Файл: Реферат по учебной дисциплине Социологический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ГЛАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ


РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине

«Социологический практикум»

на тему: «Этнографический метод исследования в социологии»

Студента группы С-20

очной формы обучения

Направления подготовки

39.03.01 Социология

Гуляев М.С.

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Ковырзина Карина

Дмитриевна

Оценка______________

г. Донецк – 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Социологические методы исследования…………………………3

2. Этнография…………………………………………………………..4

3. Этнографическое исследование……………………………………5

4. Методы этнографии…………………………………………………7


5. Виды этнографических исследований…………………………….9


6. Преимущества и недостатки………………………………………..10

7. Заключение……………………………………………………………12

8. Список литературы…………………………………………………...13

Социологические методы исследования

Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

разведывательное;

описательное;


аналитическое.

Этнография

Этнография – это описательное исследование определенной человеческой культуры или процесс проведения такого исследования. Это подход к сбору качественных данных, обычно используемый в социальных науках и науках о поведении. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (что означает «народ» или «нация») и «графо» (что означает «пишу»). Очень распространенным примером этнографического исследования является этнограф, приезжающий на остров, живущий в его сообществе в течение многих лет и исследующий его людей и культуру путем постоянного наблюдения и участия. Несколькими важными элементами этнографического исследования являются значение контекста, подробное описание людей и их жизни, а также целостный и качественный анализ собранных данных

Этимология • «Этнография» (от греч.) = «описание людей» – «ethnos» (люди) – «graphei» (описание) • Таким образом, этнографический метод нацелен на «описание людей» • Детальный анализ определенного сообщества с точки зрения его норм, традиций, ценностей

Это углубленное изучение образа жизни группы людей в их естественной среде. Как правило, они очень глубокие и долгосрочные и нацелены на полное (или «обстоятельное») многослойное описание культуры группы людей. Совместное наблюдение обычно является основным используемым методом, но исследователи будут использовать все другие доступные методы для получения еще более полных данных, таких как интервью и анализ любых документов, связанных с этой культурой.

Этнографическое исследование

Что такое этнографическое исследование?

Этнография была популяризирована антропологией, но используется в широком спектре социальных наук.

Метод качественного исследования, при котором исследователь наблюдает за объектом исследования изнутри, погружаясь в естественную среду, в которой живет/работает/покупает целевая аудитория.

Для чего используется этнографическое исследование


  • Понимание потребностей, желаний и мотивации целевой аудитории

  • Изучение привычек, повседневных практик, образа жизни целевой аудитории

  • Изучение рынка во время или после значительных изменений (напр., социально-экономических потрясений, кризиса)

Какие задачи решает этнографическое исследование?



  • Посещение места жительства, работы или совершения покупок с фиксацией особенностей и дальнейшем анализом данных

  • Сбор большого массива качественных данных, в том числе аудио-, фото- и видеоматериала

  • Проведение «контекстуальных» интервью, в живой для интервьюируемого среде, позволяющих фиксировать не только ответы респондента, но и прочие, невербальные реакции

  • Фиксация различий между тем, что говорит респондент, и тем, как он действует

Преимущества метода


  • Информация «из первых рук», исследователь является единственным непосредственным наблюдателем

  • Является самым эффективным инструментом для глубинного качественного исследования

  • Открывает аспекты группового опыта целевой аудитории, которые не могут быть исследованы никакими другими методами

  • Результатом этнографического исследования является комплексная картина мира целевой группы, в отличие от точечных, узкоспециальных данных, получаемых другими методами

  • Позволяет понять, что потребители действительно делают, а не то, что они говорят, что они делают

  • Является источником множества инсайдов и открытий, которые возможны только при включенном наблюдении за объектом исследования

  • Каждое исследование подкреплено большим объемом документов и эмпирического материала: фото- и видеозаписи, записи глубинных интервью, дневники























Методы этнографии


  1. Натурализм:

Самая ранняя форма этнографического исследования, натурализм, представляет собой подход, при котором исследователь наблюдает за переменными исследования в их естественном окружении, чтобы обнаружить и задокументировать модели поведения. Это может потребовать проведения времени в естественной среде обитания изучаемой группы или лиц, чтобы задокументировать их поведение. Этот подход, также известный как метод «живи и работай», обеспечивает точную информацию, поскольку сводит к минимуму вмешательство в группу. Однако этот метод также требует много времени и поэтому не одобряется этнографами.


Например, в начальных школах Южной Африки было проведено натуралистическое этнографическое исследование, в котором основное внимание уделялось учебным привычкам группы детей 6-го класса в городской школе в Западном Кейптауне (Plooy, 2010).

  1. Участник наблюдения

Подход включенного наблюдения используется, когда социолог становится членом изучаемой группы с целью сбора данных и осмысления социальных явлений. На протяжении всего включенного наблюдения исследователь берет на себя сразу две роли: участника и наблюдателя. Группа иногда, но не всегда, осознает, что исследователь наблюдает за ними. В 2011 году социолог Эшли Мирс провела этнографическое исследование мира модельного бизнеса. Она работала моделью в Нью-Йорке и Лондоне и брала интервью у крупных людей мира моды, чтобы лучше понять ее.

  1. Архивные исследования

Некоторые исследователи получают доступ к огромным объемам данных, полагаясь на существующую информацию для решения различных исследовательских задач. Этот метод исследования называется архивным исследованием. Просмотр прошлых записей помогает исследователю выявить закономерности или взаимосвязи, которые в дальнейшем могут привести к новым путям исследования. Пожарные службы в Соединенных Штатах хранят записи о пожарах, разливах химикатов, несчастных случаях и т. д., и все они представляют собой архивные данные. С 1953 по 2001 год в качестве примера архивных исследований были исследованы размеры моделей, снимавшихся для разворотов журнала Playboy (Voracek & Fisher, 2002).

  1. Нетнография

Нетнография — это метод проведения этнографических исследований в Интернете. Это качественный интерпретативный исследовательский подход, который применяет стандартные этнографические методологии к изучению интернет-платформ. Условия этнографического исследования понимаются при выезде в поле, где исследователь проводит полевые исследования. Нетнографии не всегда нужна полевая работа, но то, что делается, — это онлайновая полевая работа. Даже в некоторых исследованиях нетнографические исследования можно проводить полностью перед экраном смартфона или компьютера. Используя нетнографический метод и метод тематического исследования, исследование Йоханссон и Андреассон изучило, как одиночество воспринимается и понимается с использованием нескольких блогов в качестве данных (2017). В частности, исследование предназначалось для анализа одиночества и связанных с ним тем в контексте онлайн-общения.





Виды этнографических исследований


  1. Учебно-этнографические исследования

Существуют определенные процедуры, включенные в образовательные исследования, которые изучают подходы людей к обучению и преподаванию и их влияние на поведение в классе. Люди могут узнать о поведении и отношении учащихся, а также об академических мотивах, склонностях к обучению и многом другом с помощью образовательных этнографических исследований. Люди могут уделять больше внимания последствиям процессов обучения, педагогики и некоторых общих мер в учебной среде с помощью этой методологии обучения.

  1. Бизнес-этнографические исследования

Бизнес-этнографическое исследование представляет собой исследование, которое включает в себя мониторинг поведения потребителей и целевых рынков с целью определения подлинного рыночного спроса и общего отношения к вашему продукту или услуге. Это исключительно полезный исследовательский инструмент, который может помочь вашей фирме определить потребности клиентов и удовлетворить ожидания рынка. Эта исследовательская стратегия сочетает в себе множество методологий, таких как полевые исследования, физические интервью и интернет-опросы, для получения значимых данных о поведении потребителей на целевом рынке.

  1. Медико-этнографические исследования

Этнография является ценным инструментом исследования для понимания опыта пациентов и потребителей услуг на протяжении всего их медицинского пути. Он может рассказать вам, что значит иметь определенное заболевание или диагноз, а также нормы и поведение людей с этим заболеванием. Голос больного слышен благодаря этнографическим данным. Информация, полученная в результате этнографических исследований групп пациентов, может быть использована для улучшения услуг здравоохранения и социальной защиты.









Существуют различные преимущества этнографии, которые делают ее важной для области социологических исследований. Некоторые преимущества этнографии:
Преимущества: