Файл: Миндели, Э. О. Разрушение горных пород учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а V

ВРАЩАТЕЛЬНО-УДАРНОЕ БУРЕНИЕ ШПУРОВ

Для бурения шпуров в породах средней крепости и крепких применяют вращательно-ударные машины. В отличие от ранее рас­ смотренных способов бурения машины этого типа обеспечивают проходку шпуров только с подачей промывочной жидкости.

По роду применяемой энергии машины подразделяются на пнев­ матические, электрогидравлические и электрические.

Вращательно-ударные машины устанавливаются на буровых каретках. Производительность машин этого типа зависит от статиче­ ских и динамических усилий, которые развивают подающий меха­ низм и собственно бурильная машина.

§ 16. Основные закономерности вращательно-ударного . бурения

При вращательно-ударном бурении породу разрушают ударными и статическими нагрузками, которые передаются постоянно вращаю­ щемуся инструменту от ударного узла и вращателя машины. Эффект разрушения получается значительно больший, чем при простом сложении объемов разрушения от ударного и вращательного бурения. Объемное разрушение породы происходит, если

4

Pcr+ Ay^

o KS,

 

где Ауд — энергия

единичного удара, кгс-см;

Р Ст— статическое

усилие подачи, кгс;

ак — критическое напряжение породы при дина­

мическом нагружении, кгс/мм2;

S — площадь

контакта лезвий

коронки с породой, мм2.

 

 

Разрушение породы в зоне достигается, когда А уа + Рст <« oKS, причем этот режим тем предпочтительнее, чем выше крепость бури­ мой породы.

Под действием ударной нагрузки лезвие коронки внедряется в породу п образует зону разрушения, распространяющуюся на расположенную рядом зону, которая скалывается в сторону враще­ ния лезвия (см. рис. 1, в).

Большая глубина внедрения достигается за счет повышенного осевого усилия и момента вращения, которые создаются отдельными механизмами подающего и вращающего узлов машины. Непрерыв­ ный контакт лезвий коронок с породой обеспечивает лучшее исполь­

зование энергии удара.

 

диапазон усилий

Так же как и при ударно-поворотном бурении,

подачи подразделяется

на три характерные зоны,

представленные

на рис.

19.

к р и в о й характеризуется усилием подачи

I

у ч а с т о к

до 100 кгс для пород средней крепости и до 250 кгс для крепких пород. Процесс разрушения в этой зоне аналогичен процессу ударно­

66


поворотного и вращательно-ударного бурения, когда лезвие коронки выходит из углубления, образованного при ударном воздействии. Разрушения породы в забое шпура за спет вращения не происходит.

II у ч а с т о к к р и в о й характеризуется диапазоном усилий от 100 до 750 кгс для пород средней крепости и от 250 до 1250 кгс для крепких пород. В этой зоне разрушение породы происходит за счет ударных нагрузок и за счет вращательного движения породо­ разрушающего инструмента. При вращении инструмента происходит уменьшение толщины снимаемой стружки, так как усилие подачи

недостаточно н лезвие отжимается

0СфЛ,М„р

 

от забоя шпура. Увеличение уси­

 

лия подачи приводит к увеличе­

 

 

нию углубления шпура за один

 

 

оборот

 

бурового

инструмента,

 

 

эффективность процесса

разру­

 

 

шения

породы увеличивается,

а

 

 

объемная

работа

разрушения

 

 

уменьшается.

к р и в о й

 

 

III у ч а с т о к

 

 

охватывает диапазон усилий по­

Рис. 19. Зависимость удельной объем­

дачи от 750 до 1250

кгс. В этой

ной работы разрушения (1), глубины

зоне

разрушение

породы

при

разрушения

(2) и крутящего момен­

бурении происходит

за счет вра­

та (3)

от осевого усилия

щательного движения инструмента

ударных

нагрузок. Удельная

при меньшем влиянии на процесс

объемная

работа разрушения

увеличивается

с увеличением уси­

лия подачи.

Как показывают наблюдения во всех трех зонах, увеличение усилия подачи приводит к увеличению глубины внедрения бура и скорости бурения всех типов машин вращательно-ударного действия.

§ 17. Бурильные машины вращательно-ударного действия

Машины вращательно-ударного действия состоят из вращателя и ударного механизма, скомпонованных в общем корпусе.

В р а щ а т е л ь н о - у д а р н а я б у р и л ь н а я м а ш и н а БУ-1 (рис. 20) состоит из вращательного и ударного узлов, корпуса которых соединены стяжными болтами, и механизма подачи. Меха­ низм вращения собственно бурильной машины состоит из пневмодви­ гателя 1, крутящий момент которого через шестерни, зубчатые ко­ леса 2 и валы 3 передается шпинделю 4 и от него хвостовику и буро­ вой штанге. Ударный механизм состоит из цилиндра 5, поршня 6 и воздухораспределительной коробки 7. В передней части корпуса вращательно-ударной машины монтируется муфта боковой про­ мывки 8. Сжатый воздух к двигателю вращения подается через патрубок 9, а к ударному механизму — через патрубок 10.

5'

67


Рис. 20. Бурильная машина БУ-1

Т а б л и ц а ] 12

Вращательно-ударная бурильная машина

Показатели

 

БКГ

КБШ

БУ-1

БГА-1

Энергия удара, кгс-м ........................

5

7

6

9

Число ударов в 1 м н и ........................

4000

2900

5000

2000

Частота вращения буровой штанги,

130

100

157 и 245

_

■об/мин ...............................................

Крутящий момент, кгс-м ................

25

25

37

14

Усилие подачи, кгс ............................

1100

1100

1700

1000

Расход сжатого воздуха, м3/мин . .

8 -1 0

10—12

Диаметр, мм:

40—46

40—46

42

40—46

коронки .......................................

штанги ...........................................

30—32

30—32

30—32

30—32

Далее воздух поступает попеременно в иадпоршневую и подпоршневую полости пневмоударнОго механизма н заставляет поршень совершать поступательно-возвратное движение. Вода к бурильному инструменту подводится через муфту боковой промывки 8.

Смазка механизмов буровой машины обеспечивается при помощи магистральной масленки, вмонтированной в нижней тележке буро­ вой каретки. Управление бурильной машиной осуществляется по­ воротом пусковых рукояток, установленных на пульте управления

буровой каретки БУ-1.

б у р и л ь н а я

м а ­

В р а щ а т е л ь н о - у д а р н а я

ш и н а Б Г А - 1 , п о схеме работы аналогичная машине БУ,

отли­

чается от последней конструкцией планетарно-цилиндрического ре­ дуктора и ударного механизма. Ударный механизм бурильной ма­ шины Б ГА-1 представлен пневмоударником машины ПТ-36 с си­ стемой каналов и отверстий в корпусе-цилиндре. Техническая харак­ теристика бурильных машин вращательно-ударного действия при­ ведена в табл. 12.

Бурильные машины указанных типов устанавливают на пода­ ющих устройствах буровых кареток, манипуляторов и буропогру­ зочных агрегатов.

§ 18. Буровые каретки

Буровые каретки представляют собой передвижные установочноподающие механизмы, рассчитанные на установку нескольких бу­ рильных машин. Полностью гидрофицированные агрегаты значи­ тельно облегчают труд проходчика и повышают производительность буровых работ.

Б у р о в а я к а р е т к а С Б У -2м имеет два манипулятора с бурильными машинами и гусеничный ход с индивидуальными

69



до 5500

WOO

Рис. 21. Бурильная установка СБУ-2м:

1 — ходовая часть; 2 — манипулятор; з — буровая машина; 4 — пульт управления

приводами от пыевмодвнгателей ДР-10У мощностью 12 л. с. (рис. 21). Гусеничный ход обеспечивает свободное маневрирование установкой

в призабойном

пространстве

и не требует раскрепления машины

на время бурения.

СБУ-4 имеет конструкцию башенного

Б у р о в а я

к а р е т к а

типа, отличается от рассмотренной модели СБУ-2м наличием четырех бурильных машин, позволяющих обуривать забои большего сечения шпурами большей глубины.

Б у р о в а я к а р е т к а БУР-2 имеет конструкцию, анало­ гичную каретке СБУ-2м, и отличается от нее в основном колесным ходом. Также оборудована навесными люлькой и вилочным захватом, которые позволяют использовать ее при возведении крепи. Установка рассчитана на передвижение по рельсовым путям с шириной колеи 750 и 900 мм. Буровая каретка, так же как и предыдущие, оснаща­ ется бурильными машинами вращательного ударного действия типа БУ-1 или БГА-1.

Б у р о в а я к а р е т к а БУЭ-2 предназначена для бурения шпуров двумя вращательными машинами типа ДС-7 при проведении горизонтальных выработок площадью от 11 до 20 м2 по породам ниже средней крепости. Конструкция каретки позволяет выбуривать угольные пласты, для чего она оснащена специальным рабочим органом. Каретка состоит из самоходной колесной тележки для колеи шириной 750 и 900 мм, на которой смонтированы платформа, мани­ пуляторы с бурильными машинами и два пульта управления. Также

как и установка БУР-2, каретка БУЭ-2

прикрепляется к рельсам

захватами.

(рис. 22) предназначена

Б у р о в а я к а р е т к а К Б М-Зк

для вращательного бурения шпуров при проведении подготовитель­ ных выработок и состоит из колесной тележки, на которой закреп­ лены поворотные балки на вертикальных осях. Балки перемещаются друг относительно друга в горизонтальной плоскости гидроци­ линдрами 2. Кронштейны 3 с распорными колонками 4 закреплены шарнирно на переднем конце поворотных балок. Подъемники 5 пе­ ремещаются по зубчатым рейкам распорных колонок. Рабочий орган состоит из подающего механизма 6, поворотных гидроцилиндров 7 и двух бурильных машин. Гидроцилиндры служат для укладки рас­ порных колонок в транспортное положение. Гидропривод 8 располо­ жен в задней части установки. Пневматический пульт управления смонтирован непосредственно на рабочем органе бурильной каретки.

На предприятиях горнодобывающей промышленности также применяют каретки СБКН-4, СБКНС-2 и др., на которых устана­ вливают две, четыре бурильные машины (табл. 13) для высокопроиз­ водительного бурения шпуров в режиме вращательного и вращатель­ но-ударного действия с гидро-, пневмо- и электроприводом.

Установка БКС-1м предназначена для механизации бурения шпуров в стволах шахт диаметром до 7 м.

У с т а н о в к а БУКС-1м (рис. 23) состоит из трех бурильных машин 1 вращательно-ударного действия, трех манипуляторов 2

71