Файл: Тарасов, В. П. Загрузочные устройства шахтных печей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Японии (пат. Японии, № 6398, 1961 г.) над запирающим ко­ нусом бадьи устанавливают отражатель, отбрасывающий материалы к периферии. Шихту предлагается загружать в бадыо послойно и по­ переменно. Если, например, в первую бадыо сначала загружают агломерат п на него кокс, то в следующую бадью первым грузят кокс, а вторым агломерат и т. д.

Наличие холостого хода и отсутствие возможности увеличения грузоподъемности электролебедки исключают возможность использо­ вания бадейной загрузки на доменных печах большого объема. При одинаковой массе поднимаемого груза скиповая загрузка вдвое про­ изводительнее бадейной. Кроме того, тележка, к которой подвешена бадья, и сама бадья сложнее и тяжелее скипа, а операции ее посадки и обратного хода значительно медленнее и менее надежны, чем опрокидывание скипа. Все это обусловило широкое распростране­ ние скиповой загрузки. Даже в Германии, где бадейная загрузка была преимущественной, в начале нашего столетия полностью пе­ решли к скиповым подъемникам. Однако односторонняя загрузка материалов скипами создает неравномерное их распределение в во­ ронке верхнего конуса, а следовательно, и в печи. Ввиду этого при скиповой загрузке необходим распределитель шихты по окружности колошника. Технические возможности скиповой загрузки определяют

по

следующей

методике.

 

Время подъема скипа рассчитывают по формуле [4 ]

_

24 ■3600 • фст

,

где т — время

подъема одного скипа, с;

Ф— коэффициент, учитывающий работу скипового подъемника по отношению ко времени общего цикла работы всех меха­

низмов загрузки (для больших печей ф = 0,6-г-0,65);

о— коэффициент, учитывающий неравномерность загрузки (обычно равен 0,7—0,72);

п — число скипов, загружаемых в сутки.

Для доменной печи объемом 4000 м3, коэффициент использования полезного объема (к. и. п. о.) которой равен 0,42 при расходе кокса 0,5 т/т чугуна, суточное количество скипов составит

п = 2K!qc,

(2)

где К — расход кокса, т/сут;

qc — вместимость

одного скипа кокса, т;

2 — коэффициент,

учитывающий загрузку агломерата с коксом

(в настоящее

время объем агломерата в подаче примерно

равен объему кокса). Суточный расход кокса равен:

К =

kP,

(3)

где

k — расход кокса на 1

т чугуна, т;

Р — производительность

печи, т/сут, равная

Р =

V0/K. и. п. о.,

(4)

где Vо — полезный объем печи, м3.


 

После соответствующей подстановки получим

_

2kV°

 

(5)

11

qc ■ К . и. п. о. ’

 

 

 

ИЛИ

 

 

п =

2 • 0,5 • 4000

. ОГ1Г,

.

8 ; 0 42 =

1200

шт/сут.

 

Тогда чистое время подъема одного скипа должно составить по

уравнению (1)

 

 

т

24 • 3600 • 0,6 •

0.7 =

30,2 С.

 

1200

 

 

Достижение такого результата практически невозможно в совре­ менных условиях загрузки. Дальнейшее увеличение емкости скипа свыше 10 т кокса также не решает задачи и поэтому считается, что скиповые подъемники непригодны для сверхмощных доменных печей [5].

Теоретически с помощью скипового подъемника можно обеспе­ чить и более высокую производительность при скорости скипа выше 183 м/мин. Однако это нецелесообразно с экономической п конструктивной точек зрения. При увеличении объема скипа тре­ буется углубление скиповой ямы и увеличение высоты загрузочного устройства. В результате удлиняется путь скипа. Кроме того, при возрастании объема скипа время его заполнения и опорожнения ста­ новится больше, а увеличение массы скипа приводит к необходимости повышения пускового момента лебедки.

Скорость скипа 183 м/мин можно считать практически предель­ ной. Однако это не имеет существенного значения, так как доля времени движения скипа с максимальной скоростью в общей про­ должительности цикла уменьшается в связи с увеличением времени в периоды ускорения и торможения. С учетом всех этих факторов можно считать, что производительность 6800—7250 т чугуна в сутки при форсированном режиме скиповой загрузки является практи­ чески предельной. Поэтому для новых мощных печей суточной про­ изводительностью 7250 т чугуна и выше нужно применять конвейер­ ную загрузку [6, 7]. Этот вывод подтверждается работой печей по­ лезным объемом 3000—3200 м3, на которых скиповые подъемники работают на пределе и не обеспечивают нормальной резервной мощ­ ности в линии загрузки. Поэтому в СССР и Японии для подачи шихты на колошник доменных печей полезным объемом свыше 3200 м3 предусмотрены конвейерные транспортеры.

Производительность ленточного транспортера зависит от ширины ленты, скорости движения, объемной массы транспортируемого ма­ териала и угла наклона ленты. Максимальный угол наклона транс­ портера принят равным 12—20°, а скорость движения ленты 1,75— 1,78 м/с. При этом необходимое количество загружаемой шихты

15,


будет зависеть в основном от ширины ленты, которую можно опре­ делить из формулы [8]

Ь =

(6)

где Q — производительность, т/ч; v — скорость ленты, м/с;

р-— плотность груза, т/м3;

с— коэффициент, учитывающий конфигурацию ленты (для лент, лежащих на ролпкоопорах с углом наклона крайних ро­ ликов 20°, с «=* 245).

При расчете ширины ленты нужно учитывать имеющуюся не­ равномерность загрузки а п коэффициент v, отражающий островную засыпку шихты с холостыми участками для работы конусов. Тогда формула будет иметь вид

b

 

(7)

Пропускную способность Q уже имеющейся конвейерной подачи

определяют по формуле

(8)

Q =

2400bk (h + s) up т/сут,

где

b — ширина материала на ленте,

м;

 

s — высота материала в вогнутом полотне ленты, м;

 

k — коэффициент, учитывающий

неравномерность загрузки н

 

время на работу конусов;

 

 

v — расчетная скорость движения груза, м/с;

 

р — плотность груза при свободной насыпке, т/м3;

 

h — высота насыпного слоя материала над поверхностью ленты,

 

м.

 

Высоту насыпного слоя h находят по формуле

h = b tg а л/4,

(9)

где ал — угол откоса материала на ленте, град.

Конвейерным способом доставки шихты на колошник можно обеспечить любую производительность печи. Он имеет низкую себе­ стоимость транспортирования и широкую возможность полной ав­ томатизации всего цикла загрузки. Поэтому применять транспортер­ ную загрузку целесообразно не только для мощных доменных печей, но и для печей небольшого и среднего объемов. В этом случае одной транспортерной лентой можно грузить целый блок доменных печей. Такая загрузка осуществляется, например, на одном металлургиче­ ском заводе во Франции [9]. Программное автоматическое устрой­ ство при помощи переключателей задает массу компонентов шихты из каждого бункера. Уровень шихты в печах поддерживается авто­ матически; задание устанавливается при помощи селекторного пере­ ключателя. Положение зондов отмечается на светофоре. Шихта из бункеров подается на конвейер и транспортируется к соответствую­ щей печи при помощи перекидных заслонок. Уровень засыпи печи соответствует установленной мере. Система снабжена телевизион-

16


ными камерами, позволяющими следить за процессом загрузки и работы механизмов, за количеством материала на конвейере, за поло­ жением перекидных заслонок разгрузочных станций, затвора распре­ делителя шихты и других механизмов.

Конвейерная подача шихты на колошник применяется также на доменных печах заводов в Диллингене (ФРГ), Осака Сэйко (Япо­ ния), Дюнкерке (Франция), Торанто (Италия) и др. [9— 11].

Засыпное устройство типовой конструкции

Кроме рационального распределения шихтовых материалов по окружности и радиусу колошника, а также его герметизации во время загрузки, засыпное устройство должно обладать достаточной пропускной способностью, чтобы обеспечить требуемую производи­ тельность печи.

С увеличением полезного объема доменных печей обычно увели­ чиваются и размеры загрузочного устройства, особенно большого конуса и чаши. Так, диаметр большого конуса засыпного аппарата доменных печей с различным полезным объемом составляет:

Полезный объем печи, м3 . .

1033

1386

2000

2700

3200

5000

Диаметр большого конуса, мм

4200

4800

5400

6200

7000

8100

Увеличение размеров загрузочного устройства усложняет его из­

готовление

и монтаж,

но

при этом достигается главная цель —

повышение

пропускной

способности.

Типовой

конструкцией

загрузочного устройства доменной печи

в настоящее время является комбинация, состоящая из распредели­ теля Мак-Ки и двойного аппарата Парри [12, 13 и др.]. Более чем за полстолетие устройство претерпело большие изменения и, хотя является сейчас вполне работоспособным, не отвечает полностью возросшим требованиям надежности и долговечности металлургиче­ ского оборудования (рис. 11).

Засыпной аппарат загрузочного устройства доменной печи вы­ полняет функции нижнего газового затвора и служит для распре­ деления шихты по радиусу колошника. Он состоит из литой или сварнолитой чаши и большого конуса, контактные поверхности ко­ торых наплавлены твердым сплавом. В последних конструкциях засыпного аппарата угол по линии контакта увеличен до 62°, что уменьшает абразивный износ поверхности конуса ссыпающимися ма­ териалами. Кроме того, увеличена длина наплавки по его поверх­ ности выше линии стыка с чашей со 150 до 400—500 мм. Наплавка чаши твердым сплавом выше и ниже плоскости прилегания с кону­ сом также увеличена. Нижнюю часть ее удлинили со 140 до 420, а толщину уменьшили со ПО до 65 мм. При этом ее гибкость в ра­ диальном направлении увеличилась и предполагалось, что возрастет ее стойкость благодаря лучшему прилеганию к конусу. Для этой же цели С. И. Волгин предложил выполнять контактную поверхность

чаши

в виде компенсатора (авт. свид. С С С Р 126931.

1956 г.)

а Д.

А. Сторожик предложил в месте стыка дедать срезанЯ'ЬШкЗ-аход

2

 

•: 'она

В. П. Тарасов

СС J Ь


для струи газа [14, 15], уменьшающий «угол атаки» контактной по­ верхности частичками пыли. Однако на практике это не дало суще­ ственных результатов.

Конусы больших диаметров делают с разъемной надставкой, чтобы обеспечить железнодорожные габариты при транспортировке (М. П. Плотников, А. Г. Чернявский,

В. В. Кротким. Авт. свнд. СССР, № 26765 1967). Конус крепится с помощью клина или шарнира со штангой. Для придания всему узлу крепления штанги с конусом достаточной жесткости предусмотрен спе­ циальный разъемный конус жесткости. Он состоит из литых половин, соединенных болтами, расположенными во впадинах на его поверхности, и плотно прилегает

//к основному конусу. Сверху конус жест­ кости прикрыт сваренным из листовой стали коническим защитным кожухом,

предохраняющим его от абразивного воз- 7 действия шихты. Кроме того, защитный кожух придаёт обтекаемую форму верхней

вчасти большого конуса, прикрывая его горизонтальную площадку и все неров­ ности. Если бы его не было, то куски загружаемых материалов задерживались

 

 

 

 

 

бы во

впадинах верхней

части

конуса и

 

 

 

 

 

в момент его

закрывания

могли

попадать

 

 

 

 

 

между конусом и чашей,

нарушая

герме­

 

 

 

 

 

тичность

их

соединения.

Давление газа

 

 

 

 

 

в межконусном пространстве не уравни­

 

 

 

 

 

вается

с

атмосферным

и

необходимо не­

Рис.

11.

Засыпное устройство

сколько

раз

закрывать

нижний

конус,

типовой конструкции:

конус;

чтобы

восстановить

нормальный

ход за­

/ __ чаша;

2 — большой

3 — конус

жесткости;

4 — за­

грузки. Обычно при этом уровень шихто­

щитный кожух; 5 — клиновое

крепление

штанги; 6 — газо­

вых

материалов в печи становится

ниже

вый

затвор;

7 — распредели­

нормального.

 

 

 

 

 

тель шихты;

8 — малый

конус;

 

 

 

 

 

9 — штанга

большого

конуса;

Эксплуатация засыпных аппаратов по­

10 — штанга

малого

конуса;

11 — траверса штанги

малого

казала,

что

конус

жесткости не выпол­

конуса; 12 — тяги малого ко­

няет

своих

функций,

а его монтаж свя­

нуса;

13 — приемная воронка;

14

скип;

15 — защитные

зан

с большими неудобствами и затрудне­

кольца штанги малого

конуса

ниями.

Поэтому на

Ждановском

заводе

 

 

 

 

 

тяжелого машиностроения (ЖЗТМ) с учетом рекомендаций

Днепропетровского

металлургического института разработана

более рациональная

типовая конструкция засыпного аппарата

(рис. 12).

Жесткость соединения конуса со штангой обеспечивается реб­ рами жесткости, расположенными симметрично по окружности, и специальной трубой, приваренной к конусу, с клиновой распорной втулкой. Весь узел крепления получается более жестким и менее тру­

18