Файл: Реферат Роль И. Ньютона в формировании классической науки фио студента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

по дисциплине «История и онтология науки»
Реферат
Роль И. Ньютона в формировании классической науки


ФИО студента

Лазуто Евгений Анатольевич

Направление подготовки

Корпоративный юрист

Группа

ЮСТ-М-6_Д-2022-2



Москва 2022

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………6

Заключение …………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………17

Введение
Классическая наука Нового времени начинает свое развитие в ХVII в. В это время происходит окончательное становление науки как самостоятельной и независимой от теологии формы духовной жизни человечества.

Науку Нового времени характеризует открытие законов классической механики. На основе этих законов была сформулирована научная картина мира, которая получила название «классическая научная картина мира». Основной чертой классической науки является органическое соединение эксперимента и математики. Первостепенный вклад в развитие идей классической науки внесли Г. Галилей, И. Ньютон.

Исаак Ньютон – английский математик и естествоиспытатель, механик, астроном и физик, основатель классической физики. Он сформулировал основные законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, с научной точки зрения объяснил многие опытные данные (например, морские приливы). Он создал науку, основные идеи которой господствовали более 200 лет – до начала ХХ в. [1]


Исаак Ньютон завершил процесс становления классического естествознания, четко сформулировав механические законы всех процессов движения и взаимодействия макроскопических тел и создав для их описания математический язык бесконечно малых. В этом было отступление от атомистических воззрений, но это привело к значительному продвижению в описании и понимании природы. Несмотря на то, что в настоящее время его подход кажется естественным и очевидным на фоне абстрактных представлений современной физики, и с него начинают знакомство с этой наукой в школе, в то время понадобилось почти семьдесят лет, чтобы этот подход окончательно утвердился в умах ученых. Дав свое определение понятиям скорости, ускорения, силы, массы, Ньютон сформулировал законы динамики в виде связей между этими величинами. [2]

Велик вклад Ньютона и в математику, и в оптику, однако, фундаментом классического естествознания стала созданная им механика, которая не только навела порядок в огромном эмпирическом материале, накопленном многими поколениями ученых, но и дала в руки людей мощный инструмент однозначного предсказания будущего в широкой области объектов и явлений природы. Причины перемещения тел в пространстве, закономерности этих перемещений, способы их адекватного описания всегда были в центре внимания человека, так как непосредственно касались наиболее близкой религиозному сознанию области естествознания, а именно – движения небесных тел.

Поиск закономерностей этих движений был для человека не столько связан с удовлетворением научной любознательности, сколько преследовал глубокую религиозно-философскую цель: познать смысл бытия. Поэтому такое значение во все времена уделялось астрономическим наблюдениям, тщательной фиксации мельчайших подробностей в поведении небесных тел, интерпретации повторяющихся событий. [3]

Роль Ньютона в становлении классической науки является ключевой. Идеи Ньютона распространились на разные сферы науки. Можно говорить об их влиянии на геологические представления того времени. Важнейшим фактором такого широкого резонанса явилась сквозная для творчества Ньютона тема единства мира. Также необходимо подчеркнуть, что теологическом измерении творчества Ньютона тема единства мира была тесно связана с идеей всемогущего Творца. Могущество Бога было для Ньютона первичным и куда более важным аспектом, нежели христианское сострадание и любовь, поэтому для него столь важную роль играла и тема пророчеств, — он предложил и свой вариант даты конца света. Для Ньютона соответствие пророчеств фактам доказывало всемогущество Бога. Власть Бога распространялась на человеческую историю в той же мере, в какой она охватывала и мир Природы; именно эта власть обеспечивала единство мира. Необходимо отметить также роль Ньютона, как Алхимика. В алхимической идее о способности одних элементов превращаться в другие ему были особенно важны темы единства материи и практического освоения природы. Возможности человека в познании вещества, иерархии частиц и сил ограничены только возможностями экспериментальной техники.



Также роль Ньютона в оформлении новой парадигмы, основанной на принципе дальнодействия и новом для физики понятии силы также нельзя не оценить. Однако сила интерпретировалась им феноменологически, как неизвестная причина наблюдаемого эффекта. Ньютон отвергал «метафизическую» трактовку Г.В. Лейбницем силы внутреннего принципа самодействия монад. [4]


Основная часть
Процесс становления классической науки в контексте влияния Ньютона на эти процессы.
Процессы становления классической науки тесно связаны с появлением науки в собственном значении этого слова. Первоначально наука возникает в форме экспериментально-математического естествознания. Период XVIII – XIX вв. считается периодом так называемой классической науки, и характеризуется в первую очередь мощным развитием физики, а также астрономии, химии и биологии. Наука классического периода носит объективный характер в исследованиях, как единственно верный способ познания мира, т.е. исследования объекта (предмета) самого по себе.

Но и до XVI века были выдающиеся учёные-философы, оказавшие сильное влияние на развитие и становление классической науки. Можно даже считать, что истинный фундамент классической науки был заложен в Древней Греции, начиная примерно с VI в. до н. э., когда на смену мифологическому мышлению пришло рационалистическое. Эмпирия дополняется научной методологией: устанавливаются правила логических рассуждений, вводится понятие гипотезы , появляется целый ряд гениальных прозрений, как например теория атомизма. В Западной Европе XVI-XVII вв постепенное становление классической науки совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму. Начавшееся бурное развитие производительных сил (промышленности, горное и военное дело, транспорт и т.п.) потребовало решения целого ряда технических задач, что в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых наиболее значительной была механика. Укрепилась идея о возможности изменения природы и приспособления её под нужды человека на основе познания её закономерностей, все больше осознается практическая ценность научного знания.

Становление классической науки часто называется термином редукционизм. Этот термин означает методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных более простым явлениям (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Полученное таким образом знание становится эмпирически выверенным материалом для философии при исследовании стандартов научности и структуры самой классической науки. Классическая наука определяется совокупностью критериев:


- научность нацелена на конкретный объект, то есть считается объективной; - наука достоверна;

- отдаётся большой приоритет эмпирическому методу познания, то есть для получения научного знания основными методами стали: эксперимент, наблюдение, измерение;

В период становления классической науки, учёными-философами были сделаны открытия в таких областях как: медицина, биология, астрономия, физика, математика и т.д. Биология и зоология рассматривались как части натурфилософии (философии природы). Вкупе с остальными открытиями, сформировалась теория философии науки в целом. Особенно выделились следующие научно-философские воззрения:

а) опора на разум (мышление) «Я мыслю, следовательно, существую»;

б) доминирование естественных наук – математика, физика («Книга природы написана на языке математики»);

в) экспериментальный метод и его господство (мысленный эксперимент); г) поиск законов природы. Развитие науки внесло свой вклад в разработку методологии.

Методология — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Характерными чертами методологии классической науки стали:

- финализм – стремление к достижению абсолютно истиной системы знания. - имперсональность – рассмотрение знания как объективно сущего, элиминация субъекта как носителя ценностей.

- наивный реализм – признание зеркального соответствия знаний действительности. - динамизм – установка на понимание окружающего мира как жестко детерминированного, где нет места случайности. Случайность рассматривалась как отражение меры незнания.

- сумматизм – ориентация на сведение сложного к простому. Целое рассматривается как сумма частей.

- механицизм – преувеличение возможностей механики как способа миропонимания. Мир и человек рассматривались как машины, механизмы.

- каузальность – всё в мире связано естественными причинами. - соединение эмпирической и практической деятельности. Эволюция этого процесса шла 14 веков.

- гипотетико-дедуктивный метод – логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация. (Галилей: «пустотная механика», которая базировалась на принципах индукции и мысленного эксперимента). Логика мысленного эксперимента: «если бы совершенно устранить побочные эффекты эмпирического уровня, то …».


Таким образом, наиболее выделились следующие типы классической научности:

а) биологический тип научности (характеризуется эволюционными изменениями);

б) математический тип научности (характеризуется ориентиром на стандарт математики); в) гуманитарный тип научности (появился при реконструкции имеющихся знаний, позволяя одновременно мыслить и познавать).

Хронологически становление классического естествознания начинается примерно в XVI-XVII вв. и заканчивается на рубеже XIX-XX вв. Данный период можно условно разделить на 2 этапа: 1) этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.); 2) этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX -начала XX в.).[5]

  • Этап механистического естествознания

Начало этого этапа совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил (промышленности, горное и военное дело, транспорт и т.п.) потребовало целого ряда технических задач, что в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых наиболее значительной была механика. Укрепилась идея о возможности изменения природы и приспособления ее под нужды человека на основе познания ее закономерностей, все больше осознается практическая ценность научного знания.

Этап механистического естествознания можно разделить на 2 ступени – доньютоновскую и ньютоновскую. Первая связана с революционного новыми учениями Коперника, Браге, Бруно XVII в. о существовании солнечной системы и наличия бесчисленных множеств других миров.

Так, Н.Коперник сформулировал теорию гелиоцентрической Вселенной, а Д. Бруно - идею о единой, бесконечной и неподвижной Вселенной.

Вторая ступень познания связана с именами Галилея, Кеплера и Ньютона XVIII в. Основные идеи их теорий заключалась в изучении проблем движения объектов.

Впервые проблематика движения появилась в работах Г. Галилея. Р. Декарт определил природу как протяженную субстанцию и был сторонником картезианской теории движения. П.Гассенди и Х. Гюйгенссоздали атомистическую теорию движения. Важное значение на данном этапе развития науки имели также работы родоначальника эмпиризма Ф. Бэкона (наука как средство господства человека над природой, идеал науки есть техника, необходимость создания истории науки и техники, а также учета социальной значимости науки), Р.Бойля (эксперимент), Р.И. Бошковича (атомы как центры сил) и др.