Файл: Сущность понятия "познавательный интерес" Чтобы раскрыть сущность понятия познавательный интерес.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Сущность понятия "познавательный интерес"
Чтобы раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», обратимся к характеристике термина «интерес».
Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров пишут в педагогическом словаре, что интерес –это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на опознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности[11].
Интерес – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности [12].
Интерес – это форма проявления инстинкта, который имеет изначально биологическое происхождение («… является верным выражением инстинктивного стремления», «естественным двигателем детского поведения»). С другой стороны – это новообразованное явление психики («особая нацеленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет», «внутреннее влечение, направляющее все наши силы к исследованию предмета») [5].
Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [18].
Интерес – побудительная форма направленность личности – форма побуждения к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определённом предмете, явление [16].
До второй половины XVIII века определенных высказываний об интересе к обучению не было, поскольку грамотность и просвещение были доступны лишь немногим, и обучение сводились преимущественно к зазубриванию текстов.
Ф.И.Янкович видел, что нужно избавить учеников от "радостного мучения", от зубрежки, угроз и наказаний, что учение следует облегчить [1, с.15].
Иной поворот к проблеме интереса был сделан представителями революционно- демократической педагогики: В. Г. Белинским, А. И. Герценом. Они подошли к проблеме с материалистической позиции, утверждая влияние общественной среды. Это позволило увидеть в интересе стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего гражданина [1,с.19].
Педагоги-методисты, обращаясь к дидактическим основам преподавания предметов, затрагивали проблему интереса. С разной степенью глубины они раскрывали его в русле решения развивающих и воспитывающих задач, искали его психологические обоснования и , опираясь на них, разрабатывали систему методических средств и приемов [1, с.28].
Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, не будет интереса. Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.
Согласно психологическому закону, который выявил Л. С. Выготский, педагог должен следовать основному правилу: «…прежде чем объяснять – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщать что-нибудь новое – вызвать ожидание нового…» [5, с.155]. Следуя из этого правила, можно сказать, что интерес является одним из главных положений его педагогической системы.
Интересы очень разнообразны, что позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов.
В частности, В.И. Ковалевым предложена следующая классификация:
1. По содержанию (направленности):
а) материальный (с подвидами);
б) общественно-политический;
в) профессионально-трудовой;
г) познавательный: учебный, специально научный;
д) эстетический;
е) читательский;
ж) спортивный и другие.
2. Непосредственный, опосредствованный:
а) непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе – овладению знаниями, процессу труда, творчеству;
б) опосредствованный – интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам.
3. По уровню действенности:
а) пассивный – созерцание;
б) активный – действие.
4. По объему (характеризует структуру интересов личности):
а) широкий – многим интересуется, глубоко разбирается;
б) узкий – любознательность, нет постоянного увлечения.
5. По глубине:
а) глубокий – стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;
б) поверхностный – легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
6. По устойчивости:
а) устойчивый – развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
б) неустойчивый – антипод первого, характерен взрослым и детям.
В реальной жизни все эти виды переплетены между собой [9].
Познавательный интерес, как интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процессе познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний [1].
Познавательный интерес – это интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты [8].
Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных
связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства. Так, С.Л.Рубинштейн отмечает, что интерес отражает
потребность, но не сводится к ней [19,с.111]. К развитию интереса можно
также отнести и случаи перехода
познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И. Ф.
Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [21, с.37].
В окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл» [23, c.11].
В то же время познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) [1, с.8].
Таким образом, на основе изучения психолого-педагогической литературы, можно сказать, что познавательный интерес – это интерес, не только полный мысли и чувств, это и интерес действия, и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи. Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов.