Файл: Аграновский, К. Ю. Основы теории радиоэлектронных систем морских объектов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ракцией звукового луча в приповерхностном слое воды из-за больших градиентов температуры;
— значительное влияние помех на работу систем.
Последний недостаток ставит сложные технические задачи обеспе чения помехоустойчивости.
Рассматривая перспективу развития авиационных систем обна ружения подводных целей, следует указать на тенденцию к созданию так называемых интегральных систем. В качестве примера можно сослаться на разработку самолета VSX (США). Самолет должен иметь интегральную систему чувствительных элементов VS/A —- New, вклю чающую кроме гидроакустической и магнитной систем обнаружения различные датчики, в том числе инфракрасного и радиационного из лучения.
Считается, что указанная совокупность датчиков сделает самолет уникальным по способностям обнаруживать подводные цели [89].
Перейдем к рассмотрению конкретных систем.
К о м п л е к с «Л о ф а р». Этот комплекс и его последующая усо вершенствованная модель «Дифар» (Directional Finding and Ranging)
предназначены для обнаружения и классификации подводных целей
[89, 108].
Комплекс «Лофар» имеет приемно-излучающую гидроакустическую систему ненаправленного действия. Эта система позволяет при ана лизе спектра низкочастотных шумов целей классифицировать их. Однако при больших дистанциях обнаружения определение местопо ложения цели требует постановки буев на известной базовой линии.
Комплекс «Дифар» характеризуется использованием гидроакусти ческих систем направленного действия, что позволяет определять место нахождение цели с помощью двух буев, в то время как в системе «Ло
фар» требовалась установка трех |
буев. |
с з а г л у б л е н н ы м |
Р а д и о а к у с т и ч е с к и й |
б у й |
|
г и д р о ф о н о м . Выше указывалось, |
что рефракция звуковых |
лучей в приповерхностном слое воды сокращает дальность действия систем обнаружения. В США запатентован радиогидроакустический буй, устанавливаемый на заданное углубление. Буй сбрасывается с самолета, приводняется с помощью парашюта и оставляет на поверх ности океана плавающий радиопередатчик. Гидрофон опускается на заданное углубление. Он связан с радиопередатчиком кабелем, нахо дящимся перед постановкой буя в упаковке специальной конструк ции.1
Б у й а к т и в н о г о т и п а . Разработанный одной из фран цузских фирм радиогидроакустический буй активного типа DSTA-3 фиксирует не только местоположение подводной лодки, но и скорость ее погружения. Радиопередатчик работает в метровом диапазоне
волн [87]. |
с у п р а в л я е м о й о р и е н т а ц и е й . Самолеты |
Б у и |
фирмы «Nimrod» (Англия) оборудованы устройствами для фиксации точного момента прохода над буем и магнитным обнаружителем типа
1 См. стр. 36
37
MAD. Буи, сбрасываемые с самолета, имеют длину 0,9 м и диаметр 12,7 см. Буй остается на поверхности воды, а гидрофон со стабилиза тором опускаются в воду. Дистанция до подводной цели определяется активным методом. Гидрофон направленного действия может быть ориентирован в пространстве путем поворота буя, который управляется по команде от вычислителя [56].
Авиационные магнитометрические системы обнаружения. Само летные магнитометры достаточно давно являлись средством обнаруже ния металлических масс под водой. Выделение слабого полезного сигнала затруднялось большим уровнем помех. Источниками помех являются флуктуации магнитного поля Земли и шумы электронной части магнитометрической системы. В патентуемой системе самолетного магнитометра1 предусмотрена автоматическая селекция полезного сигнала. Выходной сигнал магнитометра подается на режекторный фильтр, существенно ослабляющий амплитуду помех. Далее сигнал поступает на двухполупериодный выпрямитель, после которого ин тегрируется и подается на пороговый детектор. На выходе детектора сигнал появляется в том случае, если амплитуда проинтегрирован ного сигнала будет превышать заранее установленный пороговый уровень. Выходной сигнал детектора используется для визуальной и звуковой индикации или подается на вычислительное устройство для определения элементов движения и координат обнаруженной подвод ной лодки.
Другой вариант магнитометрической системы обнаружения2 основан на регистрации локальных изменений микропульсаций гео магнитного поля. Геомагнитные колебания имеют низкую частоту. Они могут проникать в морскую воду на большие глубины. Изменение амплитуды этих колебаний под воздействием движущихся под водой металлических масс можно обнаружить на глубине до 300 м.
В системе используются два магнитометра в пространственно раз несенных точках по линии, нормальной к береговой черте. Каждый магнитометр содержит чувствительный элемент, реагирующий на изменение составляющих магнитного поля земли. Сигналы с магнито метров поступают на схему сравнения параметров двух сигналов. Наличие металлической массы определяется по изменению одного из параметров сигнала. Предусмотрено интегрирование выходных сиг налов каждого магнитометра с целью уменьшения влияния на полез ный сигнал шумов и других случайных помех.
Фирмой «Filco-Ford» (США) разработан высокочувствительный магнитометр, предназначенный для обнаружения глубоководных ме таллических предметов и электрических кабелей, проложенных на глубинах до 150 м. В качестве чувствительного элемента в магнито метре применен ниобий, помещенный в резервуар с жидким гелием
[25].
1 Патент США, кл. 340—4, № 3425032, 1969. Бобрин М. К. Измеритель под водных аномалий.
2 Патент США, кл. 340—4, № 3412371, 1968, Шостак А. А. Измерительная система.
38
1.3.2.Корабельные системы обнаружения
Ккорабельным системам обнаружения относятся гидроакусти ческие станции различного типа.
Впоследние годы гидроакустические системы развиваются по пути совершенствования шумопеленгаторных и гидролокационных систем, введения в системы устройств вычислительной техники и использова ния новых принципов обработки сигналов.
Ксовершенствованию элементов гидроакустических станций можно отнести:
— повышение коэффициента полезного действия акустических преобразователей;
— разработку акустических преобразователей, действующих при
высоких статических давлениях;
—применение новых корреляционных методов обработки сигналов;
—усовершенствование систем пеленгования [108].
Введение устройств вычислительной техники обусловлено стрем лением создать многоканальные или пространственные системы сбора первичной информации. Так, например, система обнаружения А —
—New автоматически контролирует получение данных от 31 буя. Характерным для развития корабельных гидроакустических си
стем обнаружения является [81 ]:
—применение активных систем для обнаружения малошумящих
целей;
—использование буксируемых гидролокаторов;
—применение ЭВМ;
—создание глубоководных устройств обнаружения.
Рассмотрим особенности некоторых конкретных образцов кора бельных и буксируемых систем обнаружения.
Г и д р о а к у с т и ч е с к а я |
с т а н ц и я AN/SQS-26. Большая |
дальность действия станции [51 ] |
достигается за счет приема акусти |
ческой энергии, отраженной от дна, и сигналов, приходящих из вто ричных зон акустической освещенности. Электрическая мощность 465 кВА, вес 62 т. Акустическая антенна весом около 30 т представляет собой цилиндр диаметром около 5 м, на поверхности которого располо жено несколько сотен активных элементов из титаната бария. Станция имеет активный и пассивный режимы работы. Поиск производится по азимуту в секторах 120 или 360°. Текущие координаты цели опре деляются как в активном, так и в пассивном режимах. Как указывается в [82], определение координат шумящих объектов в пассивном режиме осуществляется на основе нового метода обработки данных.
К о м п л е к с AN/BQQ-2 [13]. Этот комплекс представляет со бой гидроакустическую станцию AN/BQS-6, работающую в активном и пассивном режимах и имеющую:
■— индикатор-вычислитель тракта гидролокатора AN/BQA-3;
—шумопеленгаторную станцию и станцию звукоподводной связи
AN/BQR-7;
—станцию классификации подводных целей AN/BQQ-3 или
BQC-3;
39
—станцию AN/BQG-2A для определения дистанции до цели пас сивным методом;
—станцию AN/BQG-1 для измерения параметров окружающей среды. Дальность действия комплекса 55—160 км. Электрическая мощность 50 кВт. На малых скоростях подводной лодки-носителя даль ность станции увеличивается до 220 км.
Французская гидролокационная система PREMO может служить примером сложной гидролокационной системы. Она обнаруживает цель, определяет ее скорость и местоположение [56]. В системе обеспе чивается панорамный поиск или сканирование сектора наблюдения. Акустическая антенна цилиндрической формы состоит из элементов, расположенных в 36 вертикальных рядах. К каждому ряду преобразо вателей подводится частотно-модулированный или немодулированный сигнал мощностью 3 кВА на частоте 8 кГц. Общая мощность, подводи мая к антенне, равна 120 кВА. Система имеет три индикатора: два — для отображения обстановки в режимах панорамного поиска, третий — для индикации допплеровских сдвигов частоты, служащих для опре деления радиальной составляющей скорости цели. Система крепится
кднищу корабля на карданном подвесе.
Создана также гидроакустическая станция типа AN/SQQ-33 для установки на кораблях с подводными крыльями. Для снижения уровня ходовых помех приемно-излучающая система станции выне сена за пределы корпуса корабля с возможностью установки различ ной глубины погружения.
Буксировка гидроакустической станций осуществляется надвод ным кораблем или вертолетом. К вертолетным бортовым станциям относятся станции типа AN/AQS-10 и AN/AQS-13. Гидроакустические станции этого типа позволяют углубить гидрофоны ниже слоя скачка и тем самым значительно улучшить условия обнаружения подводных целей.
Станция AN/AQS-10 обеспечивает определение местоположения подводной цели в ограниченной зоне (примерно 1,5 км).
Усовершенствованный вариант станции AN/AQS-13 работает в ре жимах: пассивном, активном и звукоподводной телеграфии и телефон ной связи на одной из трех частот 9,25; 10 или 10,75 кГц. Станция выдает данные о дальности и пеленге цели, об угле отклонения троса, температуре воды.
Корабельные буксируемые гидролокаторы с переменной глубиной погружения, например, станция типа VDS (Variable—Depth. Sonar) по дальности и надежности значительно превосходит станции обычного
типа [95]. |
гидрофонов |
в обтекателе, |
В отличие от обычного расположения |
||
в буксируемой гидроакустической станции |
фирмы «Hughes Aircraft» |
|
гидрофоны расположены линейно вдоль гибкого троса. |
[112] приме |
|
Глубоководный буксирный гидролокатор MARK-1 |
няется на глубинах до 360 м для обнаружения целей в районах конти нентального шельфа. Направленное излучение обеспечивает получение трех полос обследования шириною 135; 305 и 610 м. Результаты наблю дения регистрируются на ленте корабельного самописца.
40