важно обеспечить высокую эффективность и полную безопасность пх использования при минимальных трудовых и материальных за тратах. Эта задача может решаться по линии создания машин и ме ханизмов, обеспечивающих сокращение ручного труда и механиза цию основных трудоемких операций с ВВ — погрузки, транспорти рования разгрузки, складирования, заряжания шпуров и скважин и т. д. Однако наибольший эффект может быть достигнут при ком плексной механизации всего процесса взрывных работ, включая под готовительные и вспомогательные операции.
Важно отметить, что при механизации процесса заряжания представляется возможным надежно управлять действием взрыва путем изменения конструкции заряда, степени заполнения шпуров п скважин ВВ, т. е. менять объемную концентрацию энергии заряда, плотность заряжания п другие его характеристики. Так, например, при пневматическом заряжании плотность игданита может соста вить до 1,2 г/см3 вместо 0,9 г/см3 при ручном заполнении скважин, а гранулитов и зериогранулитов 1,1—1,3 вместо 0,9 г/см3. Таким образом, комплексная механизация взрывных работ является не только средством сокращения пх трудоемкости, но и позволяет увеличить эффективность действия взрыва и сократить расходы на бурение шпуров п скважин.
Особо важное значение приобретает комплексная механизация взрывных работ на крупных карьерах, производственная мощность которых достигает в настоящее время несколько десятков м и л л и о н о в кубических метров в год, а расход ВВ — свыше 10—20 тыс. т.
Механические воздействия на ВВ в различных зарядных устрой ствах предъявляют ряд дополнительных требований к ВВ. Поэтому пз имеющегося ассортимента ВВ к мехаппзированному использова нию в установленном порядке могут быть допущены лишь ВВ с со ответствующими физико-механическими свойствами. С другой сто роны, это определяет и ряд условий, которые должны быть соблю дены при конструировании средств механизации взрывных работ.
На рис. 285 показана одна пз схем комплексной механизации взрывных работ. ВВ или его компоненты в любой таре на заводепзготовителе укладывают в контейнеры, устанавливаемые в железно дорожных вагонах, и доставляют па склады ВМ горных предприя тий и в хранилища.
ВВ или его компоненты автотранспортом перевозят на пункт подготовкп ВВ и далее с помощью транспортно-зарядных машин доставляют на карьер, где производят механизированное заряжание скважин.
Все погрузочно-разгрузочные операции осуществляют с помощью погрузчиков. Имеются также и другие схемы, в частности можно назвать как одно из перспективных решений бестарную перевозку ВМ и их компонентов в специальных вагонах или железнодорожных цистернах с применением пневмотранспорта при погрузке или раз грузке, при подготовке ВМ к применению и доставке на карьер. Известны также и комбинированные схемы с использованием уста