Файл: Самостоятельная работа студентов Формы контроля содержание работы, формы работы общая трудоемкость.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛОГОПЕДИЯ
Карта самостоятельной работы студента (ЗФО) – 2 курс
Номер раздела, темы | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||||||||||||||||
содержание работы, формы работы | общая трудоемкость | |||||||||||||||||
Нарушения голоса | | |||||||||||||||||
1. Акустические параметры голоса | Дать характеристику акустическим параметрам голоса (высота, сила, тембр, диапазон), используя учебники и учебные пособия Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос – развитое головное звучание; низкий – развитое грудное звучание; средний – смешанное звучание. Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата. Диапазон голоса – обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. | 12 | Проверка записей в тетради | |||||||||||||||
2. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное состояние проблемы | Составить конспект на тему «Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления», используя учебники и учебные пособия Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения. Интерес к процессу голосообразования и появление профессиональных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 г. певцом и вокальным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека С этого момента, можно считать, начала свое развитие фониатрия. Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Левидов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования. Среди применявшихся в разные годы методов восстановления хронических голосовых нарушений можно выделить несколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей. Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ 3) применение наркоза ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный массаж гортани в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещоткой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху 6) ортофонический метод/ Все эти приемы используются и в современной практике, но самое широкое применение находит фонопедия. Различные авторы давали свои названия этому методу — фонический, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата. Новейшие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса. | 14 | Проверка конспекта | |||||||||||||||
3. Значение дыхания в голосообра-зовании | Составить таблицу «Типы дыхания», указать различия между физиологическим и фонационным дыханием
| 12 | Проверка таблицы | |||||||||||||||
4. Исследования голосового аппарата и голосовой функции | Заполнить таблицу «Методы исследования голосового аппарата и голосовой функции», используя лекции, учебники и учебные пособия
| 14 | Проверка таблицы | |||||||||||||||
5. Развитие и становление голоса | Составить таблицу «Признаки мутации голоса»:
| 12 | Проверка таблицы | |||||||||||||||
6. Классификация нарушений голоса | Составить таблицу «Симптомы органических и функциональных нарушений голоса»:
| 12 | Проверка таблицы | |||||||||||||||
7. Органические нарушения голоса и их устранение | Составить план индивидуального занятия по первому этапу восстановления голоса при одностороннем параличе гортани. При односторонних поражениях голос восстанавливается благодаря активизации здоровой складки, которая при вибрации переходит за среднюю линию и примыкает к пораженной. На первом этапе фонопедия ориентирована на создание функционального базиса голосообразования, отработку навыков рационального физиологического и речевого дыхания, формирование голосовой опоры, на которых в последующем основываются вызывание голоса и введение его в речь. Прилож 1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/02/19/vosstanovlenie-golosa-pri-parezah-i-paralichah-gortani | 12 | Проверка плана индивиду-ального занятия | |||||||||||||||
8. Нарушения голоса при хронических ларингитах и восстановление голоса | Составить таблицу «Зависимость голосовой патологии от формы ларингита»:
| 13 | Проверка таблицы | |||||||||||||||
9. Восстановление голоса после удаления гортани | Заполнить таблицу «Этапы коррекционного обучения после удаления гортани»:
| 12 | Проверка таблицы | |||||||||||||||
10. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные и гипертонусные нарушения голоса) и их устранение | Составить таблицу «Характеристика голоса при парезах внутренних мышц гортани и функциональной афонии»:
| 12 | Проверка таблицы | |||||||||||||||
11. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии | Подготовить реферат на тему «Профессиональные нарушения голоса и их профилактика». Мой комп-документы(ПЕЧАТЬ) | 12 | Проверка реферата | |||||||||||||||
| ВСЕГО: | 137 | |
Примерные вопросы к экзамену по разделу «Нарушения голоса» - ЗФО
1. Дайте объективные характеристики голоса: высота, сила, тембр, диапазон.
2. Раскройте понятие о резонансе в голосовом аппарате, активизирующую роль верхних резонаторов фонаторной функции голосовых складок.
3. Охарактеризуйте звуковой объем голоса, динамический диапазон, способы подачи голоса.
4. Раскройте исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления.
5. Дайте определение метода фонопедии, раскройте современные подходы к исправлению нарушений голоса.
6. Дайте характеристику типов физиологического дыхания: грудного, брюшного, смешанного, отличие физиологического дыхания от фонационного дыхания.
7. Охарактеризуйте клинические методы исследования голоса.
8. Охарактеризуйте метод педагогических наблюдений при исследовании голоса.
9. Раскройте период мутации голоса у детей.
10. Охарактеризуйте содержание профилактической и коррекционной работы логопеда в период мутации голоса у детей.
11. Расскажите о классификации нарушений голоса.
12. Охарактеризуйте гипотонусные нарушения нервно-мышечного аппарата гортани.
13. Охарактеризуйте гипертонусные нарушения нервно-мышечного аппарата гортани.
14. Раскройте этапы логопедической работы при периферических парезах: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации.
15. Раскройте формы хронических ларингитов: компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная.
16. Расскажите о значении логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.
17. Охарактеризуйте структуру дефекта при состояниях после удаления гортани: анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи.
18. Раскройте сущность механизма образования пищеводного голоса и методику логопедической работы.
19. Охарактеризуйте нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани, методику логопедического воздействия.
20. Дайте характеристику функциональной афонии (психогенной).
21. Раскройте зависимость голосовой патологии от формы ларингита.
22. Расскажите о профессиональных нарушениях голоса и их профилактике.
Список основной литературы:
-
Задумова, Н.П. Логопедия: дислалия, ринолалия, дизартрия: учебно-методическое пособие: в 3 ч. / Н.П. Задумова; Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт специальной педагогики и психологии». - Санкт-Петербург: ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. - Ч. 1. Дислалия. - 88 с.: табл. - ISBN 978-5-8179-0189-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438776 -
Эм, Е.А. Введение в логопедическую специальность : учебное пособие / Е.А. Эм; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 99 с. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457957 -
Китик, Е.Е. Основы логопедии [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 196 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51879 -
Соловьева, Л. Г. Логопедия [Электронный ресурс]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 208 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). http://www.biblio-online.ru/viewer/F5B9939B-A5CC-4D34-BC55-B72F5A80235F#page/1 -
Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.: ил. - Библиогр.: с. 185 - 186.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466810 -
Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова; худож. Ю.В. Клименко, Л.А. Иванов, О.В. Воронова, О.В. Маркина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2014. - 232 с. : ил. - (Специальная педагогика). - Библиогр.: с. 219-220. - ISBN 978-5-9925-0912-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462646 -
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие / [сост.: Г. А. Поваляева, Н. А. Солдатова]. - Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2018. - 60 с. - Библиогр.: с. 26.
Дополнительная литература:
1. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой]. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Эксмо, 2020.