Файл: Урока онз. Тема Проценты. Цель урока изучить понятие процент, рассмотреть один из типов задач на проценты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Проценты».

Цель урока: изучить понятие процент, рассмотреть один из типов задач на проценты.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку? Если да, то тогда присаживайтесь, пожалуйста.

2. Объяснение нового материала.

- Сегодня, собираясь на работу, я наткнулась на два рекламных видеоролика. Посмотрев их, я пришла к выводу, что они идеально бы подошли к теме сегодняшнего урока. А вы хотите узнать тему урока? Если да, то тогда смотрим на экран.

Учитель показывает видео, в 1-ом видео говорится о кредите по ставке 5,9%, а во 2-ом видео о скидках до 70% в Связном.



- Ребята, кто мне скажет, что объединяет два этих видео? (В обоих видео встречается слово «процент»).

- Поднимите руку те, кто знаком со словом «процент», и со знаком процента.

- А где еще в повседневной жизни вы встречаетесь с понятием процента? (в выборах приняли участие 57% избирателей или успеваемость в классе 85%; материал содержит 100% хлопка или пряжа для вязания состоит из 50% шерсти и 50% акрила; банк начисляет 7% годовых).

Вывод: изучение понятия процента необходимо не только в рамках предмета математики, но и для удовлетворения бытовых потребностей любого человека.

- Ребята, какой будет тема нашего урока?

- Действительно, тема нашего урока «Проценты». Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Проценты».

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Выяснить, что же такое процент. Научиться решать задачи, содержащие проценты).

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте разберем решение задач, которые вам были предложены в качестве домашнего задания.

1. У меня было 500 рублей. На тетрадь я потратил своих денег. Сколько рублей стоила тетрадь?

Решение: 500 : 100
1 = 5 (руб.) – стоила тетрадь

Ответ: 5 рублей.

№2. На конфеты я потратил 25 рублей, что составило имевшихся у меня денег. Сколько денег у меня было?

Решение: 25 : 1 100 = 2500 (руб.) – было

Ответ: 2500 рублей.

- Таким образом, в первой задаче, мы с вами находили сотую часть, а во второй нам была известна сотая часть, мы находили целое.

- Еще в древности люди заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. Что же такое процент?

Опр. Процентом называют одну сотую часть. Запишите определение в тетрадь для теории.

Обратите внимание, что слово «процент» для кратности после числа заменяют знаком %.

- Ребята, как вы думаете, скольким процентам будет равна вся величина, если 1% равен сотой части величины? (100%).

- Теперь, когда мы знаем, что такое процент, давайте рассмотрим несколько заданий. Карточки с заданиями лежат у вас на столах.

Учащиеся задание №1 выполняют с учителем, №2 – самостоятельно, №3 – в парах.

100 клеток!

1. Заряди батарейку полностью, на половину, на 1%.



2. Сколько процентов квадрата закрашено?



3. Вставьте подходящие подписи в схему.



= 0,01 = 1%

- Посмотрев внимательно на эту запись, кто мне скажет, что нужно сделать с десятичной дробью, чтобы обратить её в проценты? А наоборот, проценты перевести в десятичную дробь?

Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.

Запишите данное равенство и правила к себе в тетрадь с теорией.



Задание.

1) запишите в виде десятичной дроби: 6%, 45%, 123%.



2) запишите в процентах десятичные дроби: 0,87; 0,07; 0,035.



- Теперь рассмотрим следующую задачу: Петя спускает в ручей флотилию из 25 корабликов. Он уже спустил 40% флотилии. Сколько корабликов Петя спустил в ручей?

- Условие этой задачи ничего вам не напоминает? Сталкивались ли мы с вами с похожими задачами? А если я 40% заменю обыкновенной дробью .

- Данный тип задач мы будем называть: нахождение процента от числа.

- Ребята, как вы думаете, что в данной задаче мы должны принять за 100%? (25 корабликов).

- Давайте составим схему к данной задаче. Начертим отрезок, который будет обозначать 100%. Отметим на нем 40%. Мы с вами выяснили, что 100% – 25 корабликов. Обозначим это. Знаем ли мы сколько корабликов обозначают 40%? Нет, это и есть вопрос задачи.

Схема:



Первым действием в таких задачах, мы будем находить, сколько приходится на 1%. Как нам найти сколько корабликов приходится на 1%? (Так как 25 корабликов – это 100%, то чтобы найти 1%, надо 25 разделить на 100).

Решение:

1) 25 : 100 = 0,25 – 1% флотилии

- Теперь, когда мы знаем сколько приходится на 1%, можем ли мы найти сколько приходится на 40%?

2) 0,25 40 = 10 (к.) – Петя спустил в ручей

Ответ: 10 корабликов.

- Давайте еще раз сформулием алгоритм решения таких задач.

Алгоритм:

1. Определить тип задачи.

2. Определить, что принимать за 100%.

3. Составить схему.

4. Первым действием найти, сколько приходится на 1%.

Учитель раздает алгоритм ребятам и просит их дома вклеить его в тетрадь для теории.

3. Закрепление изученного материала.

- На прошлой неделе в школе проходила акция «Доброе дело». Ваш класс, как и другие классы, принял в ней участие. Поэтому я предлагаю вам решить самостоятельно следующую задачу.

З адача.
В акции «Доброе дело» приняли участие 350 учащихся нашей школы. Из них 2% составляют учащиеся 5 «В» класса. Сколько ребят из 5 «В» класса поучаствовало в акции?

Схема:



Решение:

1) 350 : 100 = 3,5 – 1% учащихся школы

2) 3,5 2 = 7 (уч.) – 5 «В» класса поучаствовало в акции

Ответ: 7 учащихся.

Один учащийся, который решил задачу быстрее остальных, с места объясняет решение всему классу. Остальные ребята его проверяют.

4. Подведение итогов, рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Оцените в процентах уровень усвоения нового материала:

10% – не усвоил;

25% – плохо усвоил;

50% – усвоил не полностью;

75% – усвоил;

100% – хорошо усвоил.

Для этого у вас на столах лежат карточки с процентами. Поднимите, соответствующую карточку.

- Ребята, спасибо за урок! Запишите домашнее задание: записи в тетради учить, выполнить №751, 752 и 753 стр. 137.