Файл: Проблема смысла и проблема понимания в коммуникациях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра «Кафедра Политология, социология и связи с общественностью»

ЭССЕ

На тему «Проблема смысла и проблема понимания в коммуникациях»

Выполнил:

УФА, 2020

Обращение к проблемам смысла и понимания в коммуникациях обусловлено, прежде всего, убеждением, что с научной точки зрения социальная коммуникация не сводима к информационному обмену ее участников; что ее сутью и ядром является информационно-смысловое взаимодействие, что коммуникация – это движение (передача, обмен) смыслов между коммуникантами.

Следует так же принять во внимание, что проблема коммуникации как проблема понимания, нахождения объединяющих смыслов стала определяющей для философии ХХ века. Как отмечают специалисты, многовариантность языковых форм, полиморфность типов мышления создают поле смысловых возможностей, но, одновременно, обусловливают понятийные искажения, несоизмеримости, симуляцию смыслов и утрату определяющих ценностных ориентаций в современном обществе.

Слово «смысл» согласно Большому энциклопедическому словарю, имеет следующие значения: идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого либо высказывания. Каково же соотношение понятий «коммуникация» (имеется ввиду социальная коммуникация) и «смысл»?

В Философском энциклопедическом словаре коммуникация определяется как «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях». Социальная коммуникация это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов. Это процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом.

Если обратиться к истории и изучить справочную литературу, то можно увидеть, что впервые слово «коммуникация» вошло в разговорную речь при Петре I. В первом словаре иностранных слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту» среди более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговоры, сообщение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля (1881 г.) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н. В. Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга».


Современный «Большой энциклопедический словарь» указывает два значения:

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего предполагает наличие не менее трех участников:

- передающий субъект (коммуникант)

- передаваемый объект (сообщение)

- принимающий субъект (реципиент).

Коммуникация – это не просто общение, передача информации от человека к человеку. Дело в том, что хотя всякая социальная коммуникация включает в себя движение (передачу, обмен) информации, но не всякое такое движение является коммуникацией. Полученная, но непонятая информация не есть коммуникация, это псевдокоммуникация.

Коммуникация - это процесс передачи и обретения некоего эмо­ционального и интеллектуального содержания, смысла, заключенного в передаваемой информации; это движение смыслов между коммуникантами (коммуникантом и реципиентом, т.е. источником, или отправителем и получателем).

Другими словами, коммуникация - это целенаправленное информационно-смысловое взаимодействие двух и более субъектов, которое осуществляется посредством общей системы знаков. Именно в этих особенностях и аспектах (смысловом, идеально-содержательном и знаковом) кроется сущность и специфика человеческой коммуникации и ее принципиально отличие от коммуникации в животном мире и технических системах.

С точки зрения известного специалиста в данной области А.В. Соколова, кроме социальной коммуникации существуют еще два типа смысловой коммуникации – генетическая и психическая1. Эти три типа коммуникации имеют место в трех соответствующих системах пространственно-временных координат (хронотопах) :

1) в генетическом хронотопе происходит движение биологических образов и генетических программ в био­логическом времени и пространстве (ареале обитания дан­ной популяции);

2) в психическом (личностном) хронотопе бытуют смыслы, освоенные данной личностью; это область духов­ной жизни,

формируемая в процессе жизнедеятельности человека;

3) в социальном хронотопе происходит движение смыслов в социальном времени и социальном пространстве, т. е. в оп­ределенном человеческом обществе.

Данные три типа коммуникации в отличие от материальной, транспортной, энергетической и др. являются, согласно А. Соколову, смысловыми, т. е. в ка­честве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозритель­но постигаемый смысл. При этом, считает указанный исследователь, соблюдается следующий закон коммуникации: сообщения смысловых коммуника­ций всегда имеют идеальное (духовное) содержание и, как правило, но не всегда — материальную, чувственно вос­принимаемую форму. Так, подражание или телепатия — это социально-коммуникационные акты, не имеющие ма­териальной формы.

Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные человеку нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности (асимметричный мозг, «речевые зоны» в левом полушарии, артикуляционный аппарат для произнесения членораздель­ных звуков), без которых была бы невозможна ни внутриличностная, ни социальная коммуни­кация. Можно сказать, что наследственность «вооружает» человека для социальной коммуникации.

Внутриличностная коммуникация или автокоммуни­кация формируется в ходе интеллектуального становле­ния человека в социальной среде посредством усвоения внешней социальной коммуни­кации, т.е. в процессе интериоризации. Благодаря этому человек научается облекать свои мысли, чувства, желания в ком­муникабельную форму и становится коммуникантом и ре­ципиентом осмысленных внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции: во-первых, функ­цию «полуфабриката» внешних высказываний; во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к «самости» личности, ее «внутрен­нему голосу». Именно этот скрытый диалог с самим со­бой активизируется при восприятии произведений искус­ства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт.

Таким образом, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми комму­никациями, которые служат ее необходимыми предпосыл­ками, и вместе с тем она определяющим образом воздей­ствует на становление и формирование последних. Дей­ствительно, генетически наследуемые органы мышления и речи никогда бы не возникли, если бы их не востребова­ла социально-коммуникационная практика.


В целесообразной, а не хаотичной социальной комму­никации люди осознанно пресле­дуют три цели:

1. познавательную — распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

2. побудительную — стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов;

3. экспрессивную — выражение или обретение опреде­ленных переживаний, эмоций.

Для достижения этих целей содержание коммуника­ционных сообщений должно включать:

· знания и умения (коммуникант нечто знает или умеет и может поделиться этим опытом с другими людьми);

· стимулы (волевые воз­действия, побуждающие к активности);

· эмоции (комму­никанту важно эмоционально «разрядиться», получить сочувствие, а реципиент ищет положительных эмоций и душевного комфорта).

Именно эти продукты духовной человеческой деятельности А. Соколов называет смыслами2.

Ког­да речь идет о социальной коммуникации, имеется в виду движение в социальном пространстве и времени знаний, умений, стимулов, эмоций. Но, строго говоря, сведение результатов духовной деятельности всего лишь к четырем идеальным продуктам является огрублением и принимается условно. Следует учесть, что в понятие «знание» включаются так же интуи­тивно принимаемые ценностные ориентации, идеалы, убеждения и предметы веры, ибо человек знает об их су­ществовании в своем сознании. В понятие «умение» вхо­дят нормы, навыки, методы, приемы, привычки, бессозна­тельные установки, определяющие действия человека в той или иной ситуации. Короче говоря, знание - то, что человек думает (содержание мышления), а умение - то, как человек действует. Принципиальная разница между знанием и умением та, что знание можно сообщить устно или письменно, а умение нужно показать, продемонстри­ровать, ибо описание всегда будет неполным.

Выделяются еще и «гибрид­ные», промежуточные смыслы. Идеалы, убеждения, пред­меты веры — это синтез рационального, эмоционального и волевого начала; они не только признаются разумом «наилучшими», но и чувственно переживаются и способ­ны побуждать к действию. Аналогично нормы и методы представляют собой «инструментальное знание» и не впи­сываются полностью в категорию «умения».

Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является индивидуальная психика, где эти сти­мулы зарождаются и движутся в психическом времени и пространстве. Для того, чтобы началась социальная коммуни­кация, коммуникант должен
опредметить, овеществить свои смыслы, т. е. воплотить их в содержании коммуни­кационного сообщения. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, дости­гая в конце концов своего реципиента. Для того, чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нуж­но распредметить смысловое содержание сообщения, т. е. понять его и включить понятые смыслы в свою психику, точнее, в индивидуальную память.

Социальная коммуникация оказывается весьма слож­ным процессом, где происходят операции опредмечивания и распредмечивания смыслов и переход смыслов из психического хронотопа в материальный хронотоп и снова впсихический хронотоп3. Смыслы, которыми владеет коммуникант, могут «опредметиться» двояко:

во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, письмо, рисунок);

во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жили­ща), где также воплощены знания и умения человека.

Ре­ципиент может использовать для постижения смыслов оба вида сообщений, и в обоих случаях есть свои проблемы. Казалось бы, предпочтительнее иметь дело с уст­ным или письменным посланием на знакомом естествен­ном языке, специально предназначенном для восприя­тия его данным реципиентом. Ведь смыслы, воплощенные в изделиях, нужно уметь извлечь, раскодировать и осмыс­лить, что, по-видимому, сложнее чтения текста на родном языке. Однако и в последнем случае адекватное понима­ние проблематично.

Единственный способ овладеть смыслами - их пони­мание. Понимание присутствует в двух умственных про­цессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное пони­мание. Когда же речь идет о понимании сообщения, име­ется в виду коммуникационное понимание. Познаватель­ное понимание - предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой.

Коммуникационное понимание может иметь три формы:

1. реципиент получает новое для него знание; комму­никационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание;

2. реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинный смысл, ограничиваясь