Файл: Закономерности формирования лексикограмматической системы в процессе речевого онтогенеза Подготовила Шибаева А. Л.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза

Подготовила: Шибаева А.Л.


В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма. Нарушение формирования речи у детей возникает, как правило, в следствие поражения ЦНС различного генеза, а также сочетания различных неблагоприятных факторов(биологических, социальных).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В НОРМЕ И ПРИ ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ

Стадии формирования значения слова

  • Ситуативная закреплённость
  • Предметная соотнесённость
  • Понятийная соотнесенность
  • Сигнификативное значение слова

Формирование лексико – грамматической системы

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. 

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер и появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоение знаний. Скорость овладения активным словарем протекает индивидуально, но особенно быстро словарь пополняется в последние месяцы 2-го года жизни.

К концу 2-го – началу 3-го годов жизни ребенок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова
, что является признаком грамматического изменения слов.

Со второго полугодия третьего года жизни ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа имен существительных; появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

По мнению Р.Е. Левиной, примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным. К семи годам, как отмечала А.А. Люблинская, словарь ребенка может составлять от 4500 до 5000 слов.

С учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка А.Н. Гвоздевым выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г. 3-х мес. до 1 г. 10-ти мес.). Этот период включает два этапа:
  • этап однословного предложения;
  • этап предложений из нескольких слов-корней.

  • Первый этап первого периода (1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения.

    Второй этап первого периода (1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.) – этап предложений из нескольких слов- корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, то есть в речи ребенка появляется фраза.



Первый этап второго периода характеризуется появлением первых форм слова. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении

На этом этапе отмечается расширение структуры пр едложения до 3-4

слов (Таня играет кука).

Второй этап второго периода – этап использования системы флексий для выражения связей слов (от 2-х лет 1-го мес. – до 2-х лет 6-ти мес.).

На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения. Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5–8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.

Третий этап второго периода

– этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2-х лет 6-ти мес. до 3-х лет).

В возрасте от 2-х лет 3-х мес. – 2-хлет 6-ти мес. ребенок использует такие первообразные предлоги, как В, НА, ОТ, К, ДЛЯ, БЕЗ, С, У. Но при употреблении более сложных предлогов

(ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД) наблюдаются аграмматизмы.

Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3-х до 7-ми лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические фор мы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой “фильтров”, накладываемых на использование общих правил.

Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.

Вывод

  • Характеризуя результаты усвоения грамматического строя русского языка, которых достигает ребенок к 8-ми годам, А.Н. Гвоздев пишет: “Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления”.
  • Практическое владение языком позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к новому этапу – овладение чтением, письмом и письменной речью, к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.