ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1 Заполните таблицу «Особенности развития систем органов у ребенка дошкольного и школьного возраста»:
Название системы органов
Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
Первое детство
(с 4 до 7 лет)
Второе детство
(с 8 до 12 лет)
Подростковый возраст
(с 12 до 16 лет)
Костная система
Кости новорожденного отличаются мягкостью, упругостью, эластичностью и меньшей ломкостью
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет.
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани.
Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода. Это означает, что ребенок быстро растет и набирает массу тела. У девочек рывок роста обычно начинается в 10,5 лет, достигает максимума к 12 годам и вновь замедляется в 13–13,5 лет.
Мышечная система
нарастание количества миофибрилл в первые годы жизни
К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса
У детей 8–10 лет мышечная система еще развита слабо. Процентное соотношение мышечной массы к массе тела составляет 27,2 %, в 14–15 лет этот показатель равен 32,6 %, у юношей 18 лет он составляет 44,2 %.
Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода.
Сердечно-сосудистая система
В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.
Относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и просветы сосудов являются факторами, облегчающими циркуляцию крови у детей. Для детей раннего возраста характерны малый систолический объем крови и высокая частота сердцебиений
, а минутный объем крови на единицу массы тела относительно велик.
Масса сердца и размеры камер сердца прирастают быстрее, чем диаметр кровеносных сосудов. Если объем сердца к 14 годам увеличивается почти в 12 раз по сравнению с новорожденными, то диаметр аорты – только в 3 раза.
Особенностью работы сердечно-сосудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции.
Дыхательная система
Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.у детей грудного возраста – 40-35 дыханий
С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.
к 7 годам –
У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С 12 лет заметно увеличивается масса легких. В 16–20 лет высока интенсивность роста зон и сегментов легких. За эти 5 лет зональные и сегментарные бронхи удлиняются на 5–6 см. Отделы бронхолегочной системы растут неравномерно – быстрее растут проксимальные отделы, в результате бронх резко удлиняется, а его стенка истончается до 240 мкм. Внешнее дыхание подростков даже к окончанию периода полового созревания по ряду показателей еще не достигает нормы взрослых людей.
Задание 2.
Заполните таблицу «Типы телосложения детей»:
Тип телосложения
Характеристика
Дигестивный
Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, конической грудной клеткой, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами и повышенным уровнем развития костяка, мышечной и жировой ткани.
Мышечный
Мышечный тип характеризуется равномерно развитым туловищем. Грудная клетка - средней длины, подгрудинный угол - средней величины, плечи высокие и широкие, живот имеет форму груши, обращенной основанием кверху. Сильно развиты мышцы, особенно на конечностях.
Астеноидный
Преимущественно развиты нижние конечности, тонкая суживающаяся книзу грудная клетка, острый подгрудинный угол
, живот слабо развит. Дигестивный (пищеварительный) тип характеризуется сильно развитым животом, который, выпячивая, образует складки над лобковой поверхностью. Подгрудинный угол тупой.
Торакальный
Торакальный (грудной) тип характеризуется сильным развитием грудной клетки (преимущественно в длину) с одновременным развитием тех частей тела, которые принимают участие в дыхании. Грудная клетка длинная, подгрудинный угол острый, живот относительно небольшой, по форме напоминающий грушу, обращенную основанием книзу, жизненная емкость легких большая. Мышечный тип характеризуется равномерно развитым туловищем.
Задание 3.
Составьте план-конспект занятия/урока по теме: «Основные закономерности развития детского организма. Что нужно знать специалисту».
Укажите цель, задачи, оборудование, обязательно указывайте цель каждого задания. В заключительной части обязательно подведение итогов.
При написании любого конспекта необходимо придерживаться методических рекомендаций. Цель всегда одна, остальное задачи, которые помогают достичь цели. Занятие разбивается всегда на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Если Вы используете материал из интернет ресурса, то его необходимо перерабатывать. Добавлять свое обязательно.
По возможности проведите занятие/урок. Выполните анализ и кратко представьте результаты.
Ответ:
Тема: «Основные закономерности развития детского организма. Что нужно знать специалисту».
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: Изучение основных закономерностей развития организма
Задачи урока:
Изучить тему “физическое развитие детей”
Узнать о психическом развитии детей
Изучить этапность в развитии организма детей
Обсудить возрастную периодизацию
Изучить понятие календарного (паспортного) возраста
Поговорить о биологическом возрасте
Составить таблицу возрастной периодизации жизненных циклов человека
Составить классификацию медико-биологических возрастных периодов детства
Разобраться с понятием “Норма”
Выявить критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков
Проанализировать:
Первый критический период
Второй критический период
Третий критический период
Обсудить принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков
Изучить влияние среды на рост и развитие
Оборудование и материалы:
Учебные материалы НСПК, ресурс интернет
Ноутбук, презентационный экран, парты, тетради, канцелярские товары
Оборудование:
АРМ учителя
Интерактивная панель,
Видеопроектор
Комплект материалов:
- видеоролик
- презентация мультимедийная
- комплекс интерактивных заданий
Продолжительность: 45 мин
План урока:
Организационные моменты - 3 мин
Актуализация знаний - 10 мин
ОНЗ - 7 мин
Первичное закрепление материала - 14 мин
Постановка домашнего задания - 1 мин
Рефлексия - 5 мин
Подведение итогов - 3 мин
Ход урока
Этап урока
Цели
Деятельность учащихся
(варианты)
Деятельность учителя
(варианты)
I Вводный
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке
по звонку найти свое место;
взаимное приветствие;
рапорт дежурного, определение отсутствующих;
запись числа (с повторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года
запись числа (с повторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года);
настрой учащихся на работу, организация внимания;
проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
сообщение темы и цели урока
Проверка Д/З
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос с вызовом к доске;
фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
индивидуальный письменный опрос;
уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
практическая работа;
программированный контроль;
проверка тетрадей;
технические средства обучения.
Подготовка к восприятию (актуализация)
Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала
, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
загадка;
ребус;
кроссворд;
игра "Четвертый лишний";
словарная работа (связь с новым материалом);
проблемный вопрос;
другое…
II Основной
Целевая установка
Сообщение новой темы
Объяснение нового материала
Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п.
рассказ учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
чередование беседы и рассказа;
применение ТСО.
Первичное закрепление
Закреплять знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
работа с учебником;
работа с тетрадью;
практическая работа;
заполнение таблицы, схемы;
выполнение теста;
выполнение программированного задания;
беседа;
организация практической работы;
организация дидактической игры;
использование ТСО;
Вторичное закрепление
выполнение самостоятельной работы;
III Заключительный
Подведение итогов
Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
выводы;
вопросы на понимание изученного материала;
Объяснение Д/З
(Д/З составляет 1/3 от объёма работы на уроке)
Объяснить особенности выполнения Д/З
разбор и запись домашнего задания;
Оценивание (само-, взаимо-, учитель)
Оценить работу учащихся на уроке
самооценка, взаимооценка работы учащихся.
оценка работы учащихся.
Рефлексия
В течение урока для учащихся проводятся две физ. минутки: первая – на руки – ноги, вторая – на зрение.