ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Свиридов Дмитрий Сергеевич
Преподаватель:
Портнова Татьяна Васильевна
Задание 1.
Проведите сравнительный анализ определений понятий «профессиограмма» и «психограмма» Выделите сходные и отличительные признаки данных понятий
Понятия | Сходные признаки | Отличительные признаки |
Профессиограмма | - Коммуникабельность; - Публичность. | - Профессиональные требования; - Профессиональные качества; - Компетентность; - Инновационность; - Стрессоустойчивость; - Инициативность; - Мотивированность; - Мобильность; - Толерантность. |
Психограмма | - Коммуникабельность; - Публичность. | - Психические качества и особенности; - Психологические свойства; - Активность; - Рациональность; - Эмоциональность; - Авантюрность. |
Задание 2.
Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности (направленность программы на выбор студента). При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную в лекции.
Наименование | Информация |
Краткое описание специальности | Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров. |
Ключевые слова | Техническое творчество, прикладное творчество, музыка, театр, хореография, искусство, туризм, краеведение, экология, физическая культура, спорт, фитнес. |
Области знания | Педагогика, психология, методика преподавания в одной из областей дополнительного образования детей, методика организации досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнования, выставок и др. |
Где работает? | Государственные и негосударственные образовательные учреждения: учреждения дополнительного образования детей, отделения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения. |
Условия труда | В помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий. |
Присваиваемые выпускнику квалификации | Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности: техническое творчество; музыкальная деятельность; сценическая деятельность; хореография; изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство; социально-педагогическая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; эколого-биологическая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность). |
Основные виды деятельности данной специальности (не квалификации) | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы. |
Какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать педагог, включающие в себя способность:..? | - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес; - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности; - ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности; - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; - осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; - осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся; -планировать, организовывать и проводить занятия; - организовывать и проводить досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки; - разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся; - создавать в кабинете предметно-развивающую среду; - систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования; - участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
Критерии успешности | Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом; открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе; составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ. |
Необходимо обладать знаниями | - социально-психологических механизмов взаимодействия людей; - принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого-педагогических традиций; - о природо-, культуру- и социосообразности; - индивидуально-психологических особенностей развития личности в социокультурном пространстве; - условий, способов, путей саморазвития личности. |
Важные личностные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности | - склонность к работе с детьми; - высокая степень личной ответственности; - самоконтроль и уравновешенность; - терпимость, безоценочное отношение к людям; - интерес и уважение к другому человеку; - стремление к самопознанию и саморазвитию; - находчивость и разносторонность; - тактичность; - целеустремленность; - артистизм; - требовательность к себе и другим; - наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов); - внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка; - педагогический оптимизм; - эмпатия; - стремление к саморазвитию; - стремление к познанию себя и других; - широта интересов и независимость взглядов; - способность эмоционально притягивать к себе людей; - повышенное чувство ответственности за свои слова и действия; -осознание границ совей компетентности; - общая эрудиция; - работоспособность; - стрессоустойчивость; - эмоциональная уравновешенность; - порядочность; - морально-нравственная чистоплотность. |
Должности в организациях и заработной платы | Педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель. Заработная плата от 15000 рублей. |
Уровень руководства | Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы. |
Перспективы должностного продвижения | Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки и т.п. |
Медицинские противопоказания | Противопоказания к деятельности – общие противопоказания педагогической деятельности: сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи); нервные и психические заболевания; инфекционные заболевания. |
Задание 3.
Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся. Представьте контекст ситуаций и предложите возможные варианты решения.
Ученица Маша не внимательно слушал технику безопасности, при работе с утюгом. При начале работы Маша тронула утюжок за горячую сторону при этом она обожгла пальцы. Преподаватель сделала замечание Маше и проводила её к медсестре.
Преподаватель замечает, что Коля и Артём грубо разговаривают друг с другом, делает им замечание. На перемене, ученики вместе выходят из кабинета, тыкая друг друга. Преподаватель идёт за учениками, останавливает их и возвращает в кабинет. Проводит беседу, разрешая их конфликт. Парни поняли друг друга и перестали сориться.
Арина перед занятием принесла из дома мороженое и угостила подругу Юлю. Во время занятия, у Юли сильно заболел зуб. Преподаватель сообщила об этом директору школы и сопроводила ученицу к мед.сестре. Юле дали освобождение от занятия порекомендовали сходить к стоматологу. Преподаватель позвонила родителям девочки и объяснила ситуацию.
Тема занятия «рисование узоров на стекле витражными красками». Преподаватель не проверила целостность подготовленного заранее специального стекла. Когда дети приступили к практике, Кате попалось отколотое стекло и она порезала руку. Об этом было сообщено директору школы и оказана первая медицинская помощь. Родители девочки подали жалобу на преподавателя, была проведена проверка и преподаватель получила наказание.
Задание 4.
Вам необходимо выступить на методическом объединении педагогов дополнительного образования. Подготовьтесь к этому выступлению по следующим вопросам темы «Инструментарий и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».
1.Особенности инструментария педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
2. Диагностический инструмент педагога дополнительного образования
3. Методы и методики психолого-педагогической диагностики
В методическом багаже педагога значимое место занимают разнообразные методики: тесты, опросники, анкеты и др., т.е. формируется его специальный инструментарий.
Под инструментарием понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.
Инструментарий педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении. Содержание инструментария определяется основными функциями профессиональной деятельности педагога, к которым относятся:
- диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация и т.д.;
-организационная: организация педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в педагогической деятельности;
- прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании педагогических процессов конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов педагогической деятельности;
- управленческая: участие в управлении педагогическими процессами в учреждении дополнительного образования в целом;
- координационная: организация взаимодействия специалистов и служб по поводу оптимизации педагогического пространства и педагогического эффекта образования и воспитания.
Диагностический инструмент педагога включает как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют различные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и т.д., что всегда имеется в наличии в учреждении дополнительного образования.
Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и педагогической интерпретации. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др.
В арсенале педагога («методическом портфеле») значительное место занимают именно диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Типовая технология решения конкретной педагогической проблемы включает следующие этапы:
1. Определение педагогической проблемы.
2.Ситуационный анализ: общее описание педагогической ситуации.
3. Определение педагогической стратегии –подготовка программы и рабочего плана деятельности.
4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.
5. Описание хода и результатов педагогической деятельности.
6. Разработка педагогической технологии.
7. Реализация педагогического проекта.
Диагностический инструментарий педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики, а также отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские кары учащихся и прочее.
Методы и методики психолого-педагогической диагностики позволяют изучить и оценить свойства индивидуальности учащегося, его родителей (опекунов), педагога, руководителей учреждения и представителей, сотрудничающих с учреждением организаций.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Для педагога дополнительного образования, реализующего цели и задачи педагогической деятельности, актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем.
А также использование мощных педагогических инструментов воспитания (труд, спорт, просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, коррекция, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.)).
В педагогической деятельности педагог дополнительного образования применяет разнообразные методы и методики, например:
- изучение и анализ литературы и документов;
- наблюдение;
- беседа (индивидуальная и групповая);
- моделирование и проктирование;
- эксперимент;
- опрос и анкетирование;
- социометрическое исследование;
- социологическое исследование;
- применение бланковых и аппаратурных текстов.
В контексте содержательной характеристики педагогической деятельности возможно деление имеющихся методов на: социально-педагогические исследования; методы социального обучения и воспитания; методы педагогической помощи.
Задание 5.
Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных инструментария и методов в деятельности педагога дополнительного образования (не менее 3).
Обоснуйте, какие возможности ли педагог дополнительного образования, реализующий программы педагогической направленности, для использования разнообразных методов? Если да, то какие?
1. Для выявления социального статуса семьи, преподаватель предлагает родителям пройти анкету и ответить на вопросы о семье и взаимоотношениях в семье.
2. Для проверки знаний пройденного раздела обучения, преподаватель проводит с детьми тест, где им нужно выбрать правильные ответы.
3. В учебном заведении хотят провести анонимный опрос, на тему: «Что вам не хватает в учебном заведении?» (в плане интерьера). Так как дети открыто стесняются о чем то говорить, то анонимный опросник это очень хорошая идея.
Задание 6.
На основе материалов лекции и учебно–методических пособий заполните таблицу «Методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».
Название метода | Характеристика метода | Возможные ситуации применения |
Воздействия на интеллектуальную сферу | реализуется через различные формы. Используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналоги, библейские притчи. | Прочесть басню. Провести с детьми беседу о том, что лжецам никто не верит даже, если они говорят правду. |
Воздействия на мотивационную сферу | метод, в основе которого лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Впедагогие распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказания. | Ребенок помог преподавателю в чем-то, в замен получить одобрение и похвалу. |
Воздействия на сферу регуляции | навыки, призваны сформировать у детей навыки психических и физических саморегуляций, развить навыки анализа жизненных ситуаций, обучить навыками осознания свренр поведения и состояния других людей, а также честного отношения к себе и другим людям. | Привести ребенку пример или ситуацию эталонного поведения. Как нужно вести себя в той или иной ситуации. Ребенок понимает и действует так же. И есть саморегуляция. |
Воздействия на предметно-практическую сферу | Метод направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. | Например, разобрать с детьми сюжетную-ролевую картинку. Все ребята после прогулки пошли домой, а Даня остался во дворе и что-то там с ним произошло. Больно ударился, покусала собачка. Настя еще дома переживает. Что делать Дане в этой ситуации? Что бы он мог сделать, чтобы избежать ее? |