Файл: Гуманистическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении эмоций важно знать, какие из них в других людях невыносимы для вас. Совершенно точно - вы не принимаете эти чувства у самих себя.

Универсальная техника саморегуляции, подходящая и нужная во всех случаях - умение принимать самые разные чувства других людей. Для этого нужно научиться принимать любые свои чувства. Вы можете запрещать себе чувства, но они никуда не исчезнут. Примите всю полноту и насыщенность своей природы. Замечайте проявления чувств окружающих вас людей, близких. Наблюдайте, называйте, фиксируйте изменения. Держитесь отдельно и следите за этим.

К эффективным методам борьбы со стрессом относятся различные способы расслабления.

Формирование способности к адекватной самооценке

Рефлексия собственных состояний и адекватная их оценка позволяет педагогу-психологу поддерживать контакт с собой, более успешно регулировать собственное поведение, вовремя замечать деструктивные состояния и принимать меры.

Центральным механизмом, регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека -представление человека о самом себе, образ самого себя, образ «Я» и собственное отношение к нему. Способность к адекватной самооценке весьма важна для психолога, так как психолог должен осознавать границы своей профессиональной компетентности и возможностей как специалиста при работе с различными запросами.

Формирование честности и искренности

Являясь условием успешности прямой коммуникации с людьми, проявление честности и искренности требует от личности усилий в области рефлексии и саморегуляции.

Что такое искренность:

  • искренность - это способность отказаться от обмана не только в социальной среде, но и наедине с самим собой;

  • искренность - это способность человека открыто воспринимать все новое, что приносят ему люди и окружающий мир.

Преимущества искренности:

  • искренность несет освобождение от лжи, лицемерия, двуличия;

  • искренность даст силы для достижения единства мысли и слова;

  • искренность дает радость от естественности поведения и неподдельности реакций;

  • искренность дает возможность всегда оставаться самим собой;

  • искренность дает надежду на понимание.


Благодаря искренности мы можем оставаться самими собой, можем правдиво высказываться, выражать мысли и чувства такими, какими они являются на самом деле, без прикрас. Если присутствует искренность, то есть место доверию. Если перед вами аудитория, то искренность располагает се к вам. Лицемеры, лгуны, двуличные люди рискуют потерять свое настоящее «Я», потому что всегда ведут себя неестественно, прикидываются, говорят неправду.

Как достичь искренности:

  • вера. Религиозность пробуждает лучшие качества человека -в их число непременно входит искренность;

  • чтение классической и духовной литературы. По-настоящему хорошая литература обращается к наиболее позитивным сторонам личности, призывая и приучая к искренности, правдивости и естественности;

  • межличностное общение. Общаясь с людьми, которые являются образцом честности и искренности, человек воспитывает в себе эти добродетели;

  • воспитание в семье. Родители, подающие детям пример искренности, и сами становятся более искренними;

  • самосовершенствование. Нужно научиться бороться с излишней опасливостью, мягкостью, нерешительностью. Развивая в себе самоуважение, человек приближается к искренности.

В формате индивидуальной и групповой психологической работы следует понимать, что честность и искренность важны при выражении чувств и своего отношения, но не менее важна форма, в которой излагается это отношение. Излишняя прямота вызывает сопротивление и агрессию, не способствуя установлению доверительного контакта. Честность и искренность в большей степени связаны с проявлением аутентичности личности психолога, выражение чувств и отношения допустимо в корректной форме, в то же время прямые или провокационные проявления возможны только при учете условий контакта, личности клиента, специфики коммуникаций и стратегической психологической целесообразности.

Я считаю, что профессиональные качества у человека формируются в период обучения, с началом профессиональной деятельности он начинает активно реализовывать их со временем приобретает профессиональный навык, соответствующий профессии. Именно от заложенных профессиональных качеств и приобретенных профессиональных навыков зависит успешное построение карьеры и реализация себя как специалиста.




Личностные и профессиональные качества являются результатом воспитания. Влияние родителей, общее настроение в семье, поддержка родных и близких позволяют человеку чувствовать себя увереннее, ставить перед собой цели и легко их достигать.
Человек может сам развиваться и корректировать качества именно для себя. Самое главное, чем должен обладать успешный человек, независимо от карьерного уровня и профессии – это уверенность в себе и в своих силах. Это является базисом любой сферы деятельности и результатом саморазвития.
Существует масса тренингов и теоретического материала на тему личных качеств, которые стоят того, чтобы уделить время их изучению.


3. Я считаю, что имидж практического психолога, работающего в системе образования, оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого. К сожалению, далеко не все психологи учитывают тот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, психологической культуре и является важным показателем профессионального мастерства.
Имидж – это социально-желательный образ, т.е человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя в том числе наиболее эффективную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Американские специалисты по имиджу подчеркивают важность впечатления, остающегося у аудитории после общения с профессионалом.
Профессиональный психолог должен быть привлекательным, эмпатичным, открытым, вызывать симпатию. Он должен излучать уверенность, твердость.
Внешний облик не только отражает внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но довольно определенно очеркивает и социальную позицию субъекта.
Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции:




  • зрение – 75%;



  • слух – 13%



  • прикосновение – 6%;



  • запах – 6%.



Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.
1. Зеркальный имидж личности – представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.
2. Имидж целевой аудитории – представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках целевой аудитории.
3. Внутренний имидж личности – представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.
4. Визуальный имидж – представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:


  • невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

  • ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.);

  • физические данные;

  • индивидуальный стиль в одежде;

  • манеры (воспитанность);

  • знание этикета;

  • осанка;

  • искусство контакта взглядом.


5. Аудиальный имидж – представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:


  • паравербальный фактор (данные голоса);

  • вербальный фактор (риторика).


6. Кинестетический имидж – представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:


  • психологическое пространство;

  • физический контакт (рукопожатие).


7. Обонятельный имидж – представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).
Профессиональный имидж практического психолога – это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Его составляющими являются:



  • профессиональная компетентность;

  • психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);

  • социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования, наличие / отсутствие физических дефектов);

  • визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, аккуратная прическа, ограничения в использовании украшений и косметики).


Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.).
Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в 
своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:

  • целостность восприятия собственного образа;

  • адекватная самооценка;

  • знание особенностей своего характера.


М. Килошенко в своей работе «Психология моды» говорит о том, что формирование имиджа – это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». Имидж – это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. Имидж часто рассматривают как абстрактный, «отчужденный» от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим.
Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность. В 
структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих его основу, так называемые имиджевые константы.
Имиджевые константы в случае, если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «добродетельность», «общая позитивность образа» и т.д., должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу (Килошенко М., 2001).
В настоящее время существуют различные методики создания нового имиджа, но большинство из них малоэффективно, поскольку не решает всего комплекса проблем, стоящих перед людьми.
Обобщая опыт работы в данном направлении, нами была разработана методика самоимиджирования, положенная в основу семинара-тренинга «Я – в главной роли!». Название выбрано согласно одной из