Файл: Особенности гражданскоправового статуса Центрально банка рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2022
Особенности гражданско-правового статуса Центрально банка РФ
Независимость статуса Центрального банка Российской Федерации как основного элемента правого статуса Банка, закреплена в ст. 75 Конституции РФ, в ст. 1 и 2 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 и другими федеральными законами.
Особенностью гражданско- правового положения ЦБ Российской Федерации является то, что он, не будучи государственным органом, обладает государственно-властными полномочиями.
Из-за особого статуса Банка России как юридического лица возникает множество дискуссий, касательно того, следует ли его относить к органам государственной власти.
Некоторые авторы относят ЦБ Российской Федерации к особым образованиям, имеющим смешанную правовую природу и именуемым юридическими лицами публичного права.
Так, Е.Н. Пастушенко и А.С. Земцов определяют статус Центрального банка, взяв за основу статус его служащих. Касаясь банковских служащих, они делают вывод, что ЦБ Российской Федерации есть «единичный субъект индивидуальной группы участников правоотношений», «имеет уникальный правовой статус»2.
Ученые полагают, что статус ЦБ Российской Федерации можно определить, «исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями»
Е.В. Касевич и Д.М. Аржановская пишут: «В связи с тем, что в российском законодательстве отсутствует четкое определение правового статуса ЦБ Российской Федерации, в настоящее время ЦБ Российской Федерации фактически обладает признаками, присущими публичным учреждениям, и признаками, присущими организациям, занимающимся частной практикой»1, поэтому Банк − это государственный орган с особым конституционно-правовым статусом, не относящийся ни к одной из ветвей власти. Их аргументы также сводятся к тому, что ЦБ реализовывает свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000. № 268-О).
Ряд ученых относят Центральный банк к органам государственной власти. Подчеркивая особый статус Банка России, они включают его в особую группу государственных органов.
О государственном характере правового статуса ЦБ говорит также А.В. Золотухина, полагая, что Банк России можно «приписать к органам государственной власти, т. к. он обладает рядом признаков, присущих данным органам, в частности, образован в установленном государством порядке; наделен полномочиями государственно-властного характера; решает задачи, определенные государством; обладает внутренней организацией, структурой2.
Проанализировав мнения ученых по данному вопросу, полагаю, что практически в каждой точке зрения есть рациональное зерно и достаточно аргументов.
Однако, по моему мнению, ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Особенности расчетов банковскими картами: законодательство и практика
Согласно статистике ЦБ РФ, в Российской Федерации безналичный денежный оборот занимает около 80% от всего денежного оборота в стране. Безналичные расчеты осуществляются путем обращения средств в безналичной форме, с помощью таких форм, как чек,
платежное поручение, аккредитив, инкассо, но основное средство безналичного платежа физических лиц – это банковская карта.
В современных условиях банковские карты получают все большее распространение в повседневной жизни, вытесняя из нее наличные денежные средства.
-
С 10 апреля 2005 года вступило в силу положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»1 №266-П, регламентирующее расчеты на основе пластиковых карт.
В данном положении банковская карта определяется как вид платежных карт, как инструмент безналичных расчетов для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом, средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Банковские карты – это инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения держателями операций с денежными средствами, находящимися у эмитента (п. 1.4 № 266-П).
Формой безналичных расчетов, не предусмотренной Гражданским кодексом РФ, но вполне допустимой, согласно норме его п. 1 ст. 862, являются безналичные расчеты, совершаемые посредством использования банковских карт: «..именных денежных документов, выпущенных банковским или иным специализированным кредитным (торговым) учреждением, удостоверяющий наличие в соответствующем учреждении счета владельца»... «карточки и дающий право на приобретение товаров и услуг в розничной торговой сети без оплаты наличными деньгами».
При расчетах по операциям с банковскими картами плательщик (держатель карты) вступает в отношения только с банком-эквайрером при получении наличных денежных средств, т. е. с банком, который не ведет счета плательщика. При совершении операции в организации торговли плательщик вообще не дает поручения никакому банку, так как это делает сама организация торговли. Следовательно, квалификация операций с банковскими картами как перевод кредита невозможна.
В судебно-арбитражной практике было рассмотрено дело, в материалах которого суд выразил мнение о том, что расчеты по операциям с банковскими картами осуществляются по инициативе эмитента. Как представляется, данный подход не укладывается ни в одну из двух существующих на сегодняшний день систем перевода средств: кредитовую и дебетовую. Кроме того, он не соответствует фактическим обстоятельствам перевода: эмитент как банк плательщика не имеет ни практического смысла, ни юридической возможности по его инициированию.
Из форм безналичных расчетов, прямо урегулированных Гражданским кодексом РФ, видом перевода дебета являются расчеты по инкассо. Суть данной формы расчетов заключается в том, что банк обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа или акцепта платежа1. Расчеты по операциям с банковскими картами не подпадают под эту категорию, хотя являются близкими к ней. Между данными видами расчетов существует одно существенное различие. При расчетах по инкассо ни банк-эмитент, ни исполняющий банк не принимают самостоятельных обязательств по исполнению инкассового поручения (ст. 874 – 876 ГК РФ). При расчетах по операциям с банковскими картами эмитент принимает самостоятельные обязательства по исполнению расчетного документа, составленного с использованием банковской карты, то есть по платежу. Это прямым образом следует из осуществления авторизации.
В связи с рассматриваемой особенностью необходимо соотнести расчеты по операциям с банковскими картами с расчетами по аккредитиву – единственной формой расчетов, прямо урегулированной в действующем законодательстве, предусматривающей самостоятельные обязательства банков, участвующих в расчетах (п. 1ст. 867 ГК РФ, п. 2ст. 869 ГК РФ).
Расчеты по операциям с банковскими картами не могут быть отнесены к расчетам по аккредитиву, поскольку расчеты по аккредитиву начинаются по инициативе плательщика при подаче заявления обслуживающему банку об открытии аккредитива.
Расчеты по операциям с банковскими картами не предполагают поручения держателей карт обслуживающим банкам. Кроме того, аккредитивная форма расчетов предусматривает обязанность получателя средств совершить определенные действия (п. 1 ст. 870 ГК РФ), тогда как правила о расчетах по операциям с банковскими картами подобной обязанности получателя средств не содержат. В силу этой особенности расчеты по операциям с банковскими картами, несмотря на их специфические черты, все же могут быть отнесены к переводам, которые также не предусматривают дополнительных обязанностей.
Таким образом, расчеты по операциям с банковскими картами представляют собой вид перевода дебета. По своей сути к ним наиболее близко стоят расчеты по инкассо. В части наличия самостоятельного обязательства банка-эмитента расчеты по операциям с банковскими картами имеют общие аспекты с расчетами по аккредитивам.