Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3 Инфляция в России
3.1. Причины инфляции в России
В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.
Во-первых, с конца 20-х годов в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных рыночных структур.
Во-вторых, в итоге длительного исторического развития в бывшем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспропорциональность в экономике: с одной стороны, шел бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства производства, а с другой — наблюдался крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измотанное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. «По данным статистики, доля отраслей группы А во всем промышленном производстве составляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%.»[7,с.74]
В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах — 15—25%. «Если взять за основу ВВП, то минимум половина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада — максимум 25—30%).»[7,с.74]
«В-четвертых, доля фонда потребления ВВП бывшего СССР составляла не более 25—30% против 60—65% в развитых странах. Доля заработной платы
в СССР была также беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.»[7,с.74]
Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер.
И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции
, а на отдельные товары — гиперинфляции. Правда, в стране проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплелась с инфляцией издержек, что носит опасный характер и угрожает тяжелыми социально-экономическими последствиями.
В развивающихся странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития. Поэтому в Чили, также как и в России, инфляция держится в «галопирующих пределах», среднегодовой прирост цен составляет 20-40%.
Среди факторов инфляции выдвигаются:
Структурные факторы инфляции не только обуславливают ускорение роста цен, то есть создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются устранить
путем дефицитного финансирования, то есть при помощи печатного станка, а с другой – привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате возникли огромные внутренние и внешние долги.
В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением сильной валюты перед национальной валютой, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но и наоборот, приводит к «бегству» капиталов из страны.
Высокий уровень инфляции и ее устойчивость существовал на протяжении долгого периода (1983-1989гг.). За это время команда правительственных экономистов демонтировала и децентрализовала чилийское государство. План включал в себя приватизацию благотворительных и социальных программ, дерегуляцию рынка, сворачивание профсоюзов, и полное переписывание законов и конституции. Все это происходило в отсутствии демократии.
В результате экономика превратилась в самую нестабильную в Латинской Америке и по очереди испытывала глубокие падения и запредельные взлеты. Однако если взять среднее по всему этому хаотическому развитию, то темпы роста чилийской экономики за 16-летний период окажутся среди самых медленных в Латинской Америке. Также возникло огромное неравенство доходов. Большая часть работающих, после поправки на инфляцию, реально получала в 1989 году меньше, чем в 1973, в то время как доходы богатых были значительно высоки.
Таким образом, причины возникновения инфляции в России и в развивающихся странах, имеют много общих оснований. Хотя протекание инфляционного процесса, в силу разного уровня экономического развития, национальных особенностей, происходит по-разному.
3.2. Антиинфляционная политика.
Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.
Поскольку рыночные отношения в России только формируются, то необходимо, прежде всего, определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.
Основными направлениями антиинфляционной политики Чили является дерегулирование товарных рынков, то есть создание благоприятных условий для функционирования свободного рынка в Чили, и рынков факторов производства, а также укрепление государственных финансов.
Главную роль в антиинфляционной политики Чили, также как и в России, занимает Центральный банк. Современная политика чилийского Центрального банка направлена на сдерживание инфляции и обеспечение плавающего валютного курса. Но перед правительством стоит дилемма: чему отдать предпочтение — борьбе с инфляцией или реальному экономическому равновесию, а также корректировке реального обменного курса. При высоком уровне инфляции фиксированный валютный курс способствует непосредственной реальной ревальвации, если инфляция не снижается непосредственно благодаря влиянию базовой валюты. Но реальная ревальвация приводит к росту дефицита платежного баланса, который необходимо финансировать соответствующим притоком капитала. Показательно, что фиксирование валютного курса в рамках обширной программы реформирования, которая ставит целью укрепление государственных финансов, реально может привлечь иностранный капитал.
Большое значение в антиинфляционной политики имеет ослабление жесткой финансово-кредитной политики, направленной на сокращение разрыва между уровнем роста ВВП и внутреннего потребления.
Правительство Чили использовало и в дальнейшем применяет монетарные способы борьбы с инфляцией, которые оказывают благоприятное действие на развитие экономики. Так в 80-х годах чилийские экономисты внедрили свою программу для развития экономики страны. Большинство их предложений базировалось на теории сравнительных преимуществ. Важнейшей мерой реформы было снижение импортных пошлин, которые составляли 1000% к обычному уровню в 10%. Это подвигло Чили к тому, чтобы стать страной с рыночной экономикой, в которой производители должны участвовать в конкуренции и быть конкурентоспособными, чтобы оставаться в бизнесе. Более низкие пошлины на импорт товаров уменьшали стоимость импортируемого оборудования, что и поощряло инвестиции в экономику.
В настоящее время правительство страны также применяет монетарные методы. Больших успехов в этом добился Карлос Массад, глава Центрального банка в Чили. Он стал разработчиком одной из самых выдающихся реформаторских программ, его приверженность независимой монетарной политике и свободным рыночным отношениям позволила экономике в Чили стать одной из наиболее стабильных в регионе.
Однако в России наблюдается противоположная ситуация. Экономическая политика России, формируемая в период роста инфляции, показала, что слепое следование рекомендациям монетаристов («сдавливание» кредита и денежной массы) не всегда дает необходимый эффект. Ошибка монетаристов заключается не в том, что они связывают инфляцию с денежной массой, а в том, что исходят от однофакторной модели инфляционного процесса. Они видят лишь одностороннюю причинно-следственную связь денежной массы с инфляцией. В действительности же причинно-следственные связи между денежной массой и ростом цен меняются местами как во времени, так и в пространстве.
Исследование законов денежного обращения показывает, что в инфляционном процессе переплетаются множество факторов: стоимостное выражение находящейся в обращении массы, прирост кредита за соответствующий период. Причинно-следственные отношения между этими компонентами весьма подвижны. В одних условиях рост денежной массы становится стимулом роста цен, а, следовательно, и инфляции. В другой экономической обстановке рост денежной массы служит не причиной, а следствием роста цен. В теории монетаризма присутствует только одна априорная односторонняя связь: между денежной массой и ценами. Другие факторы,
3.1. Причины инфляции в России
В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.
Во-первых, с конца 20-х годов в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных рыночных структур.
Во-вторых, в итоге длительного исторического развития в бывшем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспропорциональность в экономике: с одной стороны, шел бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства производства, а с другой — наблюдался крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измотанное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. «По данным статистики, доля отраслей группы А во всем промышленном производстве составляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%.»[7,с.74]
В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах — 15—25%. «Если взять за основу ВВП, то минимум половина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада — максимум 25—30%).»[7,с.74]
«В-четвертых, доля фонда потребления ВВП бывшего СССР составляла не более 25—30% против 60—65% в развитых странах. Доля заработной платы
в СССР была также беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.»[7,с.74]
Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер.
И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции
, а на отдельные товары — гиперинфляции. Правда, в стране проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплелась с инфляцией издержек, что носит опасный характер и угрожает тяжелыми социально-экономическими последствиями.
В развивающихся странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития. Поэтому в Чили, также как и в России, инфляция держится в «галопирующих пределах», среднегодовой прирост цен составляет 20-40%.
Среди факторов инфляции выдвигаются:
-
проблемы финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство факторов инфляции. -
структурные факторы -
диспропорциональность между ускоренным ростом цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйственные товары («ножницы цен»)
Структурные факторы инфляции не только обуславливают ускорение роста цен, то есть создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются устранить
путем дефицитного финансирования, то есть при помощи печатного станка, а с другой – привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате возникли огромные внутренние и внешние долги.
В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением сильной валюты перед национальной валютой, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но и наоборот, приводит к «бегству» капиталов из страны.
Высокий уровень инфляции и ее устойчивость существовал на протяжении долгого периода (1983-1989гг.). За это время команда правительственных экономистов демонтировала и децентрализовала чилийское государство. План включал в себя приватизацию благотворительных и социальных программ, дерегуляцию рынка, сворачивание профсоюзов, и полное переписывание законов и конституции. Все это происходило в отсутствии демократии.
В результате экономика превратилась в самую нестабильную в Латинской Америке и по очереди испытывала глубокие падения и запредельные взлеты. Однако если взять среднее по всему этому хаотическому развитию, то темпы роста чилийской экономики за 16-летний период окажутся среди самых медленных в Латинской Америке. Также возникло огромное неравенство доходов. Большая часть работающих, после поправки на инфляцию, реально получала в 1989 году меньше, чем в 1973, в то время как доходы богатых были значительно высоки.
Таким образом, причины возникновения инфляции в России и в развивающихся странах, имеют много общих оснований. Хотя протекание инфляционного процесса, в силу разного уровня экономического развития, национальных особенностей, происходит по-разному.
3.2. Антиинфляционная политика.
Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.
Поскольку рыночные отношения в России только формируются, то необходимо, прежде всего, определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.
Основными направлениями антиинфляционной политики Чили является дерегулирование товарных рынков, то есть создание благоприятных условий для функционирования свободного рынка в Чили, и рынков факторов производства, а также укрепление государственных финансов.
Главную роль в антиинфляционной политики Чили, также как и в России, занимает Центральный банк. Современная политика чилийского Центрального банка направлена на сдерживание инфляции и обеспечение плавающего валютного курса. Но перед правительством стоит дилемма: чему отдать предпочтение — борьбе с инфляцией или реальному экономическому равновесию, а также корректировке реального обменного курса. При высоком уровне инфляции фиксированный валютный курс способствует непосредственной реальной ревальвации, если инфляция не снижается непосредственно благодаря влиянию базовой валюты. Но реальная ревальвация приводит к росту дефицита платежного баланса, который необходимо финансировать соответствующим притоком капитала. Показательно, что фиксирование валютного курса в рамках обширной программы реформирования, которая ставит целью укрепление государственных финансов, реально может привлечь иностранный капитал.
Большое значение в антиинфляционной политики имеет ослабление жесткой финансово-кредитной политики, направленной на сокращение разрыва между уровнем роста ВВП и внутреннего потребления.
Правительство Чили использовало и в дальнейшем применяет монетарные способы борьбы с инфляцией, которые оказывают благоприятное действие на развитие экономики. Так в 80-х годах чилийские экономисты внедрили свою программу для развития экономики страны. Большинство их предложений базировалось на теории сравнительных преимуществ. Важнейшей мерой реформы было снижение импортных пошлин, которые составляли 1000% к обычному уровню в 10%. Это подвигло Чили к тому, чтобы стать страной с рыночной экономикой, в которой производители должны участвовать в конкуренции и быть конкурентоспособными, чтобы оставаться в бизнесе. Более низкие пошлины на импорт товаров уменьшали стоимость импортируемого оборудования, что и поощряло инвестиции в экономику.
В настоящее время правительство страны также применяет монетарные методы. Больших успехов в этом добился Карлос Массад, глава Центрального банка в Чили. Он стал разработчиком одной из самых выдающихся реформаторских программ, его приверженность независимой монетарной политике и свободным рыночным отношениям позволила экономике в Чили стать одной из наиболее стабильных в регионе.
Однако в России наблюдается противоположная ситуация. Экономическая политика России, формируемая в период роста инфляции, показала, что слепое следование рекомендациям монетаристов («сдавливание» кредита и денежной массы) не всегда дает необходимый эффект. Ошибка монетаристов заключается не в том, что они связывают инфляцию с денежной массой, а в том, что исходят от однофакторной модели инфляционного процесса. Они видят лишь одностороннюю причинно-следственную связь денежной массы с инфляцией. В действительности же причинно-следственные связи между денежной массой и ростом цен меняются местами как во времени, так и в пространстве.
Исследование законов денежного обращения показывает, что в инфляционном процессе переплетаются множество факторов: стоимостное выражение находящейся в обращении массы, прирост кредита за соответствующий период. Причинно-следственные отношения между этими компонентами весьма подвижны. В одних условиях рост денежной массы становится стимулом роста цен, а, следовательно, и инфляции. В другой экономической обстановке рост денежной массы служит не причиной, а следствием роста цен. В теории монетаризма присутствует только одна априорная односторонняя связь: между денежной массой и ценами. Другие факторы,