Файл: Реферат по дисциплине Социология Анализ и представление результатов исследования, проведенного биографическим методом.doc
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Направление подготовки: Государственное и муниципальное управление
Факультет заочного и дистанционного обучения
Кафедра управления персоналом
Дисциплина «Социологические методы в административно-государственном управлении»
ПРОГРАММА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема: Оценка населением качества предоставления государственных и муниципальных услуг
в многофункциональных центрах на территории Томской области
Новосибирск 2020
| |||
№ | Структурные элементы | Примечания | Формулировки по теме ВКР |
| Актуальность исследования | Обоснование проблемы исследования позволяет ограничить круг вопросов, подлежащих исследованию, сузить направления научного поиска. Для формулировки проблемы необходимо провести анализ сложившейся ситуации по вопросу исследования, изучить имеющиеся научные публикации и прикладные исследования по избранной теме. Проблема социологического исследования — сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта; это некое социальное противоречие, требующее целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития. Проблема всегда субъективна, так как определяется конкретными личностями (учеными, социологами). Проблемная ситуация (противоречие) – объективна. Проблема формулируется через указание на противоречие (проблемной ситуации), а также негативных последствий, требующих для своего преодоления новых теоретических знаний или определенных практических действий. Проблема должна быть полностью согласована с актуальностью, определять ее и учитывать особенности объекта и предмета исследования. | Актуальность темы заключается в том что, задача повышения качества работы государственных и муниципальных услуг возникает в системе управления. Для совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в различных сферах деятельности постоянно расширяются многофункциональные центры, в которых гражданин может оформить заявку на получение большого спектра услуг. Но несмотря на это, принятые меры не исключают ряда проблем, решение которых необходимо и должно повысить качество государственных и муниципальных услуг в дальнейшем. Задача повышения качества государственных и муниципальных услуг является важной, поскольку того требуют современные условия реформирования системы государственного и муниципального управления. |
1.2 | Объект, предмет исследования | Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. В качестве объекта могут выступать область социальной действительности или определенная социальная общность, группа, деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, условия, в которых она осуществляется. Характеристиками объекта могут быть:
Предмет изучения – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск. В пределах одного и того же объекта исследования может быть несколько предметов исследования. в зависимости от содержания, от того, какую сторону он отражает, с какой целью, решения какой социальной проблемы. Пока не выявлено основное противоречие, невозможно правильно определить предмет исследования. | Объект социологического исследования: население Томской области. Предмет изучения: качество предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на территории Томской области. |
1.3. | Цели и задачи исследования | Цель исследования – конечный результат исследования. Цель может быть теоретической или прикладной. Теоретическая цель ориентирует исследование на получение нового теоретического знания о структуре, функциях, закономерностях изучаемого явления, тенденциях его развития, а прикладная цель – на практическое решение сформулированной проблемы. Целью прикладного исследования будет не сам процесс исследования, а то, что следует за ним. Иными словами, формулировка цели должна давать ответ на вопрос "Для чего проводится исследование, какую пользу предполагается получить после его завершения?" Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком (принципы SMART). Конкретизируется цель задачами исследования. Задачи исследования – это действия, которые планируется совершить для достижения цели, своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достичь конечного результата. Формулировки задач исследования часто начинаются такими словами, как "изучить", "составить", "проанализировать", "охарактеризовать" и т.п. Задачи исследования в процессе своей разработки должны быть согласованы (скоординированы) с гипотезой. | Цель исследования: изучение общественного мнения населения по вопросам оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Задачи исследования: 1. Выявление востребованности государственных и муниципальных услуг; 2. Оценка заявителем времени ожидания в очереди; 3. Оценка заявителем условий получения государственных и муниципальных услуг, в том числе: 3.1 наличие мест для заполнения бланков; 3.2 вежливость и компетентность сотрудников МФЦ; 3.3 доступность информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг; 3.4 удобное месторасположение МФЦ; 3.5 наличие терминала и других способов оплаты госпошлин и других платежей. 4. Оценка удовлетворенности заявителя качеством предоставления услуги; 5. Выявление доли граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг; 6. Определение потребности в дополнительных услугах в МФЦ. |
1.4. | Гипотеза исследования | Гипотезы – научно-обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития; новые предположения, которые возникают если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений. Гипотезы могут быть:
Требования к формулировке гипотезы:
| Гипотеза исследования – предполагается, что существует достаточно высокая степень удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Томской области. |
1.5. | Интерпретация основных понятий | Интерпретация основных понятий – специфическая научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Ее основной смысл:
Виды интерпретаций понятий:
| Качество получения услуги - это оценка всех условий, в которых данная услуга оказывалась, а так всех ресурсов, затраченных потребителем для ее получения. Критериями качества, комфортности и доступности государственных (муниципальных) услуг является совокупность количественных и качественных параметров, позволяющих измерять, учитывать, контролировать и оценивать результат предоставления данных услуг. Государственная (муниципальная) услуга – это деятельность, осуществляемая государством или муниципальным образованием в лице соответствующих органов власти и государственных (муниципальных) учреждений, направленная на удовлетворение потребностей заявителей и имеющая основной целью последовательность действий, приводящих к достижению результата. Оценка качества предоставления государственных (муниципальных) услуг – это система законодательно регламентированных мероприятий, предполагающих исследование качества предоставления государственной (муниципальной) услуги по установленным критериям, в том числе по времени предоставления, времени ожидания предоставления, доступности услуги и прочее, для цели повышения эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг. |
2. Организационно-методический (процедурный) раздел
2.1. Методы сбора информации
Наименование метода | Выборка и измерение | Результаты |
Анализ документов | Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 (ред. от 24.11.2020 г.) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». | Установление наличия регламентов и правовых норм, регулирующих исследуемые вопросы в организации |
Анализ статистических данных | Отчеты, формируемые посредством автоматизированной информационной системы автоматизации деятельности МФЦ. | Выявление динамики, тенденций, проблемных зон по предмету исследования. |
Анкетный опрос | Анкетирование, самозаполнение. | Установление сильных и слабых сторон на основе мнений респондентов по исследуемой проблеме. |
2.2. Методы обработки и анализа данных
Программные средства обработки данных:
1. Microsoft Excel
2. SPSS Statistics
Методы анализа данных:
1. Ввод полученных данных в статистический массив;
2. Проверка массива данных на ошибки;
3. Формирование сводного итогового массива;
4. Построение одномерных и двухмерных распределений;
5. Расчет специализированных показателей с применением методов статистического программного анализа;
6. Построение итоговых таблиц и графиков.
2.3. Календарный план исследования
Изучаемые вопросы и мероприятия | Сроки выполнения | Ресурсы |
1. Изучение Правил организации деятельности многофункциональных центров в предоставлении государственных и муниципальных услуг. | с 01.06.2020 г. – по 15.06.2020 г. | Временные ресурсы; интернет-ресурсы. |
2. Оценка уровня удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг по следующим основным критериям: - время предоставления государственной услуги; - время ожидания в очереди при получении государственной услуги; - вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги; - комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга; - доступность информации о порядке предоставления государственной услуги. | с 15.06.2020 г. – по 31.07.2020 г. | Тираж необходимого количества экземпляров инструментария сбора данных; временные ресурсы. |
3.Портрет заявителя - процентное распределение респондентов по социально-демографическим группам, которые отслеживались в ходе анкетирования. | с 01.08.2020 г. – по 15.08.2020 г. | Временные ресурсы. |
4. Сбор и контроль качества собранной информации, проверка достоверности полученных данных. | с 15.08.2020 г. – по 31.08.2020 г. | Временные ресурсы. |
5. Анализ результатов анкетирования и компьютерная обработка. | с 01.09.2020 г. – по 15.09.2020 г. | Временные ресурсы; компьютерные ресурсы, программное обеспечение. |
6. Подведение итогов, составление аналитического отчета. | с 15.09.2020 г. - по 30.09.2020 г. | Временные ресурсы; компьютерные ресурсы, программное обеспечение. |
Список источников и литературы
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); -
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; -
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; -
Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 (ред. от 24.11.2020 г.) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»; -
Вавилина, Н. Д. Социологическое исследование в государственном и муниципальном управлении : учеб. пособие для слушателей ФПС и ФПК / Н. Д. Вавилина ; СибАГС. - Новосибирск, 1998. - 144 с.; -
Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований : учеб. для бакалавров и для студентов вузов, обучающихся по направлению 040200 "Социология" / А. И. Кравченко. - Москва : Юрайт, 2015. - 828 с.; -
Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие / И. Ф. Девятко. - 3-е изд. - Москва : Университет, 2003. - 296 с.; -
Рождественская, Е. Ю. Биографический метод в социологии: [монография] / Е. Ю. Рождественская ; Высш. шк. экономики Нац. исслед. ун-т. - Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. - 380 с.
Приложение 1
Анкета социологического опроса населения по оценке качества
предоставления государственных и муниципальных услуг
в многофункциональных центрах
Населенный пункт: Дата опроса:
Здравствуйте!
Мы проводим исследование по изучению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.
Результаты исследования мы используем в обобщенном виде. Никто, кроме организаторов опроса, Ваши ответы знать не будет.
1. Обращались ли Вы в 2019 - 2020 гг. в многофункциональный центр за получением государственной или муниципальной услуги?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
2. Как Вы оцениваете качество предоставления государственной (муниципальной) услуги?
- очень хорошо;
- скорее хорошо;
- скорее плохо;
- очень плохо;
- затрудняюсь ответить.
3. Как Вы оцениваете доступность получения информации о порядке
предоставления государственной (муниципальной) услуги?
- очень хорошо;
- скорее хорошо;
- скорее плохо;
- очень плохо;
- затрудняюсь ответить.
4. Знаете ли Вы о существовании в Интернете Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru)?
- знаю;
- что-то слышал (а);
- слышу сейчас впервые;
- затрудняюсь ответить.
5. Использовали ли Вы возможности Единого портала для получения государственной (муниципальной) услуги (получение информации, бланков и т.д.)?
- да;
- нет.
6. Пользовались ли Вы предварительной записью на прием для подачи
запроса (документов) на предоставление государственной (муниципальной) услуги?
- да;
- нет;
- не знал (а) о такой возможности.
7. Устраивает ли Вас количество документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги?
- да;
- скорее да;
- скорее нет;
- нет.
- затрудняюсь ответить.
8. Удовлетворены ли Вы следующими качествами сотрудников учреждений, предоставляющих государственную (муниципальную) услугу?
- Вежливость:
- да;
- скорее да;
- скорее нет;
- нет.
- Профессионализм
- да;
- скорее да;
- скорее нет;
- нет.
9. Время ожидания в очереди на подачу запросов (документов). Укажите, пожалуйста:
__________ (часов)
__________ (минут)
10. Время ожидания в очереди на получение результата услуги. Укажите, пожалуйста:
__________ (часов)
__________ (минут)
11.Устраивает ли Вас время, затраченное на ожидание в очереди за государственной (муниципальной) услугой?
- да;
- скорее да;
- скорее нет;
- нет.
12. Что из перечисленного имеется в органе власти или местного самоуправления (представляющих их учреждениях), где Вы получали государственную (муниципальную) услугу? (Отметьте все, что имеется.)
- пандусы для инвалидов;
- консультант;
- справочное бюро для информирования посетителей;
- информационный стенд;
- организована "электронная очередь";
- копировальный аппарат для посетителей;
- терминал для оплаты пошлин и осуществления других платежей;
- стулья (скамьи) для посетителей;
- достаточное количество стульев (скамей) для посетителей;
- стол для работы с документами;
- удобный стол для работы с документами;
- кондиционер;
- гардероб;
- туалеты;
- другое, напишите _____________________.
13. Устраивают ли Вас условия ведения приема посетителей в органе власти или местного самоуправлении (представляющих их учреждениях), где Вы получали государственную (муниципальную) услугу?
- да;
- скорее да;
- скорее нет;
- нет.
14. Если у Вас был опыт получения услуги ранее, улучшилось ли качество ее предоставления?
- улучшилось;
- скорее улучшилось;
- осталось без изменений;
- скорее ухудшилось;
- ухудшилось;
- затрудняюсь ответить;
- не получал (а) данную услугу ранее.
15. Предлагали ли Вам сотрудники многофункционального центра оценить качество полученной услуги?
- да;
- нет.
16. Если Вас не устраивает качество предоставления данной услуги, обращаетесь ли Вы с жалобой куда-либо?
- да;
- нет.
17. С какими трудностями Вы сталкивались при получении государственной (муниципальной) услуги? Назовите все, с чем сталкивались.
- требование избыточных документов, сведений;
- необоснованный отказ в приеме документов, в предоставлении услуги;
- ошибки в конечном результате предоставления услуги;
- сложность заполнения официальных форм (бланков);
- неудобный для граждан режим работы;
- большие очереди;
- дороговизна услуг (пошлин, платежей);
- большие сроки получения услуги;
- отсутствие необходимой информации об услуге (формы заявлений, порядок предоставления, действующие налоги и сборы, и др.);
- отсутствие возможности получить консультацию;
- недостаточная компетентность, грубость сотрудников;
- избирательное отношение к заявителям ("одни заявители важнее других");
- плохие условия ведения приема посетителей;
- отсутствие возможности получения информации о стадии рассмотрения запроса на предоставление услуги;
- плохая территориальная доступность органа власти;
- другое, укажите сам (а) ________________.
В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе
18. Ваш пол:
- мужской;
- женский.
19. В каком году Вы родились?
в 19__ году.
20. Есть ли у Вас доступ в Интернет?
- да;
- нет.
Благодарим Вас за участие в опросе!