Файл: Шарипова жанна бахитовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ШАРИПОВА ЖАННА БАХИТОВНА

Практическое задание

  1. Зарисуйте общий план строения головного мозга в и обозначьте отделы головного мозга.

Ответ:



2. Ответьте, чем образовано серое и белое вещество головного мозга.

Ответ:

Белое вещество (лат. substantia alba) — компонент центральной нервной системы позвоночных животных, состоящий главным образом из пучков аксонов, покрытых миелином. Противопоставляется серому веществу мозга, состоящему из клеточных тел-нейронов.

3 Заполните таблицу:

Строение и функции отделов головного мозга и их возрастные особенности

Ответ:

Отдел мозга

Местоположение и особенности строения

Функции

Рефлексы головного мозга

Возрастные особенности

Продолговатый мозг

Является продолжением в полости черепа спинного мозга.

В веществе ПМ имеются отдельные скопления серого вещества, образующие ядра черепных нервов. Белое вещество ПМ образовано волокнами проводящих путей. Впереди ПМ в виде поперечного вала расположен варолиев мост.

Координация движения.

Отделение пищеварительных соков, жевание, сосание, глотание, рвота, чихание.

У новорожденного ПМ вместе с мостом весит около 8 кг. Созревание ядер ПМ заканчивается к 7-ми годам.

Мост

Сосредоточены центры зрения и слуха; регулирует величину зрачка и кривизну хрусталика, поддерживает устойчивость тела при ходьбе.

Иннервирует сердце и другие внутренние органы; отвечает за рефлексы: мигательный, чихания, кашля, рвоты и др.

Ядра серого вещества моста принимают участие в слёзоотделении, слюноотделении и потовыделении, реакциях жевания, моргания глазами и др.

Мост у новорожденного расположен выше, чем у взрослого, к пяти годам это различие исчезает. Расположенные в мосте проводящие пути, ядра и ретикулярная формация к периоду рождения уже сформированы.

Мозжечек

Позади продолгововатого мозга и моста распологается мозжечек.Состоит из белого и серого вещества.

Связывает передний мозг с задним. Участвует в координации сложных двигательных актов.

Мозжечок выполняет регулирующую функцию. Он отвечает за мышечный тонус, двигательные функции (равновесие, синхронизацию и координацию движений). Воздействует на артикуляционные и мимические мышцы, голосовые связки. Если же регулирующая функция органа нарушена, развивается мозжечковая форма дизартрии.

У новорожденного червь мозжечка развит больше, чем его полушария, а весь мозжечок в среднем весит 21–23 г. Особенно интенсивно он растет в первые годы жизнидостигая к одному году 84–94 г, в 15 лет – 150 г.

Средний мозг

Средний мозг находится между мостом и промежуточным мозгом.Состоит из промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга.

От пластинки покрышки начинается спинномозговой путь, который связывает головной мозг со спинным. По нему проходят эфферентные импульсы в ответ на зрительные и слуховые раздражения.

С их помощью осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук (движение глазповорот головынастораживание ушей у животных). Обеспечивает координацию сложных актов глотания и жеваниярегулирует тонкие движения пальцев рук (мелкомоторикуи дрКрасное ядро также регулирует мышечный тонус.

У новорожденных детей структура среднего мозга не до конца развита. До четырех лет все части развиваются равномерно. Зрительный бугор растет медленно, только к 13 годам он достигает своего размера. К 16 годам почти полностью развивается черное вещество. Нижние растут на первом году жизни быстрее. Средние вырастают до двухлетнего возраста. Верхние же формируются дольше всех - до 6-7 лет.

Промежуточный мозг

Вместе с конечным мозгомобразованным корой и подкорковыми узламипромежуточный мозг (зрительные бугры и подбугорная областьвходит в состав переднего отдела мозгаПромежуточный мозг состоит из четырех частейкоторые окружают полость третьего желудочка, – эпиталамусадорсального таламусавентрального таламуса и гипоталамуса.

П. м. участвует в осуществлении вегетативных функций, а также сна, памяти, инстинктивного поведения, психич. реакций.

Промежуточный мозг регулирует сложные двигательные рефлексы , координирует работу внутренних органов и осуществляет гуморальную регуляцию (обмен веществ, потребление воды и пищи, поддержание температуры тела). 

Наблюдается гетерохронность развития отделов промежуточного мозгаТаламус начинает формироваться на втором месяце внутриутробного развития. На четвертом-пятом месяцах образуются нервные волокна, соединяющие таламус с корой головного мозга. В шесть месяцев развиваются неспецифические ядра. Усиленный рост таламуса происходит в четырехлетием возрасте, размеров взрослого человека он достигает к 13 годам.

Передний мозг(большие полушария)

В большие полушария входят: кора большого мозга (плащ)базальные ганглииобонятельный мозг и боковые желудочки. Полушария мозга разделены продольной щелью, в углублении которой содержится мозолистое тело, которое их соединяет.

Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. 

 Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие).

У новорожденного спинной мозг равен 1% веса головного мозга, у годовалого ребенка 1,2%, у 2-летнего—1,3%, у взрослого — 2%. По отношению к весу тела спинной мозг изменяется от 0,09% у новорожденного до 0,04% у взрослого.


4. Заполните таблицу:

Строение и функции органов дыхания и их возрастные особенности



Ответ:

Органы дыхания

Отделы дыхательной системы

Строение

Функций

Возрастные особенности

Носовая полость

Выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Слизистая оболочка пронизана кровеносными сосудами.

Очищение, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

2 фронтальные (лобные) у новорожденного отсутствуют, их постепенное развитие заканчивается к 20 годам.

2 гайморовые (верхнечелюстные) рентгенологически обнаруживаются у 3-х месячного ребёнка, развиваются к 7-ми годам.

1 этмоидальная (решеточная), признаки появляются с 3-х месячного возраста, созревает к 12 годам.

1сфеноидальная (клиновидная) появляется на 6-ом году жизни, развивается к 15 годам.

Гортань

Образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами . В ней находятся голосовые связки с голосовой щелью.

Проведение воздуха.

Голосообразование.

Диаметр гортани у новорожденного в области подсвязочного пространства составляет 4мм,в 5-7 лет 6-7мм ,к 14-годам -1см.Особенностями гортани у детей являются: её узкий просвет, множество нервных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя.

Трахея

Это трубка длиной 10-15см, состоящая из хрящевых полуколец.

Проведение воздуха.

У новорожденного ребенка длина трахеи составляет 3,2–4,5 см, ширина просвета в средней части равна около 0,8 см.У взрослого имеет длину 11-13 см и состоит из 15-20 полуколец гиалинового хряща.

Бронхи

Образованы хрящами, в лёгких ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками-альвеолами.

Проведение воздуха.

6 нед. : зачатки бронхов в виде бронхолёгочных почек 10 -12 нед. : формируется бронхиальное дерево - псевдожелезистая стадия 5 -6 мес. : развитие терминальных и респираторных бронхиол – каналикулярная стадия 7 мес. пренатальной жизни и до 8 лет постнатальной жизни - дифференцировка альвеол и альвеолоцитов – альвеолярная стадия

Лёгкие

Состоят их ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами, оплетённых капиллярами. Расположены в грудной полости, покрыты оболочкой- лёгочной плеврой, которая переходит в пристеночную плевру, покрывающую внутреннюю поверхность грудной полости. Плевральная щель между ними заполнена плевральной жидкостью, которая снижает трение при дыхании.

Осуществляют газообмен. Из воздуха кислород проникают в капилляры, т.е в кровь. Из крови в воздух выделяется углекислый газ.

Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

К 16-17 годам жизненная емкость лёгких достигает величины, характерного для взрослого человека.


5. Ответьте на вопрос: В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?

Ответ:

Дыхательная система человека — совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.

Функция дыхательной системы: 

  • поступление в организм кислорода;

  • выведение из организма углекислого газа;

  • выведение из организма газообразных продуктов метаболизма;

  • терморегуляция;

  • синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.;

  • кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы;

  • депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови;

  • всасывательная: с поверхности лёгких легко всасываются эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества.

Дыхательная система состоит из лёгких и дыхательных путей.

Лёгочные сокращения осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы.

Дыхательные пути: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.

Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.