Файл: Самостоятельная работа студентов Формы контроля содержание работы, формы работы общая трудоемкость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛОГОПЕДИЯ

Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 2 курс

Номер раздела, темы

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

содержание работы, формы работы



общая трудоемкость

Нарушения голоса




1. Акустические параметры голоса

Дать характеристику акустическим параметрам голоса (высота, сила, тембр, диапазон), используя учебники и учебные пособия

Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр.
Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос – развитое головное звучание; низкий – развитое грудное звучание; средний – смешанное звучание.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи.

 Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата.

Диапазон голоса – обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса


12

Проверка записей в тетради

2. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное состояние проблемы

Составить конспект на тему «Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления», используя учебники и учебные пособия

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

Интерес к процессу голосообразования и появление профессиональных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 г. певцом и вокальным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека С этого момента, можно считать, начала свое развитие фониатрия.

Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Левидов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования.

Среди применявшихся в разные годы методов восстановления хронических голосовых нарушений можно выделить несколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей. Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ 3) применение наркоза ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный массаж гортани в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещоткой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху 6) ортофонический метод/

Все эти приемы используются и в современной практике, но самое широкое применение находит фонопедия. Различные авторы давали свои названия этому методу — фонический, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата. Новейшие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса.


14

Проверка конспекта

3. Значение дыхания в голосообра-зовании

Составить таблицу «Типы дыхания», указать различия между физиологическим и фонационным дыханием


Характеристика физиологического дыхания

Характеристика фонационного дыхания

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.

При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху..



Фонационное дыхание — это физическая основа звучности.

В процессе фонационного дыхания участвуют межреберные мышцы, диафрагма, мышцы нижней части живота, а также гладкая мускулатура бронхов и легочной ткани.

Фонационное дыхание — это физическая основа звучности.

.
Дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный.

Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического следующими признаками: дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный. 




12

Проверка таблицы

4. Исследования голосового аппарата и голосовой функции

Заполнить таблицу «Методы исследования голосового аппарата и голосовой функции», используя лекции, учебники и учебные пособия

Клинические методы

Инструмен-тальные методы

Педагогические методы

Ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа), выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания. 

Прямая-клинок ларингоскопа введен до корня языка при одновременном запрокидывании головы обследуемого конец клинка ларингоскопа прижимает надгортанник к корню языка. конец клинка ларингоскопа введен почти до голосовых складок

Непрямая- используется маленькое зеркальце, которое вводится в ротоглотку. С помощью рефлектора — зеркала, которое устанавливается на голове врача свет отражается от лампы и освещает гортань.


РЕНТГЕНОГРАФИЯ- исследование внутренней структуры объектов, которые проецируются при помощи рентгеновских лучей на специальную плёнку или бумагу. Применяется преимущественно для диагностики опухолей


Анализ анамнестических сведений

1.Общее психомоторное развитие ребенка
от момента рождения до года и от года до
времени обследования;
2.Социальные условия – семейное или
общественное воспитание, речевое
окружение;
3.Результаты медицинского обследования –
состояние слуха, носовой полости, носо- и
ротоглотки; наличие острых и хронических
заболеваний органов голосообразования;
перенесенные заболевания.

голосовые качества
ребенка по таким показателям, как атака
звука, охриплость, падение силы и
звучности, напряжение наружных мышц
шеи, появление рефлекторного кашля,
прорывы звучного голоса или, наоборот,
полное его выпадение.
Определяется тип дыхания.


Логопедическая диагностика


Оцениваются следующие характеристики :
1. Сила и динамический диапазон голоса: а) тихий –
громкий; б) возможность изменять его по силе – от
слабого до громкого и наоборот.
2. Звучание голоса по качественным признакам:
а) звонкий – глухой; б) осиплый – чистый.
3. При оценке интонации рассматриваются такие
показатели: мелодика, темп речи, ударение, тембр.
3.1. Мелодика: а) голос низкий – высокий;
б) монотонный – модулированный
3.2. Темп речи: а) быстрый – медленный; б) способность
ускорять или замедлять темп.
3.3.Ударение – интенсивность звучания в речи отдельных
слогов.
3.4.Тембр:а) голос звонкий – глухой; б) звучный-тусклый;
в) назализованный – чистый.

ЛАРИНГОСТРОБОСКОПИЯ метод исследования движения голосовых складок, который исследует характер колебаний голосовых складок, основанный на использовании стробоскопического освещения во время непрямой ларингоскопии.


ТОМОГРАФИЯ- метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта посредством его многократного просвечивания в различных пересекающихся направлениях.   Применяется преимущественно для диагностики опухолей.







ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ - метод исследования биоэлектрических потенциалов, возникающих в скелетных мышцах человека и животных при возбуждении мышечных волокон, дающая сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани. Для исследования игольчатый электрод вводится в толщу мышцы







 Глоттография- метод позволяющий наблюдать колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому и объективно оценивает динамические изменения голосового аппарата в процессе коррекционно-восстановительного обучения и по завершении его.

логопедическая коррекция


Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.





14

Проверка таблицы

5. Развитие и становление голоса

Составить таблицу «Признаки мутации голоса»:

Виды мутации

Характеристика голоса

Нормальная

Расстройства, связаные с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучавший голос.

 спастическая дисфония

 Обычно у таких детей утром голос ясный и чистый, а к вечеру появляется осиплость.

фонационное дыхание, которое становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос становится хриплым.

Помимо спастической дисфонии у детей может наблюдаться - функциональная афония, то есть отсутствие голоса.


Патологическая

стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы,

оторые возникают вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, и в свою очередь подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относят афонию и дисфонию. Чаще всего они наблюдаются у детей с дизартрией.

При афонии ребенок говорит только шепотом, голос не появляется даже при кашле. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий.

К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани.

возникает афония и дисфония органического происхождения.

И иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью. У детей с нарушенным слухом чаще всего тихий, с назальным оттенком, фальцет.




12

Проверка таблицы

6. Классификация нарушений голоса

Составить таблицу «Симптомы органических и функциональ­ных нарушений голоса»:

Нарушения голоса

Симптомы

Органические

  • Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда - невозможностью выполнения голосовой нагрузки

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)

  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).



Функциональные

периферическим функциональным нарушением голоса, является фонастения невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки), быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения.

При гипотонусной дисфонии -осиплость голоса, голосовым утомлением, в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

  • Функциональное нарушение голоса центрального (психогенная афония или истерический мутизм)

характера характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. 




12

Проверка таблицы

7. Органические нарушения голоса и их устранение

Составить план индивидуального занятия по первому этапу восстановления голоса при одностороннем параличе гортани.

При односторонних поражениях голос восстанавливается благодаря активизации здоровой складки, которая при вибрации переходит за среднюю линию и примыкает к пораженной. На первом этапе фонопедия ориентирована на создание функционального базиса голосообразования, отработку навыков рационального физиологического и речевого дыхания, формирование голосовой опоры, на которых в последующем основываются вызывание голоса и введение его в речь.

 

Прилож 1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/02/19/vosstanovlenie-golosa-pri-parezah-i-paralichah-gortani

12

Проверка плана индивиду-ального занятия

8. Нарушения голоса при хронических ларингитах и восстановление голоса

Составить таблицу «Зависимость голосовой патологии от фор­мы ларингита»:

Формы ларингита

Характеристика нарушений голоса

Хронический ккатаральнй

осиплость разной степени выраженности, быструю утомляемость голоса, изменение тембра голоса, вплоть до
афонии

ХРОНИЧЕСКИЙ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИЙ


выраженная охриплость, вплоть до афонии, быстрой утомляемости голоса,

Острый


воспалительное заболевание гортани, которое характеризуется потерей голоса, изменением тембра голоса




13

Проверка таблицы

9. Восстановление голоса после удаления гортани

Заполнить таблицу «Этапы коррекционного обучения после удаления гортани»:

Этапы

Цели и задачи этапа

Упражнения

Первый этап — подготовительный.

Выяснениесостояние психики больных, рациональная психотерапия, консультация и лечение психиатра.

рациональные психотерапевтические беседы и работа над физиологическим и фонационным дыханием

Для тренировки верхнего и среднего отделов пищевода применяется упражнение «дутье в губную гармошку» по 30 секунд за прием 10— 12 раз в день. В этот же период обучающийся приступает к занятиям лечебной физкультурой для адаптации к дыханию через трахеостому — сформированное отверстие в трахее после удаления гортани.

Второй этап

формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. формирование заместительного механизма фонации

Упражнение А. Стоя, слегка наклонив корпус вперед, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте, имитировать рвотное движение 3 раза подряд.

Упражнение Б. Лежа, задержав дыхание и втянув живот, при открытом рте имитировать рвотное движение 3 раза подряд. После нескольких тренировок появляется пищеводный звук, который нужно использовать, чтобы успеть сказать короткое слово, начинающееся со звуков к или т. Например: как, Катя, каток, Толя, тапки и т. д. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут. Дома самостоятельные тренировки можно проводить 5— 8 раз в течение дня.

Третий этап

автоматизация пищеводного голоса.

 овладение навыками пользования псевдоголосом на облегченном речевом материале, в пределах элементарных бытовых ситуаций;

произнесения короткие фразы: Кот катает клубок. Кате купили куклу. Там живет Таня

Постепенными тренировками достигается плавность и внятность речи. Одновременно со специальными речевыми упражнениями начинается употребление обиходных слов типадайте, получите, спасибо. Речевой материал усложняется, включается произнесение скороговорок, коротких стихотворений, гласных звуков и их сочетаний.

Четвертый этап

Завершение формирования пищеводного голоса

работа по дальнейшей автоматизации навыков пользования псевдоголосом и введению навыка в речь (расширение диапазона звучания, улучшение модуляций, тренировка выносливости голоса и т.д.).

Используются для этого вокальные упражнения. Для мужского голоса они проводятся в малой октаве, а для женского — в первой. Диапазон упражнений — квинта. 




12

Проверка таблицы

10. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные и гипертонусные нарушения голоса) и их устранение

Составить таблицу «Характеристика голоса при парезах внут­ренних мышц гортани и функциональной афонии»:

Нарушения функции голосового аппарата

Характеристика голоса

Парезы внутренних мышц гортани

уменьшение двигательной активности мышц гортани, приводящее к нарушению голосообразования и дыхательной функции. 
проявляются слабостью, охриплостью или осиплостью голоса, иногда полной афонией.

Клиническая картина складывается из нарушений голоса (дисфонии) и нарушений дыхания. Основными ее проявлениями являются: снижение звучности голоса, которое в редких случаях может доходить до полной афонии (отсутствия голоса); шепотная речь, потеря индивидуальной окраски (тембра) голоса; охриплость, дребезжание или осиплость голоса; утомляемость при голосовой нагрузке.

Функциональная афония

вызвана нарушением рефлекторных механизмов голосообразования, перенапряжением голосового аппарата
Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона.




12

Проверка таблицы

11. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии

Подготовить реферат на тему «Профессиональные нарушения голоса и их профилактика».

Мой комп-документы(ПЕЧАТЬ)

12

Проверка реферата




ВСЕГО:

137






Примерные вопросы к экзамену по разделу «Нарушения голоса» - ЗФО

1. Дайте объективные характерис­тики голоса: высота, сила, тембр, диапазон.

2. Раскройте понятие о резонансе в голосовом аппарате, ак­тивизирующую роль верхних резонаторов фонаторной функции голосовых складок.

3. Охарактеризуйте звуковой объем голоса, динамический диапа­зон, способы подачи голоса.

4. Раскройте исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления.

5. Дайте определение метода фонопедии, раскройте современные подходы к исправлению нарушений голоса.

6. Дайте характеристику типов физиологического дыхания: грудного, брюшного, смешанного, отличие физиологического дыхания от фонационного дыхания.

7. Охарактеризуйте клинические методы исследования голоса.

8. Охарактеризуйте метод педагогических наблюдений при исследовании голоса.

9. Раскройте период мутации голоса у детей.

10. Охарактеризуйте содержание профилактической и коррекционной работы логопеда в период мутации голоса у детей.

11. Расскажите о классификации нарушений голоса.

12. Охарактеризуйте гипотонусные нарушения нервно-мышечного ап­парата гортани.

13. Охарактеризуйте гипертонусные нарушения нервно-мышечного ап­парата гортани.

14. Раскройте этапы логопедической ра­боты при периферических парезах: активизация двига­тельной функции гортани (выявление компенсаторных возможно­стей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на коор­динацию дыхания и фонации.

15. Раскройте формы хронических ларингитов: компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная.

16. Расскажите о значении логопедического воз­действия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.

17. Охарактеризуйте структуру дефекта при состояниях после удаления гортани: анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи.



18. Раскройте сущность меха­низма образования пищеводного голоса и методику логопедической работы.

19. Охарактеризуйте нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани, методику логопедического воздействия.

20. Дайте характеристику функциональной афонии (психогенной).

21. Раскройте зависимость голосовой патологии от фор­мы ларингита.

22. Расскажите о профессиональных нарушениях голоса и их профилактике.
Список основной литературы:

  1. Задумова, Н.П. Логопедия: дислалия, ринолалия, дизартрия: учебно-методическое пособие: в 3 ч. / Н.П. Задумова; Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт специальной педагогики и психологии». - Санкт-Петербург: ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. - Ч. 1. Дислалия. - 88 с.: табл. - ISBN 978-5-8179-0189-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438776

  2. Эм, Е.А. Введение в логопедическую специальность : учебное пособие / Е.А. Эм; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 99 с. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457957

  3. Китик, Е.Е. Основы логопедии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 196 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51879

  4. Соловьева, Л. Г. Логопедия [Электронный ресурс]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 208 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). http://www.biblio-online.ru/viewer/F5B9939B-A5CC-4D34-BC55-B72F5A80235F#page/1

  5. Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.: ил. - Библиогр.: с. 185 - 186.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466810

  6. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова; худож. Ю.В. Клименко, Л.А. Иванов, О.В. Воронова, О.В. Маркина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2014. - 232 с. : ил. - (Специальная педагогика). - Библиогр.: с. 219-220. - ISBN 978-5-9925-0912-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462646

  7. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие / [сост.: Г. А. Поваляева, Н. А. Солдатова]. - Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2018. - 60 с. - Библиогр.: с. 26.

Дополнительная литература:


1. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой]. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Эксмо, 2020.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.