Файл: Программа по предмету Предметнопрактическая деятельность (математика) для 8 класса 34 часа (1 час в неделю).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа
по предмету Предметно-практическая деятельность (математика) для 8 класса 34 часа (1 час в неделю)
Составитель: Маркова Людмила Сергеевна, учитель математики высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка для курса предметно практической деятельности 8 класса
Данная рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федерального закона от 29 декабря 2012г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа МО и Н РФ от 10 апреля 2002 года № 29 / 2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Нарушение зрения разной степени характерно для значительного количества детей современного общества. У слабовидящих учащихся наблюдается недостаточность образных представлений об окружающих предметах, так как в процессе зрительного восприятия не достает конкретных признаков и свойств предметного мира. Поэтому патология зрения является причиной целого ряда трудностей при решении практических задач, таких как построение чертежей, измерение отрезков и углов. В связи с чем, очень важно у таких детей развивать в процессе предметно – практического обучения способностей осознавать предметную сущность математических понятий. На выполнение данных задач и будет направлен этот курс.
При определении содержания курса «предметно практической деятельности в 8 классе» учитывалось, что наиболее трудно дается слабовидящим детям овладение школьным курсом геометрии и алгебры. Предлагаемый курс дает возможность приобрести конкретные знания о предметах и их измерениях, понимание меры вещей и простейшие конструктивно - графические умения.
Задачей курса является:
подготовка слабовидящих детей к успешному овладению систематическим курсом алгебры и геометрии на основе практической деятельности учащихся с геометрическими фигурами и предметами, и решения задач, позволяющих развивать пространственное мышление как разновидность образного.
Данный курс рассчитан на 34 часа для учащихся общеобразовательных специальных коррекционных школ для слабовидящих детей.
Для решения поставленных задач в курс включены некоторые приемы измерения на местности, изучение свойств и признаков плоских фигур, решение задач на проценты. Реализация содержания проводится на практических занятиях, на которых преобладает групповая работа в сочетании с индивидуальной для детей с остаточным зрением.
На занятиях используется раздаточный материал, разработанный учителем; развертки и модели фигур, сделанные учащимися; инструкции к практическим работам; таблицы и схемы. Основной формой контроля результатов познавательной деятельности детей являются занятия в зачетной форме деловых игр. На этих занятиях учащиеся должны продемонстрировать умения и навыки, полученные в процессе обучения.
Содержание программы.
Измерение на местности (8 часов).
Организационное занятие.
Игра «Счастливый случай»
Измерения на местности.
Работа на школьном участке.
Нахождение расстояния до недоступной точки. Практическая работа.
Сумма углов треугольника.
Площади.
Равные фигуры.
Задачи на проценты (15 часов).
Проценты.
Задачи на нахождение доходов и расходов фирмы.
Решение задач на вычисление процентов за несвоевременную квартирную плату.
Задачи на нахождение цены товара после повышения или после скидки.
Задачи на расчет вложенной суммы в банк с учетом процентных ставок годовых.
Задачи, включающие в себя валютные операции.
Составление таблиц и диаграмм.
Задачи на вычисление процентного содержания вещества.
Итоговое занятие. Деловая игра «Открытие фирмы».
Интегрированные занятия (11 часов).
Золотое сечение.
Как лучше.
Немного поиграем в статистику.
Удивительный мир чисел в статистике.
Техническое мышление и школьная геометрия.
О значении Теоремы Пифагора.
Требования к уровню
подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученики должны
Знать \ понимать:
-правильно употреблять термины, связанные с геометрическими фигурами и их свойствами;
- представлять себе некоторые области быта, техники и искусства, в которых применяются сведения и умения, полученные при изучении геометрии
Уметь:
-владеть практическими навыками использования измерительных и чертежных инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
-отчётливо выделять ключевую под задачу, формулировать её в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Календарно - тематическое планирование по предметно практической деятельности для 8-го класса
№ | Изучаемый раздел. Тема учебного материала | К-во час | Каленсроки | Факт сроки 8а/ 8б | знать | уметь | ОУУН | КИМ | Корр.задачи | ||||||
Измерения на местности 8 часов | |||||||||||||||
1 | Игра «Счастливый случай» | 1 | 02.09 | 09.09 | | | | | | ||||||
2 | Измерения на местности. | 1 | 09.09 | 16.09 | Теоретический материал по геометрии | Измерять делать вычисления | Самостоятельно определять отдельные учебные задачи | | Совершенствовать практические навыки | ||||||
3 | Работа на школьном участке. | 1 | 16.09 | Применение геометрии в жизни. | Проводить сравнение, предвидеть результат работы. | Планировать свою деятельность. | | Углублять осознанность навыка | |||||||
4 | Нахождение расстояния до недоступной точки. Практическая работа. | 1 | 23.09 | 23.09 | Признаки равенства треугольников. | Расширять знания о применении геометрии. | Быть ассистентом учителя на уроке | | Тренировка глазомера. | ||||||
5 | Сумма углов треугольника. Практическая работа | 1 | 30.09 | 30.09 | Теорема о сумме углов треугольника. | Комбинировать и применять признаки равенства треугольников. | Переносить приобретенные знания в изменившиеся условия | | Отрабатывать автоматизм действий. | ||||||
6 | Площади. Измерение на местности | 1 | 07.10 | 07.10 | Площадь прямоугольника, квадрата. | Комбинировать и применять формулы площадей многоугольников. | Быть ассистентом учителя на уроке. | | Развитие устойчивого внимания. | ||||||
7 | Равные фигуры. Практическая работа | 1 | 14.10 | 14.10 | Определение равных фигур. | Строить и находить на рисунке равные фигуры. | Планировать учебную и самообразовательную деятельность с учетом рекомендации учителя | | Развитие устойчивого внимания, наблюдательности | ||||||
8 | Проценты в жизни человека | 1 | 21.10 | 21.10 | Определение процентов и сложных процентов | Решать задачи на проценты. | Определять и анализировать средства выполнения задания | | Развитие, способности к переключению | ||||||
Задачи на проценты 15 часов | |||||||||||||||
9 | Задачи на нахождение доходов и расходов фирмы. | 1 | 28.10 | 28.10 | Способы решения задач на проценты. | Применять формулу сложных процентов | Осуществлять самоконтроль | | Развитие умения вхождения в деятельность. | ||||||
10 | Задачи на нахождение доходов и расходов фирмы. | 1 | 11.11 | 11.11 | Способы решения задач на проценты. | Применять формулу сложных процентов | Осуществлять самоконтроль | | Развитие умения вхождения в деятельность. | ||||||
11 | Решение задач на вычисление процентов за несвоевременную квартирную плату | 1 | 18.11 | 18.11 | Способы решения задач на проценты. | Уметь ориентироваться в ситуации с применением процентов. | Определять и анализировать средства выполнения задания | | Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления. | ||||||
12 | Решение задач на вычисление процентов за несвоевременную квартирную плату | 1 | 25.11 | 25.11 | Способы решения задач на проценты. | Уметь ориентироваться в ситуации с применением процентов. | Определять и анализировать средства выполнения задания | | Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления. | ||||||
13 | Задачи на нахождение цены товара после повышения или после скидки. | 1 | 02.12 | 02.12 | Способы решения задач на проценты. | Уметь ориентироваться в ситуации с применением процентов. | Переносить приобретенные знания в изменившиеся условия | | Совершенствовать практические навыки | ||||||
14 | Задачи на расчет вложенной суммы в банк с учетом процентных ставок годовых. | 1 | 09.12 | 9.12 | Понимать от чего берется процент при решении задачи. | Уметь рассчитывать сумму по процентам. | Определять и анализировать средства выполнения задания | | Выработка зрелости эмоциональных и волевых процессов | ||||||
15 | Задачи на расчет вложенной суммы в банк с учетом процентных ставок годовых. | 1 | 16.12 | 16.12 | Понимать от чего берется процент при решении задачи. | Уметь рассчитывать сумму по процентам. | Определять и анализировать средства выполнения задания | | Выработка зрелости эмоциональных и волевых процессов | ||||||
16 | Задачи, включающие в себя валютные операции. | 1 | 23.12 | 23.12 | Элементарные знания о валюте. | Уметь ориентироваться в ситуации с применением процентов. | Осуществлять самоконтроль | | Выработка силы воли и уверенности в себе. | ||||||
17 | Задачи, включающие в себя валютные операции. | 1 | 13.01 | 09.01 / 15.01 | Элементарные знания о валюте. | Уметь ориентироваться в ситуации с применением процентов. | Осуществлять самоконтроль | | Выработка силы воли и уверенности в себе. | ||||||
18 | Составление таблиц и диаграмм . | 1 | 20.01 | 16.01 / 22.01 | Приемы и методы составление таблиц и диаграмм | Графические навыки и уверенная работа с чертежными инструментами | Уметь находить оптимальную стратегию: алгоритм, позволяющий добиться наилучшего результата: победы или ничьей. | | Развитие умения вступления в контакт, поведение в ситуации общения | ||||||
19 | Составление таблиц и диаграмм . | 1 | 27.01 | 23.01 / 29.01 | Приемы и методы составление таблиц и диаграмм | Графические навыки и уверенная работа с чертежными инструментами | Уметь находить оптимальную стратегию: алгоритм, позволяющий добиться наилучшего результата: победы или ничьей. | | Развитие умения вступления в контакт, поведение в ситуации общения | ||||||
20 | Задачи на вычисление процентного содержания вещества | 2 | 03.02 | | Понятие отношения. | Решать пропорции | Учиться использовать план для пересказа. | | Усвоение навыков общения | ||||||
21 | Задачи на вычисление процентного содержания вещества | 2 | 10.02 | | Понятие отношения. | Решать пропорции | Учиться использовать план для пересказа. | | Усвоение навыков общения | ||||||
22 | Итоговое занятие. Деловая игра «Открытие фирмы». | 1 | 17.02 | | Обобщенные и систематизированные знания раздела | Уметь находить оптимальную стратегию | Работать с основными понятиями темы. | | Освоение внутригрупповых и межличностных ролей и моделей поведения | ||||||
Интегрированные занятия 11 часов | |||||||||||||||
23 24 25 | Золотое сечение Практическая работа Золотое сечение. Историческая справка Золотое сечение. Презентации | 1 1 1 | 24.02 03.03 10.03 | | Класса задач, связанных с «золотым сечением» | Применять исследовательские методы | Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности. | | Освоение внутригрупповых и межличностных ролей и моделей поведения. | ||||||
26 | Как лучше. Нахождение рационального способа решения математических и жизненных задач | 1 | 17.03 | | Обобщенные и систематизированные знания алгебры и геометрии. | Развивать свою интуицию, догадку, эрудицию и владеть методами математики | Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности. | | Усвоение навыков общения | ||||||
27 | Немного поиграем в статистику. | 1 | 24.03 | | Определение понятия размаха и моды числового ряда | Вычисления размаха и моды числового ряда | Работать с основными понятиями темы. | | Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления | ||||||
28 | Удивительный мир чисел в статистике. | 1 | 07.04 | | Определение понятия размаха, медианы и моды числового ряда | Вычисления размаха моды и медиана числового ряда | Работать с основными понятиями темы. | | Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления | ||||||
29 | Техническое мышление и школьная геометрия | 1 | 14.04 | | Обобщенные и систематизированные знания алгебры и геометрии. | Развивать свою интуицию, догадку, эрудицию и владеть методами математики | Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности. | | Нахождение различных форм общения. | ||||||
30 | Техническое мышление и школьная геометрия | 1 | 21.04 | | Обобщенные и систематизированные знания алгебры и геометрии. | Развивать свою интуицию, догадку, эрудицию и владеть методами математики | Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности. | | Нахождение различных форм общения. | ||||||
31 | Техническое мышление и школьная геометрия | 1 | 28.04 | | Обобщенные и систематизированные знания алгебры и геометрии. | Развивать свою интуицию, догадку, эрудицию и владеть методами математики | Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности. | | Нахождение различных форм общения. | ||||||
32 | О значении теоремы Пифагора. | 1 | 05.05 | | Несколько способов доказательства теоремы | Практически применять знания теорем геометрии | Учиться использовать план для пересказа | | Развитие устойчивого внимания | ||||||
33 | О значении теоремы Пифагора. | 1 | 12.05 | | Несколько способов доказательства теоремы | Практически применять знания теорем геометрии | Учиться использовать план для пересказа | | Развитие устойчивого внимания | ||||||
34 | Задачи на проектирование строительных объектов | 1 | 17.05 | | Обобщенные знания алгебры и геометрии. | Уметь делать выводы и заключения | Быть ассистентом учителя на уроке. | | Тренировка глазомера. | ||||||
35 | Задачи на проектирование строительных объектов | 1 | 24.05 | | Обобщенные знания алгебры и геометрии. | Уметь делать выводы и заключения | Быть ассистентом учителя на уроке. | | Тренировка глазомера. | ||||||
36 | Итоговое занятие «Математика вокруг нас» | 1 | 31.05 | | Обобщенные знания алгебры и геометрии | Уметь делать выводы и заключения | Быть ассистентом учителя на уроке | | Тренировка глазомера. |
Критерии оценивания
Основной формой контроля результатов познавательной деятельности учащихся 8 классов являются занятия в зачетной форме деловых игр. На этих занятиях учащиеся должны продемонстрировать умения и навыки, полученные в процессе обучения.
Литература
-
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 2007 -
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2010. -
Подходова Н.С. Развитие пространственного мышления у учащихся.// Математика в школе. - 2007.- №2.- с. 29-34 -
Рабочие тетради. Первоначала геометрии. - М., 2009. -
Я познаю мир. Математика. Детская энциклопедия / Автор-составитель Савин А.П. и др. - М., 2002.