ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
07.05.20 г. ЧТО ТАКОЕ ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
План доходов и расходов представляет собой документ, отражающий все прогнозируемые поступления денежных средств из различных источников и все издержки фирмы. Он составляется для следующих целей:
-
Анализ финансового состояния предприятия;
-
Контроля эффективности использования ресурсов;
-
Развития потенциала организации;
-
Обеспечение финансовой устойчивости;
-
Выявление резервов;
-
Поиск вариантов наиболее оптимального использования ресурсов.
Он составляется ежеквартально с поправкой на прогнозируемый уровень инфляции. Для составления рассчитываются показатели, которые будут рассмотрены ниже.
В случае если возникают несоответствия фактических величин прогнозным, руководители профильных подразделений могут оперативно это увидеть и скорректировать текущую политику. На практике составляется как общий документ, так и с разбивкой по функциональным областям.
СТРУКТУРА ПЛАНА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
Он состоит из следующих разделов
-
План доходов, который состоит из:
-
Объема выручки без учета налога на добавленную стоимость как произведение цены на количество реализуемой продукции — В;
-
Накопленные резервы;
-
Прочие поступления (Дп):
-
от выпуска ценных бумаг;
-
Рента;
-
Лицензионные платежи;
-
Расчет по обязательствам;
-
От инвестирования в различные инструменты и другие поступления из различных источников.
-
План расходов, в состав которого включаются:
-
Переменные затраты, то есть те, которые зависят от выпускаемого объема – ПрЗ и постоянные, на сумму которых не влияет объем производства – ПсЗ;
-
Прочие отчисления (Рп):
-
Ремонтные работы;
-
Обязательные платежи в бюджеты разных уровней бюджетной системы и внебюджетные фонды;
-
Уплата процентов и погашение основного долга по кредитам;
-
Убытки от брака, возмещения ущерба;
-
Аренда;
-
Покупка нового оборудования, технологий, реконструкция зданий;
-
Накопления;
-
Выплата заработных плат, премий, бонусов, проведение корпоративных мероприятий;
-
Благотворительность и др.
-
Расчет следующих показателей:
-
Валовая прибыль, рассчитываемая по формуле Пв=В-ПЗ;
-
Чистые поступления от реализации Пр как разница Пв и ПсЗ;
-
Прибыль, подлежащая налогообложению — Пн;
-
Чистая прибыль (Пч) = Пн-Н. Она может распределяться в различные фонды предприятия, на выплаты процентов собственникам и т.д.
-
Расчет налогов с учетом действующей ставки Н=Пн*Ставка налога
-
Показатели инвестиционной деятельности. Инвестиции как в рассматриваемую компанию, так и осуществляемые ею с указанием источников, уровня доходности, периода окупаемости.
-
Итоги, выявляется:
-
Недостаток оборотных средств для погашения имеющихся обязательств;
-
Нераспределенная прибыль.
-
Необходимо помнить о соблюдении принципа сбалансированности и не допускать непокрытых затрат или нераспределенных поступлений.
Таким образом, в указанном документе необходимо учесть все будущие движения денежных средств внутри организации и соблюсти их баланс.
ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
Вначале необходимо определиться, на какой период он составляется. Это может быть как краткосрочная перспектива – на 1 год, так и долгосрочная сроком более 5 лет. На практике берется один год с разбивкой на кварталы.
Далее перечислите все показатели, которые будут в него входить. Не забудьте включить все виды поступлений и затрат с указанием источников, а также расчетные данные, которые были указаны выше.
Начинайте заполнять таблицу. В зависимости от элемента начинайте сначала с годового выражения, потом распределяйте по кварталам или наоборот. Так процент, получаемый от депозита легче рассчитать сначала за весь период, потом при необходимости разделить. При оценке используйте известные Вам методы прогнозирования и не забывайте обращаться к другим документам, таким как прогноз выручки, бюджет на проведение маркетинговых активностей, план продаж.
Не забывайте учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на финансовую ситуацию, такие как инфляция, рост экономической активности населения, уровень безработицы, ВВП, курс национальной валюты, внедрение новых технологий, повышение производительности труда, заключение новых контрактов и др.
Соотнесите полученные значения с данными предыдущих периодов, посчитайте прирост. При необходимости корректируйте, выясняйте причины падения, закладывайте рост. Помните о важности построения сбалансированной картины. Если доходы превышают расходы, подумайте о вариантах покрытия, если наоборот, то не допускайте нераспределенной прибыли.
После чего подсчитайте итоговые значения, проверьте правильность расчетов, исправьте ошибки при наличии.
Главная цель данной деятельности поиск резервов и возможностей роста. Проанализируйте, полностью ли используется имеющийся потенциал, оптимально ли распределены ресурсы, является ли Ваша компания устойчивой и эффективной. О том, как сделать прогноз выручки можно узнать из соответствующей статьи.
Составление необходимо при написании бизнес-плана. Вы можете заказать бизнес-план под ключ у нас, и мы обязательно включим в него данный раздел, или купить уже
ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
Воспользуйтесь следующими советами при составлении:
-
План доходов и расходов предприятия должен строиться на основе других документов, а не наоборот. Иначе Вы рискуете не увидеть реальной картины будущих событий.
-
Используете разнообразные методы прогнозирования как отдельно, так и в совокупности. Например, метод экстраполяции, оценки временных рядов, факторный анализ и др. Это позволит Вам получить максимально точные данные, так как нивелирует недостатки каждого из них.
-
Не допускайте отсутствия объективного видения и стремления выдать желаемое за действительное в силу различных психологических особенностей. Этому особенно подвержены собственники бизнеса, которые имеют тенденцию к идеализации.
-
Учитывайте все факторы как внешней, так и внутренней среды, которые могут оказать влияние на динамику тех или иных показателей. Например, инфляцию, изменение ключевой ставки, уровень покупательной способности, закупка нового оборудование, внедрение мероприятий по увеличению производительности труда и др. Чем большее количества факторов Вы рассмотрите, тем меньше риск столкнуться с непредвиденными обстоятельства и не быть к этому готовым.
-
Наличие нераспределенной прибыли ведет к потери возможности получения дополнительного дохода. Вы должны знать не только, сколько заработаете за год, но и куда направите данные средства. Это может быть осуществление вложений, покупка активов или пассивов, выплата дивидендов.
-
Другой стороной являются непокрытые обязательства. Если у Вас по итогам работы прогнозируется убыток, то Вы должно определить, за счет чего он будет финансироваться. Тогда это не приведет к подрыву устойчивости и банкротству фирмы.
Избегая сформулированных ошибок, Вы сможете создать документ, который будет являться неотъемлемым инструментом контроля операционной деятельности организации.
Кстати, с расчетом указанных показателей вы можете ознакомиться в одном из наших бизнес-планов, например, в бизнес-плане производства трикотажных изделий. Вы можете найти любой из большого числа вариантов.
ВЫВОДЫ
План доходов и расходов экономического субъекта позволяет ему добиться баланса между поступлениями и затратами, изыскать дополнительные резервы, увидеть возможную картину будущего. Он позволяет увязать все составленные прогнозы и бюджеты воедино в целях предупреждения наступления риска и неопределенности. Одним из последствий применения является оптимизация ресурсов предприятия и повышение эффективности их использования.
Данный раздел входит в состав бизнес-плана, составление которого требует профессиональных знаний и навыков. Если у Вас есть идея, то Вы можете заказать готовый бизнес-план под ключ у нас или купить, если нет, то купить уже готовый со всеми расчетами.