Файл: Название системы органов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1 Заполните таблицу «Особенности развития систем органов у ребенка дошкольного и школьного возраста»:

Название системы органов

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Первое детство

(с 4 до 7 лет)

Второе детство

(с 8 до 12 лет)

Подростковый возраст

(с 12 до 16 лет)

Костная система

Кости новорожденного отличаются мягкостью, упругостью, эластичностью и меньшей ломкостью

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани.

Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода. Это означает, что ребенок быстро растет и набирает массу тела. У девочек рывок роста обычно начинается в 10,5 лет, достигает максимума к 12 годам и вновь замедляется в 13–13,5 лет.

Мышечная система

нарастание количества миофибрилл в первые годы жизни

К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса

У детей 8–10 лет мышечная система еще развита слабо. Процентное соотношение мышечной массы к массе тела составляет 27,2 %, в 14–15 лет этот показатель равен 32,6 %, у юношей 18 лет он составляет 44,2 %.

Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода.

Сердечно-сосудистая система

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.

Относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и просветы сосудов являются факторами, облегчающими циркуляцию крови у детей. Для детей раннего возраста характерны малый систолический объем крови и высокая частота сердцебиений
, а минутный объем крови на единицу массы тела относительно велик.

Масса сердца и размеры камер сердца прирастают быстрее, чем диаметр кровеносных сосудов. Если объем сердца к 14 годам увеличивается почти в 12 раз по сравнению с новорожденными, то диаметр аорты – только в 3 раза.

Особенностью работы сердечно-сосудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции.

Дыхательная система

Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.у детей грудного возраста – 40-35 дыханий

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.

к 7 годам –

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

С 12 лет заметно увеличивается масса легких. В 16–20 лет высока интенсивность роста зон и сегментов легких. За эти 5 лет зональные и сегментарные бронхи удлиняются на 5–6 см. Отделы бронхолегочной системы растут неравномерно – быстрее растут проксимальные отделы, в результате бронх резко удлиняется, а его стенка истончается до 240 мкм. Внешнее дыхание подростков даже к окончанию периода полового созревания по ряду показателей еще не достигает нормы взрослых людей.

Задание 2.

Заполните таблицу «Типы телосложения детей»:

Тип телосложения

Характеристика

Дигестивный

Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, конической грудной клеткой, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами и повышенным уровнем развития костяка, мышечной и жировой ткани.

Мышечный

Мышечный тип характеризуется равномерно развитым туловищем. Грудная клетка - средней длины, подгрудинный угол - средней величины, плечи высокие и широкие, живот имеет форму груши, обращенной основанием кверху. Сильно развиты мышцы, особенно на конечностях.

Астеноидный

Преимущественно развиты нижние конечности, тонкая суживающаяся книзу грудная клетка, острый подгрудинный угол

, живот слабо развит. Дигестивный (пищеварительный) тип характеризуется сильно развитым животом, который, выпячивая, образует складки над лобковой поверхностью. Подгрудинный угол тупой.

Торакальный

Торакальный (грудной) тип характеризуется сильным развитием грудной клетки (преимущественно в длину) с одновременным развитием тех частей тела, которые принимают участие в дыхании. Грудная клетка длинная, подгрудинный угол острый, живот относительно небольшой, по форме напоминающий грушу, обращенную основанием книзу, жизненная емкость легких большая. Мышечный тип характеризуется равномерно развитым туловищем.

Задание 3.

Составьте план-конспект занятия/урока по теме: «Основные закономерности развития детского организма. Что нужно знать специалисту».

Укажите цель, задачи, оборудование, обязательно указывайте цель каждого задания. В заключительной части обязательно подведение итогов.

При написании любого конспекта необходимо придерживаться методических рекомендаций. Цель всегда одна, остальное задачи, которые помогают достичь цели. Занятие разбивается всегда на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Если Вы используете материал из интернет ресурса, то его необходимо перерабатывать. Добавлять свое обязательно.

По возможности проведите занятие/урок. Выполните анализ и кратко представьте результаты.

Ответ:

Тема: «Основные закономерности развития детского организма. Что нужно знать специалисту».

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Изучение основных закономерностей развития организма

Задачи урока:

Изучить тему “физическое развитие детей”

Узнать о психическом развитии детей

Изучить этапность в развитии организма детей

Обсудить возрастную периодизацию

Изучить понятие календарного (паспортного) возраста

Поговорить о биологическом возрасте

Составить таблицу возрастной периодизации жизненных циклов человека

Составить классификацию медико-биологических возрастных периодов детства

Разобраться с понятием “Норма”

Выявить критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков

Проанализировать:

Первый критический период

Второй критический период


Третий критический период

Обсудить принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков

Изучить влияние среды на рост и развитие

Оборудование и материалы:

Учебные материалы НСПК, ресурс интернет

Ноутбук, презентационный экран, парты, тетради, канцелярские товары

Оборудование:

АРМ учителя

Интерактивная панель,

Видеопроектор

Комплект материалов:

- видеоролик

- презентация мультимедийная

- комплекс интерактивных заданий

Продолжительность: 45 мин

План урока:

Организационные моменты - 3 мин

Актуализация знаний - 10 мин

ОНЗ - 7 мин

Первичное закрепление материала - 14 мин

Постановка домашнего задания - 1 мин

Рефлексия - 5 мин

Подведение итогов - 3 мин

Ход урока

Этап урока

Цели

Деятельность учащихся

(варианты)

Деятельность учителя

(варианты)

I Вводный

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

по звонку найти свое место;

взаимное приветствие;

рапорт дежурного, определение отсутствующих;

запись числа (с повторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года

запись числа (с повторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года);

настрой учащихся на работу, организация внимания;

проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

сообщение темы и цели урока

Проверка Д/З

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

фронтальный опрос;

индивидуальный опрос с вызовом к доске;

фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

индивидуальный письменный опрос;

уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

практическая работа;

программированный контроль;

проверка тетрадей;

технические средства обучения.

Подготовка к восприятию (актуализация)

Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала
, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

загадка;

ребус;

кроссворд;

игра "Четвертый лишний";

словарная работа (связь с новым материалом);

проблемный вопрос;

другое…

II Основной

Целевая установка

Сообщение новой темы

Объяснение нового материала

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п.

рассказ учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;

вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

чередование беседы и рассказа;

применение ТСО.

Первичное закрепление

Закреплять знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

работа с учебником;

работа с тетрадью;

практическая работа;

заполнение таблицы, схемы;

выполнение теста;

выполнение программированного задания;

беседа;

организация практической работы;

организация дидактической игры;

использование ТСО;

Вторичное закрепление

выполнение самостоятельной работы;

III Заключительный

Подведение итогов

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

выводы;

вопросы на понимание изученного материала;

Объяснение Д/З

(Д/З составляет 1/3 от объёма работы на уроке)

Объяснить особенности выполнения Д/З

разбор и запись домашнего задания;

Оценивание (само-, взаимо-, учитель)

Оценить работу учащихся на уроке

самооценка, взаимооценка работы учащихся.

оценка работы учащихся.

Рефлексия

В течение урока для учащихся проводятся две физ. минутки: первая – на руки – ноги, вторая – на зрение.