ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ШАРИПОВА ЖАННА БАХИТОВНА
Практическое задание
-
Зарисуйте общий план строения головного мозга в и обозначьте отделы головного мозга.
Ответ:
2. Ответьте, чем образовано серое и белое вещество головного мозга.
Ответ:
Белое вещество (лат. substantia alba) — компонент центральной нервной системы позвоночных животных, состоящий главным образом из пучков аксонов, покрытых миелином. Противопоставляется серому веществу мозга, состоящему из клеточных тел-нейронов.
3 Заполните таблицу:
Строение и функции отделов головного мозга и их возрастные особенности
Ответ:
Отдел мозга | Местоположение и особенности строения | Функции | Рефлексы головного мозга | Возрастные особенности |
Продолговатый мозг | Является продолжением в полости черепа спинного мозга. В веществе ПМ имеются отдельные скопления серого вещества, образующие ядра черепных нервов. Белое вещество ПМ образовано волокнами проводящих путей. Впереди ПМ в виде поперечного вала расположен варолиев мост. | Координация движения. | Отделение пищеварительных соков, жевание, сосание, глотание, рвота, чихание. | У новорожденного ПМ вместе с мостом весит около 8 кг. Созревание ядер ПМ заканчивается к 7-ми годам. |
Мост | Сосредоточены центры зрения и слуха; регулирует величину зрачка и кривизну хрусталика, поддерживает устойчивость тела при ходьбе. | Иннервирует сердце и другие внутренние органы; отвечает за рефлексы: мигательный, чихания, кашля, рвоты и др. | Ядра серого вещества моста принимают участие в слёзоотделении, слюноотделении и потовыделении, реакциях жевания, моргания глазами и др. | Мост у новорожденного расположен выше, чем у взрослого, к пяти годам это различие исчезает. Расположенные в мосте проводящие пути, ядра и ретикулярная формация к периоду рождения уже сформированы. |
Мозжечек | Позади продолгововатого мозга и моста распологается мозжечек.Состоит из белого и серого вещества. | Связывает передний мозг с задним. Участвует в координации сложных двигательных актов. | Мозжечок выполняет регулирующую функцию. Он отвечает за мышечный тонус, двигательные функции (равновесие, синхронизацию и координацию движений). Воздействует на артикуляционные и мимические мышцы, голосовые связки. Если же регулирующая функция органа нарушена, развивается мозжечковая форма дизартрии. | У новорожденного червь мозжечка развит больше, чем его полушария, а весь мозжечок в среднем весит 21–23 г. Особенно интенсивно он растет в первые годы жизни, достигая к одному году 84–94 г, в 15 лет – 150 г. |
Средний мозг | Средний мозг находится между мостом и промежуточным мозгом.Состоит из промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. | От пластинки покрышки начинается спинномозговой путь, который связывает головной мозг со спинным. По нему проходят эфферентные импульсы в ответ на зрительные и слуховые раздражения. | С их помощью осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук (движение глаз, поворот головы, настораживание ушей у животных). Обеспечивает координацию сложных актов глотания и жевания, регулирует тонкие движения пальцев рук (мелкомоторику) и др. Красное ядро также регулирует мышечный тонус. | У новорожденных детей структура среднего мозга не до конца развита. До четырех лет все части развиваются равномерно. Зрительный бугор растет медленно, только к 13 годам он достигает своего размера. К 16 годам почти полностью развивается черное вещество. Нижние растут на первом году жизни быстрее. Средние вырастают до двухлетнего возраста. Верхние же формируются дольше всех - до 6-7 лет. |
Промежуточный мозг | Вместе с конечным мозгом, образованным корой и подкорковыми узлами, промежуточный мозг (зрительные бугры и подбугорная область) входит в состав переднего отдела мозга. Промежуточный мозг состоит из четырех частей, которые окружают полость третьего желудочка, – эпиталамуса, дорсального таламуса, вентрального таламуса и гипоталамуса. | П. м. участвует в осуществлении вегетативных функций, а также сна, памяти, инстинктивного поведения, психич. реакций. | Промежуточный мозг регулирует сложные двигательные рефлексы , координирует работу внутренних органов и осуществляет гуморальную регуляцию (обмен веществ, потребление воды и пищи, поддержание температуры тела). | Наблюдается гетерохронность развития отделов промежуточного мозга. Таламус начинает формироваться на втором месяце внутриутробного развития. На четвертом-пятом месяцах образуются нервные волокна, соединяющие таламус с корой головного мозга. В шесть месяцев развиваются неспецифические ядра. Усиленный рост таламуса происходит в четырехлетием возрасте, размеров взрослого человека он достигает к 13 годам. |
Передний мозг(большие полушария) | В большие полушария входят: кора большого мозга (плащ), базальные ганглии, обонятельный мозг и боковые желудочки. Полушария мозга разделены продольной щелью, в углублении которой содержится мозолистое тело, которое их соединяет. | Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. | Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие). | У новорожденного спинной мозг равен 1% веса головного мозга, у годовалого ребенка 1,2%, у 2-летнего—1,3%, у взрослого — 2%. По отношению к весу тела спинной мозг изменяется от 0,09% у новорожденного до 0,04% у взрослого. |
4. Заполните таблицу:
Строение и функции органов дыхания и их возрастные особенности
Ответ:
Органы дыхания
Отделы дыхательной системы | Строение | Функций | Возрастные особенности |
Носовая полость | Выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Слизистая оболочка пронизана кровеносными сосудами. | Очищение, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. | 2 фронтальные (лобные) у новорожденного отсутствуют, их постепенное развитие заканчивается к 20 годам. 2 гайморовые (верхнечелюстные) рентгенологически обнаруживаются у 3-х месячного ребёнка, развиваются к 7-ми годам. 1 этмоидальная (решеточная), признаки появляются с 3-х месячного возраста, созревает к 12 годам. 1сфеноидальная (клиновидная) появляется на 6-ом году жизни, развивается к 15 годам. |
Гортань | Образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами . В ней находятся голосовые связки с голосовой щелью. | Проведение воздуха. Голосообразование. | Диаметр гортани у новорожденного в области подсвязочного пространства составляет 4мм,в 5-7 лет 6-7мм ,к 14-годам -1см.Особенностями гортани у детей являются: её узкий просвет, множество нервных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя. |
Трахея | Это трубка длиной 10-15см, состоящая из хрящевых полуколец. | Проведение воздуха. | У новорожденного ребенка длина трахеи составляет 3,2–4,5 см, ширина просвета в средней части равна около 0,8 см.У взрослого имеет длину 11-13 см и состоит из 15-20 полуколец гиалинового хряща. |
Бронхи | Образованы хрящами, в лёгких ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками-альвеолами. | Проведение воздуха. | 6 нед. : зачатки бронхов в виде бронхолёгочных почек 10 -12 нед. : формируется бронхиальное дерево - псевдожелезистая стадия 5 -6 мес. : развитие терминальных и респираторных бронхиол – каналикулярная стадия 7 мес. пренатальной жизни и до 8 лет постнатальной жизни - дифференцировка альвеол и альвеолоцитов – альвеолярная стадия |
Лёгкие | Состоят их ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами, оплетённых капиллярами. Расположены в грудной полости, покрыты оболочкой- лёгочной плеврой, которая переходит в пристеночную плевру, покрывающую внутреннюю поверхность грудной полости. Плевральная щель между ними заполнена плевральной жидкостью, которая снижает трение при дыхании. | Осуществляют газообмен. Из воздуха кислород проникают в капилляры, т.е в кровь. Из крови в воздух выделяется углекислый газ. | Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких. К 16-17 годам жизненная емкость лёгких достигает величины, характерного для взрослого человека. |
5. Ответьте на вопрос: В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?
Ответ:
Дыхательная система человека — совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.
Функция дыхательной системы:
-
поступление в организм кислорода; -
выведение из организма углекислого газа; -
выведение из организма газообразных продуктов метаболизма; -
терморегуляция; -
синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.; -
кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы; -
депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови; -
всасывательная: с поверхности лёгких легко всасываются эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества.
Дыхательная система состоит из лёгких и дыхательных путей.
Лёгочные сокращения осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы.
Дыхательные пути: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.
Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.