Файл: Общие особенности проектной деятельности. Окружение проекта. Организационная структура проекта. Основные типы структур организаций, осуществляющих внедрение ис. Организационная структура проекта. Ключевые слова.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функциональный руководитель подразделения, участвующего в проекте:
-
отвечает за своевременное обеспечение всех проектов необходимыми ресурсами; -
объединяет требования (часто конфликтующие) всех активных проектов в подразделении; -
осуществляет детальное планирование работ подчиненного персонала.
В большинстве случаев центральной фигурой в управлении проектом является менеджер проекта. Организация его управленческой деятельности в корне отличается от управления регулярно выполняемыми работами (см. таблицу 1.2) и это учитывается в содержании стандартов управления проектами.
Таблица 1.2. Различия между проектными и функциональными менеджерами
Менеджер проекта | Функциональный менеджер |
Имеет уникальную цель в каждом проекте, определенную в техническом задании | Организует регулярное исполнение ряда стабильных функций |
Руководит проектом, существование которого ограничено во времени | Руководит постоянно действующим подразделением |
Управляет временной командой, возможно, изменяющегося состава и двойного подчинения: менеджеру проекта и своему функциональному руководителю | Управляет относительно стабильным коллективом сотрудников |
Обычно в подчинении — команда разнопрофильных специалистов | Как правило, имеет в подчинении группу специалистов одной или смежных специальностей |
Может не быть специалистом в предметной области проекта | Обычно разбирается в предметной области лучше всех своих подчиненных |
По окончании каждого проекта может оказаться «временно безработным» | Стабильно занимает свою должность |
Карьера в основном «горизонтальная», рост состоит в управлении все более сложными, масштабными проектами | Стремится сделать «вертикальную» карьеру, занимая все более высокие посты в своей функциональной сфере |
Главная мотивация — бонус, зависящий от результатов проекта | Основная часть мотивации — стабильный, фиксированный оклад |
Концепция интегрального и прогнозирующего планирования означает, что планирование и контроль должны охватывать все участвующие в проекте подразделения в течение всего жизненного цикла проекта и учитывать: расписание проекта, стоимость, риски, технические аспекты создаваемого продукта. Проектная документация должна содержать комплекс взаимоувязанных планов, а процедуры контроля — их регулярную проверку. В качестве примера можно привести комплекс планов проекта, рекомендуемый для использования управления проектом внедрения в методологии MSF:
-
коммуникационный план; -
план разработки; -
план обучения; -
план мер безопасности; -
план тестирования; -
план финансирования; -
план развертывания; -
план закупок и материального обеспечения; -
план пилотного внедрения.
И последней составляющей триады концепций является организация работоспособной команды и управление этой командой. Для решения этих задач в каждом проекте предусматривается следующий комплекс работ по управлению человеческими ресурсами: планирование и подбор персонала, формирование команды, развитие команды проекта, управление командой проекта.
Характерные особенности проектных работ
Проекты, независимо от сферы деятельности, обладают целым рядом одинаковых особенностей. Распределение затрат времени и ресурсов в проекте описывается S-образной кривой (см. рис. 1.5), причем до 90% затрат приходится на этапы разработки-реализации.
Рис. 1.5. Типовое распределение затрат времени и ресурсов при выполнении проекта
Степень неопределенности оценок затрат на выполнение проекта изменяется в зависимости от этапа проекта, на котором такая оценка производится, и возможная величина погрешности сильно варьируется в зависимости от предметной области. Для проектов внедрения информационных систем можно воспользоваться «конусом неопределенности», рекомендованным для ИТ-проектов в методологии MSF [5] (см. рис. 1.6).
Рис. 1.6. Относительные значения погрешности в оценке параметров проекта
Стоимость внесения изменений в проект экспоненциально нарастает к концу проекта (см. рис. 1.7), а значит, выполнение всех рискованных работ необходимо планировать на ранние стадии проекта.
Рис. 1.7. Типовой график нарастания стоимости внесения изменений в проект
Следующей общей для всех проектов характеристикой является их зависимость от окружения, в котором проекты исполняются. «Успех проекта зачастую определяется не столько логическим или эффективным распределением ролей, обязанностей и ресурсов, сколько созданием работоспособной структуры связей различных внутренних частей проекта с внешними участниками» [1.4]. Зачастую снижение эффективности проектов, появление трудностей в их реализации связано с тем, что их цели, организация и методы управления несовместимы или конфликтуют с ключевыми элементами окружения. Относительно ИТ-проектов можно выделить следующие элементы окружения, оказывающие на них наиболее существенное влияние: структура организации
, степень ее знакомства с используемыми технологиями, конкуренция с другими проектами, местные, региональные и национальные организации, поставщики продуктов и услуг, пользователи результатов проекта.
Менеджеру необходимо перед началом проекта сформировать представление об окружении, организовать взаимодействие с его элементами и отслеживать изменения окружения, происходящие в процессе исполнения проекта.
Обзор окружения может осуществляться в разных формах, от случайного наблюдения до запланированного систематического обследования. Для структурированного представления информации может быть использован шаблон [1.4], показанный на рис. 1.8.
Рис. 1.8. Шаблон документирования обзора окружения
На шаблоне вся область окружения делится на секторы — сферы, влияющие на проект. Концентрическими окружностями разделяются группы элементов окружения в зависимости от возможности влияния на эти элементы со стороны проекта.
В соответствующих областях шаблона размещаются обозначения субъектов и факторов, важных с точки зрения проекта.
Под субъектом (или действующим лицом) понимается личность, группа, организация или учреждение, способное выполнить какое-либо действие и тем самым повлиять на проект. Примеры действующих лиц окружения для проектов внедрения информационных систем [1.6]:
-
руководство — лица, отвечающие либо за выделение бюджета разработки, либо за бюджет организации, где система будет использоваться; ответственные за стратегию развития компании; -
инвесторы — лица, которые вкладывают средства в организацию, разрабатывающую или использующую систему; -
пользователи — лица, которые непосредственно заинтересованы в возможностях или сервисах, предоставляемых системой; возможно существование таких пользователей, которые не взаимодействуют с системой напрямую, но используют результаты ее работы; -
обслуживающий персонал — обеспечивает эксплуатацию системы после запуска; -
утилизаторы — обеспечивают соблюдение требований законодательства по защите окружающей среды; -
обучающий персонал — организует подготовку специалистов для эксплуатации системы; -
покупатели — лица, которые платят за систему, но не участвуют в ее разработке и последующей эксплуатации; -
продавцы (маркетологи) — лица, во многом определяющие требования к системам массового спроса; -
эксперты по эргономике и эффективности — лица, заинтересованные в удобном и эффективном использовании системы; -
правительство — принимает официальные документы органов власти, регулирующие возможности использования системы; -
органы стандартизации — принимают стандарты (международные, национальные, корпоративные), влияющие на систему; -
общественное мнение — отражает географические и национальные особенности среды создания или применения системы; -
регулирующие органы — сертифицируют и разрешают эксплуатацию систем.
Факторы — это элементы окружения, которые не могут совершать действия, но влияют на проект самим фактом своего существования. Примерами факторов являются законы, постановления, традиции, тенденции, экономические, физические или какие-то другие условия и пр.
Для успешности проекта необходимо обеспечить его связи с окружением посредством организационных мероприятий и процедур управления.
К организационным мероприятиям относятся: создание формальных комитетов для координации, планирования и управления проектами; включение основных участников проекта в совет директоров, в группу советников или комитеты заинтересованных организаций; введение в проекте должности менеджера по взаимодействию с ключевыми фигурами окружения.
В процедурах управления целесообразно предусмотреть: приглашение ключевых действующих лиц для участия в совещаниях по проекту; рассылку им копий отчетов по проекту.
Работа менеджера проекта с выявленными факторами окружения предусматривает: учет влияния факторов при планировании и обосновании проекта; мониторинг изменения ключевых факторов и отражение изменений в планах проекта.
Пример специальных мероприятий, направленных на обеспечение взаимосвязи проекта с его окружением, приведен в таблице 1.3.
Таблица 1.3. Взаимодействие проекта с окружением
Задачи управления
проектами
Мероприятия, направленные на действующих лиц
Мероприятия, направленные на ключевые
факторы
1. Определение проекта
Вовлечь действующих лиц в процесс определения; если можно, использовать их идеи; объяснить им суть проекта; определить проблемы и негативные реакции
Включить первостепенные факторы в допущения планирования, идентифицировать налагаемые ими ограничения, которые влияют на определение проекта
2. Организация и формирование команды
Установить формальные, рабочие и неформальные отношения с действующими лицами; рассматривать их как членов команды проекта, при необходимости приглашать на совещания по проекту
Включить влияние факторов в организационную структуру; сообщить членам команды все ключевые факторы и прояснить их влияние на успех проекта