозяйством.

Не позднее 25 января (после отчетного года) главные производственные объединения должны сдать отчет о вы­ полнении оргтехмероприятий. направленных на повышение технического уровня ПРТСР на предприятиях отрасли. Предприятия раз в полгода сдают в главные производствен­ ные управления и НПО «Комплекс» статистическую отчет­ ность по форме I—1C. (Приказ Министра от 7/ХП-73 г.

7