Файл: Дубровский, Ю. И. Повышение технического уровня погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ на предприятиях отрасли методические рекомендации по нормативным документам в помощь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ^ И СПЕЦИАЛИСТОВ
МИНИСТЕРСТВА ТРАКТОРНОГО Й СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР
ДУБРОВСКИЙ Ю. И.
БРЕГМАН Л. П
Повышение технического уровня
погрузочно-разгрузочных,
транспортных и складских работ
на предприятиях отрасли
Методические рекомендации по нормативным документам в
помощь руководящим работникам и специалистам
предприятий отрасли
Ростов-на-Дон>
Ан |
■#г3^пед№ |
Ч ^уль'н Oi Q' 3&flm ^ |
|
4 l {~ |
^ f - ^ 9 & |
|
Методические рекомендации составлены в соответствии с циркулярным письмом Министра тракторного и сельскохозяй ственного машиностроения от 15 июля 1974 года № 31—35 Ц. Они знакомят с основными направлениями и уровнем меха низации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ в отрасли и содержанием введенной в действие с 1 мая 1974 г. «Системой управления развитием транспортно-склад ского хозяйства и повышения технического уровня погрузоч но-разгрузочных и транспортно-складских работ на предприя тиях Министерства тракторного и сельскохозяйственного ма шиностроения».
Методические рекомендации рассчитаны на руководящих работников и специалистов предприятий и организаций от
расли-
Одним из главных направлений повышения эффективно сти производства, отмеченных в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, является «...снижение трудовых затрат, в первую очередь за счет сокращения ручного и физического тя желого труда. Решение этой задачи требует всемерного раз вития отраслей, которые обеспечивают ускорение темпов об новления и замены устаревшей техники.
Речь идет об отраслях, производящих новую высокопроиз водительную технику, целые системы машин, позволяющие перейти к комплексной механизации работ и автоматизации технологических процессов.
Большое значение приобретает также расширение отрас лей, которые обеспечивают производственно-техническое об служивание промышленности, механизацию вспомогательных работ».
В настоящее время на многих промышленных предприя тиях наблюдается значительный разрыв между относительно высокой технической оснащенностью основных работ и боль шими затратами ручного труда на транспортных, складских и погрузочно-разгрузочных операциях. На погрузочно-разгру зочных, подъемно-транспортных и складских работах занято более 8 млн. человек- В машиностроении на этих работах за нято около 20% всех рабочих.
Директивами XXIV съезда КПСС поставлена задача значи тельно увеличить выпуск средств механизации подъемно-тран спортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, раз работать конструкции и организовать производство подъем но-транспортных комплексов машин и механизмов с дистан ционным и автоматическим управлением.
В методических рекомендациях освещаются проблемы дальнейшего совершенствования системы планирования и эко номического стимулирования в связи с переходом отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения на комплексную систему управления. Авторами рассматривают ся показатели напряженных плановых заданий, дается подробная методика их расчета, определяется их роль в оцен ке деятельности предприятий, объединений.
3
Методические рекомендации предназначаются в помощь широкому кругу руководящих работников и специалистов предприятий отрасли, занимающихся вопросами планирова ния и экономического Стимулирования-
Повышение технического уровня транспортных, складских и погрузочно-разгрузочных работ является важным звеном в повышении технического уровня всего производства на пред приятиях тракторного и сельскохозяйственного машинострое ния.
В среднем по отрасли затраты на погрузочно-рагрузоч- ные работы составляют 5,2% в себестоимости продукции и более 12% в условно-чистой продукции. На некоторых пред приятиях (например, Харьковском заводе им. Фрунзе) эти затраты достигают 20% в условно-чистой продукции.
На погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских ра ботах (П.Р.Т.С.Р.) занято более 14% всех рабочих, а издерж ки по внутризаводскому перемещению грузов составляют 19 млн. руб. Министерство придает большое значение механиза ции погрузочно-разгрузочных работ, совершенствованию орга низации и повышению технического уровня транспортноскладского хозяйства.
В 1966 и в 1970 гг. были разработаны пятилетние планы механизации П Р I С,Р. Разработан также и перспективный план, охватывающий период до 1990 г. В планах технического перевооружения, которые разрабатывались на предприятиях отрасли, начиная с 1966 г., обязательным был раздел, преду-, сматривающий механизацию и повышение технического уров ня II. Р. Т. С. Р. В этих планах разрабатывались мероприятия по следующим направлениям:
—механизация и автоматизация труда транспортных и складских работ;
—внедрение транспортирования и хранения заготовок, де талей, узлов и других штучных грузов в таре и на поддонах
на всех стадиях производственного процесса;
—внедрение централизованной межцеховой перевозки грузов по кольцевым маршрутам,
—разработка и внедрение технологии по1 рузочно-разгру- зочных, транспортных и складских работ по всему производ ственному циклу;
—определение трудоемкости транспортных, погрузочноразгрузочных и складских работ путем нормирования этих ра бот;
—создание механизированных складов с многоярусным хранением заготовок, деталей, узлов и штучных грузов на ба
4
зе использования кранов-штабелеров, напольных погрузочноразгрузочных машин и механизированных стэллажей;
—внедрение средств непрерывного транспорта для внут рицеховых перевозок, в том числе подвесных толкающих кон вейеров и других конвейерных систем;
—внедрение прогрессивных видов напольного транспор та (самоходные тележки с подъемной платформой, погруз чики с различными сменными захватными приспособлениями
идругие).
—организация управления транспортными, погрузочноразгрузочными и складскими работами;
—централизация транспорта и погрузочно-разгрузочных
работ;
—комплексная механизация процессов перемещения и
хранения грузов;
—применение производственной оборотной тары при хра нении и транспортировке грузов;
—применение новых прогрессивных технологических про цессов;
—сокращение маршрутов движения;
—планирование и диспетчирование погрузочно-разгрузоч ных и транспортных работ;
—внедрение прогрессивных (стимулирующих) форм оп
латы труда транспортных рабочих;
— повышение производительности труда рабочих и сниже ние транспортно-складских расходов;
-— механизация учета хранимых и перемещаемых грузов:
— строительство недостающих складских помещений и площадок или реконструкция имеющихся;
—реконструкция или строительство ремонтных баз, гара жей, зарядных станций, отстойных площадок для обеспечения нормальной работы заводского транспорта;
—организация централизованных внутризаводских пере возок грузов в производственной оборотной таре;
—организация работы транспорта по кольцевым маршру
там;
—внедрение автоматических, полуавтоматических и дру гих захватных приспособлений.
В отрасли создано специализированное научно-производ ственное объединение «Комплекс» (г- Волгоград), ведущее работу по разработке и внедрению проектов механизации Г1РТСР, В 1971—1973 гг. на предприятиях отрасли было
5
изготовлено и внедрено более 9,4 тыс. единиц подъемно-тран спортного оборудования, 137 тыс. п. м. конвейеров разных систем, 766,1 тыс. единиц производственной тары, построено и внедрено в эксплуатацию 425 тыс. кв- м складских площадей.
В результате этой работы уровень механизации на внеш них, межцеховых грузопотоках возрос с 61% в 1970 году до 73,8% в 1973 году, а степень охвата транспортно-складских рабочих механизированным трудом увеличилась с 40% в 1970 г. до 60,2% в 1973 г. Высокого уровня механизации — до 77,6% — достигли предприятия, внедряющие комплексную тех нологию. Это Волгоградский и Владимирский тракторные за воды, Ростовский культиваторный завод «Красный Аксай», Херсонский комбайновый завод и другие.
Главным производственным управлениям и предприятиям установлены были задания по росту производительности тру да транспортно-складских рабочих и условному высвобожде нию рабочих, занятых на ПРТСР. Однако в минувшем го ду 73 завода не обеспечили выполнение этих заданий, а такие предприятия, как Липецкий и Челябинский тракторные заво ды, Липецкий завод пусковых двигателей, завод Ростсельмаш и Узбексельмаш, Харьковский завод «Поршень», Одесский завод им. Октябрьской революции и некоторые другие допу стили ухудшение этих показателей по сравнению с 1971 го дом.
В итоге в целом по Министерству задание по росту произ водительности труда транспортно-складских рабочих выпол нено лишь на 50%, а задание по условному высвобождению рабочих, занятых на П. Р. Т. С. Р., на 61%.
Внедрение многих проектов механизации нередко задер живается по ряду причин, в том числе и из-за отсутствия не стандартного оборудования. А НПО «Комплекс» еще не за няло ведущей роли в вопросах разработки и внедрения проек тов механизации ПРТСР.
На все эти недостатки указано в приказе Министра трак торного и сельскохозяйственного машиностроения от 1 апре ля 1974 г.. № 120 «О дальнейшем повышении технического уровня погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ на предприятиях тракторного и сельскохозяйственного
мапшноа роения». |
с ) мая |
В соответствии с этим приказом утверждена и |
|
1974 г. введена в действие «Система управления |
развитием |
транспортно-складского хозяйства и повышения технического уровня погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских ра бот на предприятиях Министерства (Приложение 1 к прика зу) •
в
«Система» состоит из б разделов, каждый из которых включает несколько подэлементов с краткой характеристикой работ, предуслн тройных по каждому элементу «системы». Оп ределены сроки выполнения работ, ответственные организа ции.
По первому разделу системы НПО «Комплекс» должно . ежегодно (в соответствии с приказом Министра от 10 июля 19L7 г. № 174). проводить совместно с предприятиями и объ единениями, изучение состояния развития и совершенствова ния транспортно-складского хозяйства, разрабатывать на ос нове анализа предложения по повышению технического уров ня ПРТСР на предприятиях.
Раздел П посвящен вопросам планирования технико-эко номических показателей по ПРТСР и формирования от раслевого плана механизации и авгоматизацич этих работ.
Разделы III—IV—V определяют порядок и содержание ра бот по разработке необходимой проектной документации; потребности отрасли в оборудовании, складах, площадях; ор ганизационные работы, связанные с внедрением проектов и комплектованием объектов оборудованием и средствами ме ханизации.
Раздел VI посвящен анализу и учету технико-экономиче ских показателей по ПРТСР., организации труда рабочих н совершенствованию управления транспортно-складским хо зяйством на предприятиях.
В соответствии с этим разделом объединения и предприя тия должны постоянно проводить работу по совершенствова нию систем материального стимулирования транспортноскладских рабочих, а также ИТР и служащих (за разработку и внедрение мероприятий, обеспечивающих рост производи тельности труда и высвобождение транспортно-складских ра бочих. (Приказ Министра от 13 июля 1970 г. JSi: 173);
В1974—1975 ггНПО «Комплекс» должно разработать ти повые структуры управления транспортно-складским озяйством (письмо Министра от 19 апреля 1973 г_№ ИС-1-2360).
В1975—1980 гг. НИПИАСУ должно разработать типовые проекты решения по АСУ транспортно-складским хозяйством.
Не позднее 25 января (после отчетного года) главные производственные объединения должны сдать отчет о вы полнении оргтехмероприятий. направленных на повышение технического уровня ПРТСР на предприятиях отрасли. Предприятия раз в полгода сдают в главные производствен ные управления и НПО «Комплекс» статистическую отчет ность по форме I—1C. (Приказ Министра от 7/ХП-73 г.
7