Файл: Практическое задание 3, Модуль Недоразвитие речи слушатель Астафьева Вероника Владимировна Преподаватель Лещенко Светлана Геннадьевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи с дополнительной специализацией в области детской нейропсихологии (1370 ч)
Дисциплина: Развитие речи в норме и недоразвитие речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Недоразвитие речи
Выполнил:
слушатель Астафьева Вероника Владимировна
Преподаватель:
Лещенко Светлана Геннадьевна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД - 2022
Практическое задание 3
Цель: развивать умение дифференцировать норму и патологию речевого развития на основе интерпретации продуктов речевой деятельности.
Задание 1. Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько проявлений:
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами: Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.). Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками т, д, р заменяетсяна л, ш заменяется на ф: собака-табака-фабака, рыба-лыба, шар-фар;
Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков. Например, вместо звуков с, ч, ш ребёнок произносит звук ть: сумка-тюмка, чашка-тяска, шапка-тяпка;
Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки р, л, с изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку».
Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей: проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря); сложности с восприятием абстрактных понятий; проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем- либо; замедленность мыслительных процессов и т.д.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость.
Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.
У ребенка замена звуков и смягчение их (Саша-Сяся, чашка-сяська), «р» и «л» заменяет на «ль» и затруднения в воспроизведении предложений с нетипичным порядком слов (например, очень трудно заучивать некоторые стихотворения). Долго ставили правильное произношение звуков, а автоматизация в речи идет еще дольше.
Нечеткое различение на слух звуков в речи, сложности в определении места звука в слове, бедность словарного запаса (частое использование простых предложений).
Задание 2. Дайте развернутую характеристику уровней речевого развития. Ответ занесите в таблицу.
Уровень речевого развития | Автор, выделивший уровень | Характеристика |
1 уровень | Левина Р.Е. | У детей речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих. Отдельные слова, которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов. Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут. Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена. На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе. |
2 уровень | Левина Р.Е. | Характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях. Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в неправильном произнесении звуков, нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов. Существительные употребляются детьми в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов. Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами. Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3—4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие, сонорные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные часто звучат смягченно. Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух-трех слогов. |
3 уровень | Левина Р.Е. | Обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны. Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается. К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов. Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов. |
4 уровень | Филичева Т.Б. | Характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. Дети, отнесенные к четвертому уровню, производят, на первый взгляд, довольно благополучное впечатление: у них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно дифференциация звуков. Своеобразие нарушения слоговой структуры слова у этих детей заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а поэтому возникают искажения звуконаполняемости. Степень отставания в правильном употреблении сложных по структуре слов особенно наглядно выступает в сравнении с нормой. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей смазанности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков говорит о том, что процесс фонемообразования еще не закончен у этих детей. Наряду с вышеописанными нарушениями имеются отдельные недостатки смысловой стороны языка. Предметный словарь детей разнообразный, однако, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), частей тела (пятка, ноздри) и др. Значительные трудности у детей этого уровня вызывает образование слов с помощью увеличительных суффиксов. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с суффиксами единичности (песок-песчинка). У детей, кроме того, отмечаются трудности в образовании малознакомых сложных слов (пчельник-пчеловод). Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи у одних детей отмечается незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан верный выбор. Это свидетельствует о том, что становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме. У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже выбрав правильный образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему будут пользоваться ошибочными формулировками. Следующей отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются. |
Задание 3. Раскройте задачи логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития. Ответ представьте в виде таблицы.
Уровень речевого развития | Задачи логопедической работы |
1 уровень | 1.Формирование мотивационной основы речевой деятельности. 2.Развитие активной подражательной деятельности в виде поощрения любых звуковых словосочетаний. 3. Формирование невербальной основы речи. 4. Развитие импрессивной основы речи. 5. Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. |
2 уровень | 1. Расширение и уточнение имеющегося словаря, словарь должен объединяться в лексические группы – по разным толкованиям. 2. Развитие понимания речи; 3. Формирование словарного запаса; 4. Развитие фонетического строя языка и слоговой структуры слов; 5. Развитие фонематического слуха; 6. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов; 7. Развитие связной речи. |
3 уровень | 1. Практическое усвоение лексико-грамматических средств языка; 2. Дальнейшее развитие связной речи; 3. Формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры; 4. Развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза; 5. Овладение элементами грамоты. |
4 уровень | 1.Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи, отработка этих дифференцировок в произношении. 2. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. 3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. 4. Обучение грамоте. |