Файл: Темам 5 Криминальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра «Юриспруденция»

Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Юридическая психология



Группа ММ20Ю171в
Студент

А.В. Мартин


МОСКВА 2023

Практическое занятие 1 по теме (темам) № 5 «Криминальная психология».


  1. Определите и подчеркните Неверные утверждения:

А. Психопаты как правило, занимают подчиненное (ведомое) положение в преступной группе.

Б. Олигофрены в степени дебильности более склонны к совершению корыстных преступлений, так как обладают повышенной адаптивностью, общительностью и осторожностью.

В. Мозг людей, склонных к насилию, убийствам и сексуальным преступлениям отличается от мозга здоровых субъектов, не совершавших преступлений.

Г. Психопаты, как правило, не раскаиваются в содеянном и не жалеют своих жертв.

Д. Существуют специфические гены, отвечающие за разные виды противоправного и девиантного поведения: ген склонности к сексуальным преступлениям, ген склонности к наркомании, ген вандализма, ген бродяжничества, ген проституции.

Е. Лица с умственной отсталостью занимают обычно ведомую роль в преступном сообществе.

Ж. Больше всего преступников, отбывающих наказание в местах лишения свободы, имеют ту или иную степень снижения интеллекта (на уровне дебильности) .

З. Количество психопатов, отбывающих срок в местах лишения свободы, составляет примерно- 10-15%.

Практическое занятие №2.

Тема 4. «Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе».


Задание 1. Опишите основные цели, задачи и специфические методы различных видов социально- психологической экспертизы в сфере уголовных дел:

А.СПЭ физиологического аффекта

Б. СПЭ индивидуально- психологических особенностей

В. СПЭ психологического воздействия и давления

Г.СПЭ состава преступной группы

Д. Экспертиза психологических мотивов противоправных действий.
Ответ:

Экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения.

Психологические познания — это познания в области психологии, следовательно, в данном случае речь идет о специальных познаниях в науке. Профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведения психологических исследований обладает только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности. Но это не означает, что любой выпускник высшего учебного заведения, получивший диплом по специальности "Психология", имеет достаточную профессиональную подготовку для проведения судебной экспертизы. В психологии очень много специализаций, поэтому психологи, не имеющие дополнительной подготовки именно по судебной психологии и, соответственно, не имеющие опыта экспертной работы, не могут быть отнесены к лицам, обладающим необходимыми психологическими познаниями для дачи экспертного заключения, и нельзя поручать им производство судебной экспертизы. Это очень важное обстоятельство для лиц, назначающих экспертизу, поскольку нигде в законодательном порядке не оговаривается, кого считать профессионально компетентным для производства судебной экспертизы, в том числе проводимой психологом. Если в отношении психологов, являющихся сотрудниками специализированных экспертных учреждений, таких сомнений не должно возникать, то при назначении экспертами иных специалистов в области психологии (преподавателей высших учебных заведений, сотрудников научных институтов и других учреждений) вопрос о наличии у них специальных психологических познаний следует решать индивидуально. Возможность их привлечения для производства конкретной экспертизы решается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом с учетом образования, специализации психолога, стажа его работы, дополнительной подготовки по судебной психологии, опыта экспертной деятельности, наличия ученой степени и т.д.



Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

Кроме того, возможно привлечение следователем лица, обладающего специальными психологическими познаниями, не в качестве эксперта, а в качестве специалиста. Специалист может быть вызван и для участия в судебном разбирательстве. Основные уголовно-процессуальные обязанности специалиста — это участие в производстве следственных действий с использованием своих специальных профессиональных знаний и навыков для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; обращение внимания следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; дача пояснения по поводу выполняемых им действий.

В судебно-следственной практике возможны и другие формы использования специальных психологических познаний - в первую очередь справочно-консультационная деятельность сведущего лица [II]. Это непроцессуальная, не регулируемая уголовно-процессуальным законодательством деятельность психолога, действующего в качестве сведущего лица. Она заключается в информировании следователя или суда о возможности существования тех или иных явлений, с точки зрения современного уровня развития теории психологии и накопленных в психологии эмпирических фактов. Консультативная справка психолога по запросу следователя или суда оформляется в письменной форме и приобщается к уголовному делу. Консультация сведущего в психологии лица, составленные им справочные данные могут учитываться при вынесении различных процессуальных решений.

При необходимости использования специальных психологических познаний следователям в каждом конкретном случае нужно четко решать, в какой форме это следует сделать. Несоблюдение этого правила может приводить к существенным судебно-следственным ошибкам.

Например, следователь, рассматривая уголовное дело по обвинению врача К. в совершении ряда тяжелых преступлений по сексуальным мотивам, включая убийства, назначил судебно-психологическую экспертизу, поскольку К. происходил из благополучной и уважаемой семьи, характеризовался исключительно положительно, состоял в браке, имел двух малолетних детей, и обвинение его в тяжких преступлениях вызвало у окружающих сильные сомнения. При этом эксперту не разрешалось задавать К. вопросы, относящиеся к предмету его обвинения, и не показывались материалы уголовного дела. В своем заключении эксперт отметил, что у испытуемого "имеется выраженность преступных тенденций. Преступления, совершаемые этими людьми, бессмысленно жестоки, не спланированы, нередко принимают дикие, необычайно жестокие формы сексуальных преступлений и убийств... Анализ психологического профиля обрисовывает тип антисоциального, аморального психопата". Это заключение использовалось следователем для доказательства вины К. в инкриминируемых ему деяниях. Эксперты-психиатры диагностировали у К. психопатию с комплексом сексуальных извращений. Он был признан вменяемым и приговорен к высшей мере наказания.


Как пример привлечения психолога в качестве сведущего лица можно привести составление "психологического портрета" разыскиваемого преступника по данным психологического анализа собранных материалов уголовного дела (таких как показания свидетелей, вещественные доказательства и т.п.). Особенно это важно при оперативно-розыскной деятельности и расследовании так называемых "серийных" преступлений (убийств на сексуальной почве и изнасилований), когда совершается целый ряд однотипных криминальных действий.

Справочно-консультативная деятельность психолога в непроцессуальной форме часто состоит и в сообщении судебноследственным органам информации о целесообразности проведения судебнопсихологической или комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, о правильной постановке вопросов в постановлении (определении), входящих в компетенцию эксперта-психолога и т.п. Такие консультации не обязательно составлять в письменном виде, и они не приобщаются к делу.

Основные виды судебных экспертиз, в которых психолог участвует в роли эксперта, — это судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза начала развиваться в нашей стране в 70-е гг., а позже возникла и комплексная судебная психологопсихиатрическая экспертиз. Сейчас число проводимых комплексных экспертиз превышает число однородных судебно-психологических экспертиз. Это связано с тем, что часто наряду с решением вопросов, связанных с применением специальных психологических приемов, у судебно-следственных органов одновременно возникают вопрос о психической полноценности подэкспертного лица, что является главным для проведения исследований. Особенно важно, что сегодня практически не существует специализированных экспертных учреждений, проводящих только судебно-психологическую экспертизу, а должность экспертапсихолога предусмотрена во всех судебно-психиатрических отделениях психиатрических больниц в системе Министерства здравоохранения РФ, в

ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в тех учреждениях, которые осуществляют судебно-психиатрическую экспертизы.

Психолого-психиатрическая экспертиза имеет некоторые практические преимущества для судебно-следственных органов, так как вместо последовательного проведения двух экспертиз (судебнопсихиатрической и судебно-психологической) однократное проведение комплексной экспертизы сильно
повышает эффективность производства экспертизы, сокращая сроки следствия. Для экспертов-психологов участие в комплексной экспертизе дает преимущество в плане того, что они могут проводить экспертное исследование и в стационарных условиях, в то время как судебно-психологическая экспертиза проводится исключительно амбулаторно или в зале судебного заседания.

Роль психолога в комплексной психолого-психиатрической экспертизе шире, чем при проведении судебно-психологической экспертизы. Рассмотрим взаимодействие в комплексной экспертизе психолога и психиатра, чтобы понять функции психолога в ней.

При проведении судебно-психиатрической экспертизыпсихолог не выступает в роли эксперта. Экспертом, решающим вопросы судебноследственных органов в этом случае, является только психиатр. В судебнопсихиатрической экспертизе для установления клинического диагноза обычно применяют широкий круг дополнительных исследований, привлекая при необходимости к обследованию подэкспертных других специалистов. Психолог оказывает эксперту-психиатру консультативную помощь для вынесения правильного решения. Проводится экспериментально-психологическое исследование подэкспертного, после чего составляется письменное заключение, которое помогает врачу точнее поставить медицинский диагноз и ответить на вопросы судебно-следственных органов.

В комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе психолог выступает сразу в двух ролях. В первую очередь психолог проводит экспериментально-психологическое исследование, из которого психиатрэксперт извлекает данные, имеющие значение для установления психиатрического диагноза и решения экспертных психиатрических вопросов. Если обвиняемый признан способным "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) или руководить ими", рекомендовано суду его считать вменяемым, - эксперт психолог использует экспериментально-психологическое исследование наряду с психологическим анализом материалов уголовного дела для ответов на вопросы судебно-следственных органов, относящиеся к его компетенции.

По характеру вопросов, решаемых экспертизой, и юридическому значению экспертных заключений выделяют следующие виды судебнопсихологической экспертизы.
СПЭ физиологического аффекта