Файл: Ткешелашвили, В. Г. Гажа и ее применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

путем определили звукоизоляцию для всех образцов из гажи с заполнителями. Результаты приведены в таблице 16.

е

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

Звукоизоляция

естественно сухих растворов из гажи с наполнителями

 

Состав

раствора (по объему)

хордыРазмерсек­ индикаторатора

Относительная звукопроводность сравнению(по с гажей)

Звукоизоляцияв

децибелах(д,б)

 

 

 

 

 

Гажа

1,

опилки 2

4.4

0.94

3,69

Гажа 1, опилки 1, стружки 1

3,8

0,81

3,2

Гажа

1,

строймусор 1

4,1

0,87

3,42

Гажа

1,

зола

1

4,1

0,87

3,42

Гажа

1,

шлак

1

4,1

0,87

3,42

Только гажа для сравнения

4,7

1

3,93

Гажа 1, опилки 0.5,стружки 0,5

4

0,85

3,34

Гажа

1,

строймусор 0,5

4,1

0,87

3,42

Гажа

1, зола 0,5

4.2

0,9

3,54

Гажа 1, шлак 0, 5

4,5

0,96

3,8

Гажа

1,

опилки 1

4,5

0,96

3,8

С

целью более практичного

определения звукоизоляции

нами

был сконструирован аппарат из двух блоков; один

блок

состоит іиз герметического

ящика размером 20Х20Х

20 см. Стены ящика изготовлены из двухслойного картона с зазором 3 см. Пустота между слоями картона заполняется ватой (можно древесными опилками)- В центре крышки от­ верстие диаметром в 5 см, вокруг которого уложена ватная полоска, (круг) сечением 5X5 см. На эту полоску кладется испытуемый образец. В ящике размещен электрический зво­ нок (.напряжение 120—220 V)- Провод звонка также имеет герметическое соединение — вход в коробку. Другой блок состоит из микрофона и оптического индикатора (уровня в магнитофоне «Днепр»)-

100



Для подготовки аппарата к испытанию образца магнито­ фон за 2—3 минуты до начала испытания включают в элек­ трическую сеть, испытуемый образец кладут на ватный крут («а крышке ящика). Затем на образец кладут микрофон, а шнур микрофона со штекером включают ів гнездо «микро­ фон». После нормального освещения оптического индикатора включают электрозвонок. По величине сектора затемне­ ния индикатора определяется степень звукопроницаемости через испытуемый образец. Принцип измерения звукопрони-

$

7

Рис. 3S. Схема приспособления для определения звукоизоляции: 1—герметический ящик. 2—отверстие, 3—ватный круг. 4—испы­ туемый образец, 5—электрический звонок, б—электропровод, 7—штепсель, 8—микрофон, 9—оптический индикатор уровня, 10—штекер, 11—магнитофон.

цаемости заключается в следующем: оптический индикатор имеет экран, у которого образуется подвижный, затемненный сектор. При увеличении звука, поступаемого в микрофон, сектор суживается и даже исчезает, появляется светлая по­ лоска. Чем больше сектор, тем меньше звукопроницаемость у испытуемаго образца. Зная звукоизоляцию какого-либо ма­ териала и установив для него величину затемненного секто­ ра на оптическом индикаторе, можно определить и звукоизо­

ляцию

испытуемого материала.

 

В тех случаях, если при испытании образца сектор ис­

чезает

(см. рис. 37В) нужно

испытание повторить. При

этом, с

помощью ручки «регулировки записи» магнитофона

увеличивают затемненный сектор

приблизительно настолько,

101

чтобы после уменьшения темного сектора не появилась белая полоска (см. ірис, 37В).

fl

Б

В

Рис. 37. Варианты установки звуковых секторов: А—при малом сопротивлении образца, Б—при большом сопротивлении.

§ 22 — ГАЖА СОХРАНЯЕТ И ВЫСУШИВАЕТ ДРЕВЕСИНУ

■Положительным качеством гажи является свойство сох­ ранять древесину. При ремонте и реконструкции жилых до­ мов и других зданий встречаются древесные элементы, об­ мазанные (оштукатуренные) гажей 100—150 лет назад, ко­

торые все еще

пригодны. Деревянные

каркасы, устроен­

ные в стенах (бетонных, .кирпичных и др.)

для .навески дере­

вянных панелей или других элементов

(деревянные пробки в

гаже, головки балок, штукатурная дранка

и пластинки

(баг-

дадка)

не повреждаются,

если

защищены

гажей.

Об­

мазанные

гажей

штукатурные

пластины,

которые до ошту­

катуривания насекают,

сохраняются

 

полностью с насечкой

(отсеченная пластина бывает от 0,1 до

1 мм толщины). Тон­

кие отсеки, как наиболее

слабые,

остаются

невредимыми.

Древесина в гаже не темнеет

(не

окисляется)

и сохраняет

первоначальный

цвет,

не

нуждается

в

антисептировании

(тогда как в аналогичных случаях цементная ,и известковая штукатурка трескается через несколько дней). В 1971 году при реконструкции ресторана в парке им. И. В. Сталина (плато фуникулера) в Тбилиси были разобраны древесные стенные панели, .балки и каркасы, которые находились в де­ ле с 1937 годаВсе эти элементы сохранились без какоголибо повреждения и были использованы вторично. Такое' длительное сохранение древесины в гаже нужно объяснить тем, что гажа как газо- .и теллоизолятор является преградой

для кислорода, влаги, тепла и холода, которые не достигают до древесины.

Как известно, продолжительность атмосферной сушки (до влажности 18—22%). 12 мм материала от 8 до 30 дней, а 55—75 мм от 30 до 55 дней, причем сушить до указанной

102


влажности невозможно в феврале-марте и октябре-ноябре. Кроме этого, досушку высушенного до 18—22% материала (для снижения влажности) производят в сушильных каме­ рах. Лесоматериал высушивают искусственным путем в су­ шильных камерах—іконвектным методом, высокочастотным то­ ком—комбинированным и другими способами. При всех ви-

Рис. 38. Древесный каркас для навески панелей, сохранившийся гажевой штукатуркой с 1937 г.

дах сушки расходуется большое количество тепловой и элек­ троэнергии, требуются сложные устройства, сложная техно­ логия, что экономически не выгодно.

'Принцип сушки древесины гажей прост. Необходимо вы­ делить помещение, в котором древесина и гажа укладываю­ тся послойно (гажа, лесоматериал). Помещение должно зак­ рываться, чтобы избежать сквозняка и быть перекрытым для предохранения от увлажнения. Отработанная обожженная гажа после первой сушки выдерживается 8—10 дней, после этого она пригодна для повторного использования-сушки древесины. Поэтому при организации сушки гажей целесооб­ разно построить несколько помещений, чтобы в них пооче­ редно производить сушкуПотребность количества гажи превышает по объему древесину на 1015%. Гажа имеет низкую естественную влажность-

Опытами установлено, что гажа высушивает древесину максимально, и этим обеспечивает ее .использование в ме-> бельной, строительной и другой промышленности. Высокое

103

качество сушки обеспечивается физическими свойствами гажи, она впитывает влагу от древесины и при этом перекры­ вает доступ воздуха к ней. Постепенное передвижение влаги из середины к поверхности предотвращает появление трещин в наружных слоях. Древесина находится в одинаковых ус­

ловиях во время сушки (не меняется температура и влаж­ ность) .

В зависимости от химико-минералогического состава и степени обжига гажи, породы и размеров лесоматериалов, время и качество сушки меняются в пределах 25—30 %• Од­ нако для доведения влажности до 12% в среднем (для всех пород) для досок 12 мм толщины требуется от 6 до 10 дней,, а для 55—75 мм толщины от 16 до 20' дней.

§ 23 — ЦВЕТНАЯ И ОДНОТОННАЯ РОСПИСЬ ГАЖЕЙ

Использование гажп для отливки сложных барельефов и форм, имеющих любую конфигурацию и тончайшие элементы, ие вызывает сомнений. На рис. 56 показана плита, отлитая гажевым раствором, в котором гажа полностью заполнила мельчайшие узлы формы. Высококачественное заполнение формы обусловлено эластичностью и увеличением в объеме гажевого раствора при твердении. Можно использовать и другие свойства гажи, так например, затвердевшая гажа

после ее замачивания и поверхностного прессования меняет тональность (темнеет). Чем больше сила прессования и ко­

личество сглаживания, тем более темнеет запрееованная часть и повышается ее блеск.

Для оформления поверхности росписью нужно оштука­ турить эту поверхность хорошо обожженной гажейПовер­ хность штукатурки после высыхания слегка увлажнить, мелом и тупым предметом '(металлический, деревянный и др.) нанести контур рисунка и по эскизному контуру осу­ ществить сглаживание, В местах большой тональности ри­ сунка больше нажимают на тупой предмет и увеличивают количество утюжных движений. Нельзя для утюжения ис­ пользовать алюминиевые или медные предметы (они окра­ шивают штукатурку). Рисунок, кроме гажевой тональности, можно получить и другого тона, для этого в гажу добавляют щелочноетойкие земляниотые пигменты. Гажевые рисунки (без окраски) долговечны и не требуют окраски (см. рис. 39).

Практическая ценность такого оформления заключается в том, что роспись по глухой стене больших зданий может •намного изменить архитектурный облик, просто и дешево оформить интерьеры и другие ,места-

104


Гажевым раствором хорошо оформляется поверхность и в тех случаях, когда цветными гажевыми растворами нано­ сится рисунок, похожий на мозаику. В этом случае, рисунок можно осуществить двух- и однослойной отделкой. При од-

Рис, 39. Пример однотонной росписи на гаже.

нрслой-ной отделке стоимость рисунка повышается, так как расходуется больше пигмента. При двухслойной первый слой (намет) наносится только гажей, а вторым (накрывка) слоем окрашиваютПо устойчивости однослойный превышает двух­ слойную окраскуПри двухслойном рисунке второй слой на

намет наносится сразу после окончания схватывания первого слоя.

При наружном оформлении рисунок должен быть защи­ щен от увлажнения, промывания и фильтрации, или же покрыт 2 3% -м раствором ГКЖП 0> ГІ\Ж-11 и другими оидрофобизирующими веществами.

106.

Г Л А В А III

□ □

§ 24 — ПРЕИМУЩЕСТВО ГАЖЕВОИ ШТУКАТУРКИ ПЕРЕД СУХОЙ

В настоящее время, особенно там, где не используют га­ жу для отделки внутренней поверхности каменных зданий, мокрая штукатурка стен все больше заменяется облицовкой листами сухой гипсовой или оргалитовой штукатурки. Эти отделки .позволяют устранить «мокрые» процессы и умень­ шить применение дерева в строительстве перегородок.

Сухая штукатурка используется при облицовке поверх­ ностей стен и потолков, но непригодна для облицовки ван­ ных комнат, ниш радиаторов, подвалов и фасадов, поме­ щений мусорокамер, отопительных печей и др., подвергаю­ щихся непосредственному увлажнению или тепловому воздей­

ствию, а также для помещений с

повышенной влажностью

(в банях), постоянно действующих

кухнях и др.

Сухая штукатурка при хранении и транспортировке тре­ бует особого ухода. Ее использование не исключает «мокрые» процессы (для приклеивания к каменным стенам используют гипсо-опилочные я другие растворы). В тех случаях, когда облицовка осуществляется по деревянному каркасу, гвозди или шурупы нужно покрывать олифой, а древесину антисептировать, кроме этого, требуется большая точность при на­ резке и пригонке листов, расшивке швов и т. д. (всего 8 тех­ нологических операций).

Безусловно, такая штукатурка лучше, чем цементная и известковая, но уступает гажевой штукатурке, особенно, с наполнителями (всего 2—3 технологических операций), кото­ рая попользуется в любое время года ,и для отделки всех поверхностей.

Кроме этого, гажевая штукатурка не имеет отходы, пог­ лощает звук, является жаро- и газоизолятоіром, значительно выгодна в эксплуатации, долговечна, не требует дополни­ тельной обработки лицевой поверхности, ею можно оштука­ туривать фасады и мокрые точки. Она имеет ряд преиму-

106