Файл: Ткешелашвили, В. Г. Гажа и ее применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нее и верхнее стекла достают после выравнивания и ориен­ тирования фигуры по проекту. После этого в шаблон зали­ вают красный раствор (терраццо) а заполняют его допроектной отметки.

На второй день снимают картон и шаблон заполняют белым раствором (искусственный мрамор). Вместе с этим, белым раствором залагвают іи полосы .между трапециями.

Одновременное однослойное нанесение раствора предо­ твращает появление трещин, делает пол красивым и высо­ копрочным, а вместе с этим облегчает работу и ускоряет ее производство. Для его приготовления используются отходы производства—мраморная мука и крошка и т. д. Отшлифован­ ный пол планетария с целью придания блеска смазывали (бесцветной мастикой и .натирали войлокам. Из вышеизло­ женного видно преимущество искусственного мрамора, изго­ тавливаемого по предложенному рецепту по сравнению с ес­

 

 

тественным.

 

 

 

 

 

 

Красный

терраццевый сос­

 

 

тав м еет (так подобран) физи­

 

 

ческие показатели,

одинаковые

 

 

с белым искусственным мрамо­

 

 

ром, и при эксплуатации прояв­

 

 

ляет одинаковые

с ним

свой­

 

 

ства. При совместном использо­

 

 

вании этих составов

покрытие

 

 

имеет одинаковое

сопротивле­

 

 

ние на истирание, что является

 

 

залогом

значительного

сокра­

 

 

щения

эксплуатационных рас­

 

 

ходов.

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая

эффектив­

 

 

ность искусственного

мрамора,

 

 

не вызывает сомнений: им лег­

 

 

че и дешевле

выполнять фигу­

 

 

ры сложного

очертания,

стои­

Рис. 64.

Фигура, отлитая белым мость его в 6—12 раз ниже по'-

искусственным мрамором.

сравнению с естественным (если

 

 

учесть,

что

цена

естествен­

ного мрамора составляет

12—27 руб.,

а искусственного 1—

2 руб.).

 

 

 

 

 

 

 

Из

искусственного

мрамора можно

отливать

фигуры

254


сложного очертания, тогда как естественный мрамор требует специальной, обработки, высокую квалификацию исполните­ ля и значительно, большее время.

Если учесть, что долговечность искусственного мрамора по сравнению с естественным вдвое дольше, то все экономичес­ кие показатели нужно удвоить.

При эксплуатации естественный мрамор нуждается в- систематическом уходе и покрытии разными веществами, осо­ бенно при использовании его в открытых местах, таік как 9Т увлажнения и действия дірупих климатических фактороврано меняет цвет и часто деформируется. Этот факт так же является иемаловажным.

Предлагаемый состав искусственного мрамора при ис­ пользовании его для облицовки стен и столбов можно удеше­ вить путем увеличения количества наполнителей (мраморная крошка и мука), а при отливке искусственного мрамора других цветов еще введением в рецепт пигментов. Этот вид

.искусственного мрамора можно использовать в увлажняю­ щихся местах, то есть та.м, где по архитектурно-эстетическим требованиям необходима облицовка мрамором, а заменить -его оселковым — искусственным мрамором невозможно (не­ влагоустойчив).

Если учесть, что в СССР для устройства мраморных по­ лов, лестничных ступеней и других элементов, кроме обли­ цовки стен и столбов, ежегодно расходуется более миллиона квадратных метров мрамора, то экономия только от сбереже­ ния дорогого и дефицитного материала (мрамора) составит 10—25 миллионов рублей.

§ 41 — ОТЛИВКА И ОБЛИЦОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ДВУХСЛОЙНЫМ ИСКУССТВЕННЫМ МРАМОРОМ

Для сокращения сроков отделки и расхода дефицитных дорогостоящих материалов (ультрамарин, сажа, пипс) нами

.был предложен двухслойный (декоративный .и заполняющий слой) искусственный мрамор. Плиты отливались размером 1X1,3 и 1,3X3 м толщиной 2—3 см , причем толщина лицево- го-декоратив.ного слоя, имитирующего мрамор, не превышала 4—7 ммНа этот слой наносили остальную неокрашенную массу (заполняющий слой).

Для отливки плит использовали 4—8 мм витринное или оргстекло, которое служило поддоном. Вставленное в дере­ вянную рамку стекло покрывали тонким слоем (тряпкой или ручником) масла. Для получения лицевой стороны пришлось изготовить специальное приспособление и использовать меди-

255


Пинский маломощный вибратор. Приспособление состояло из жесткой рамы, двух осей с колесами, которые были укреп­ лены в рамке. На оси был натянут прорезиненный ленто­ образный материал, который при вращении колес подавал раствор вперед. На оси передних колес прикреплен алюми­ ниевый (можно резиновый или другого материала) нож-очис­ титель, который соскабливает с ленты раствор и покрывает стекло. Для получения мраморного декора на ленту послой­ но наносили разного цвета растворы. Раствор передвижениемкатанием по рамке приспособления вперед заполняет стекло на всю площадь. С целью получения поверхности без раковин, нужно прикладывать вибратор под стекло и вибрировать в течении 2-х минут. После начала схватывания первого лице­ вого слоя «а него наливают простой (заполняющий) раствор до поверхности рамки и рейкой выравнивают. После схваты­ вания выравнивающего слоя снимают рамку, плиту со стек­ лом укладывают на специальный деревянный каркас и прик­ ладывают к облицовываемой стене. Стену до прикладывания плиты покрывают лепешками из гажевого раствора в шах­

матном порядке

(шагом 25 см). После выравнивания плиты

и схватывания

лепешек с плитой, деревянный каркас не

удаляют и края стекла обмазывают гипсовым или гажевым раствором и заливают в пазухи гажевый раствор. Плиту при заливке закрепляют упорами. После схватывания раствора разбирают упоры и снимают каркас со стеклом.

При приготовлении растворов светлых тонов использует­ ся гипс, а для темных—гипс с гажей. Для замедления схва­ тывания, повышения плотности и подвижности в раствор до­ бавляется светлый столярный клей (можно использовать и другие клеящие вещества).

После

высыхания

приклееных

плит

их

увлажняют'

17%-м раствором столярного клея и

поверхность

прессуют

движением

шпателя

сверху вниз

до

появления блеска..

Как известно, приготовление искусственного—оселкового мра­ мора включает 23, а утюженого—18 операций, тогда как пред­ ложенный нами способ включает 5—6 операций, облицовка осуществляется быстро и просто и плиты можно изготовитьна заводах (в этом случае размер плит нужно уменьшить).

Предложенным нами способом, материалами и приспо­ соблением можно изготовить и влагоустойчивые цементные плиты, имитирующие мрамор. Такие плиты используются для’

облицовки мокрых точек, бассейнов, полов и других элемен­ тов сложной эксплуатации.

В настоящее время нами разрабатывается новая механик зированная модель.

256


Рецептура для лицевого слоя подбирается путем опытной отливки, однако количество пигмента в растворе не должно превышать 20% от общего объема вяжущего. Раствор для этого слоя должен быть сметановидным, а второго—заполня­ ющего слоя и приклеивающих лепешек должен быть более

в

Рис.

65.

Схема отливки

плиты: 1— вибратор, 2—поддон,

3—соскабли-

ватель,

4—разноцветные

растворы, 5—рама,

6—бочки

для раство­

ров,

7— кронштейн, 8 —рукоятка. 9— колеса,

10—зубчатые цилиндры,

 

11—рамка, 12—перемешанный раствор, 13—резиновая

лента.

густым. Для получения яркой окраски пользуются красите­ лями, растворенными в спирте, к которым добавляют нем­ ного канифоли, затем смешивают с вяжущим и водой.

.Плиты можно отливать без декоіра, одного цвета и тана. При этом раствор наливают непосредственно на стекло—под­ дон и уплотняют вибратором. В тех случаях, когда плиты от­ ливаются однослойными (расходуется больше пигмента), сто­ имость и физико-механические свойства повышаются, а техно­ логия упрощяется. В том случае, если плиты после отливки сразу не прикрепляются к поверхности, рамку со стек­

лом, заполненным раствором, нужно хранить до высыхания в вертикальном положении, это предотвращает появление тре­ щин (в случае усадки раствора).

Отлитые новым способом

плиты получаются

гладкими,

без раковин, не

нуждаются

в шлифовании и

починке,

быстро высыхают

и легко полируются нажатием

шпателя.

Для повышения прочности в свежий раствор нужно утопить сетку рабитца с ячейками 2X2 см. Такая сетка может быть

металлической, пластмассовой, жгутовой, древесной и др.

17. В. Ткешелашвили

257


§ 42 — ГАЖА КАК ПИГМЕНТ

Как показали наши исследования, гажа является хоро­ шим пигментом. Гажевый сырец в процессе обжига, по мере (потери кристаллизационной воды, меняет тональность и нас­ тупает момент, когда теряет свойства вяжущего. При этом гажа часто приобретает темный цвет. Наиболее выгодна га­ жа как пигмент в том случае, если она не гидратируется. Такая гажа может быть использована в масляных, эмульси­ онных, клеевых и других составах. Гажа, которая гид­ ратируется (схватывается) как пигмент, не пригодна для приготовления клеевой краски. Поэтому «отмоложить» ее нужно до употребления в клеевых и подобных растворах. «Отмолаживание» гажи достигается путем непрерывного пе­ ремешивания с водой или жидкостью раствора, до получения

массы, которая во

влажной среде не схватывается.

В тех случаях,

когда гажа гидратируется и используется

в масляной краске, «отмолаживание» маслом или эмульсией не требуется, но долгое хранение такой краски не рекоменду­ ется.

При использовании гажевого сырца в масляных красках она должна быть высушена, так как влажный сырец пони­ жает качество масляной краски, пленка получается пористой и долго высыхает.

Гажевый пигмент кроме того, что является универсаль­ ным (используется в масляных, эмульсионных и водных крас­ ках), имеет защитные и антикоррозийные свойства, легко до­ бывается и дешевле обходится.

В качестве пигмента можно также использовать гажу, бывшую в употреблении.

При всех случаях использования гажи ее нужно измель­ чить до получения фракции, которая будет удовлетворять требованиям ГОСТ-a, предъявляемым таким пигментам, как охра, мумия, умбра и др.

Нашими опытами установлено, что наилучшие свойства масляные, эмульсионные и клеевые краски темных тонов имеют в тех случаях, когда гажа не гидратируется (не тре­ буется «отмолаживание»). Для приготовления масляных кра­

сок светлых тонов гажевый

сырец

должен быть сухим, а

для клеевых и эмульсионных

красок

высушивание не обяза­

тельно.

 

 

Гажевый пигмент как паста и сухая краска приготовля­ ется также, как тертая охра, мумия и другие землянистые краски. Гажевые пигменты нужно хранить в сухом и чистом месте в таре, а также россыпью. Гажевые тертые крас­ ки нужно хранить в герметически закрытой таре.

258