Файл: Созанский, В. И. Геология и генезис соленосных образований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Lfunf)

I1!1

ІН

.4

-t

•i

*!

!']'

• s

s

§tl

:#

Ö

11

:

ää=% II

:#

* t5

|J’»lÿjllî:

чГі&з <5

CL. C «

Объяснения генезиса серы за счет эпигенетических превра­ щений сульфатов под действием нефтяных углеводородов про­ тиворечат фактическому геологическому материалу. На ряде газонефтеносных структур углеводороды залегают в ангидрито­ вой толще, т. е. находятся в контакте с сульфатами в течение многих миллионов лет и не способствуют образованию какихлибо заметных серопроявлений, тогда как, по мнению некото­ рых исследователей, ангидрит может восстановиться до серо­ водорода под действием нефтяных углеводородов в процессе их кратковременной миграции через толщу этих пород.

Так, на Шебелинском газоконденсатном месторождении мощ­ ные скопления углеводородов залегают в нижнеангидритовом горизонте и характеризуются свободными дебитами скзажин (50 2500 тыс. м3/сутки газа). Коллекторами газа этого гори­ зонта являются не только известняки,- доломиты и обломочные терригенные породы, но в ряде случаев и трещиноватые ангид­ риты, а также промежуточные разности пород — доломит-ангид­ риты и ангидрит-доломиты [118].

Значительные скопления газа, залегающие в непосредствен­ ной близости с ангидритами, известны на ряде площадей Предкарпатья. На Рудковском месторождении этаж газоносности охватывает комплекс отложений от юрских до сарматских, внут­ ри которого выделяется ангидритовый горизонт нижнего торто- Ha-t Такая же картина наблюдается на Кохановско-Свидницком нефте-газовом месторождении [41]. В основные, продуктивные горизонты месторождений Предкарпатья верхнетортонского и сарматского возраста газ мог проникнуть только лишь пройдя нижнетортонские ангидриты. Совместное нахождение гипсов, ангидритов и нефтяных углеводородов встречается также на ряде нефтяных месторождении. Так, на промысле Подливче, приуроченном к Долинской структуре, легкая нефть добывалась из воротыщенских отложений, в которых широко развиты гнезда ангидрита. Из этих же отложений извлекали нефть с помощью колодцев и на Бориславском месторождении.

Несмотря на совместное нахождение нефтяных углеводоро­ дов, гипсов и доломитов, ни на одном нефтяном или газовом месторождении залежей серы не встречено, поэтому нет осно­ ваний полагать, что сера может образоваться при миграции нефтяных углеводородов через сульфаты и дать скопление типа ефремовского, роменского и роздольского.

При выяснении природы серопроявлений на солянокупольных поднятиях необходимо учитывать, что в их пределах встречается не только элементарная сера, которая приурочивается к брекчии кепроков. Сера входит также в состав таких гидротермальных минералов, как галенит, сфалерит, халькопирит и др., ассоции­ рующихся с киноварью, а также высокотемпературными мине­ ралами: флогопитом, турмалином, кварцем, топазом, сфеном, рутилом и многими другими.

3—3858


Приуроченность оруденений, в том числе серных и сульфид­ ных, к разломным приштоковым зонам позволяет сделать вы­ вод об их глубинном происхождении. На основании анализа геологического строения солянокупольных структур северо-за­ падных окраин Донбасса к такому выводу пришли также С. В. Кузнецова и др.

Нам кажется, что природу серных рудопроявлений на соля­ нокупольных структурах наиболее правильно объясняют амери­ канские исследователи Г. У. Фили и Дж. Л. Калп. По их мне­ нию, сера возникает в результате взаимодействия сероводорода с ангидритами:

S 0 4- + 3H 2S-^4 S + 2 0H - + 2H 20.

Сероводород является одним из наиболее распространенных глубинных газов и часто встречается в тектонически активных зонах. В. И. Вернадский допускал даже, что сероводородное за­ ражение Черного моря обусловлено поступлением сероводорода из глубинных зон земного шара.

В больших количествах выносится сероводород в областях современного вулканизма. Например, в кальдерах вулканов Головнина и Менделеева на о. Кунашире Большой Курильской гряды глубинный сероводород, окисляясь, образует промышлен­ ные скопления серы, которые в свое время яьились объектом полукустарной разработки.

Из изложенного выше материала относительно геологическо­ го строения Днепровско-Донецкой впадины следует, что фор­ мирование девонских галогенных формаций синхронизировалось с возникновением глубинных разломов, определивших структуру этого региона, и сопровождалось повсеместными вулканически­ ми извержениями. Глубинные процессы проявлялись и в более позднее время в наиболее сложных участках впадины — в ее тектонически активных узлах. В этих местах зарождались и раз­ вивались солянокупольные структуры, а также возникали пути для миграции рудных растворов, из которых образовались вы­ сокотемпературные минералы (скаполит, тремолит, мусковит, флогопит, турмалин, кварц, апатит, альбит, рипидолит, анто­ филлит, топаз, сфен, рутил, брукит, кальцит и др.) и низкотем­ пературные (пирит, марказит, галенит, сфалерит, киноварь, халькопирит, бравоит и сопутствующие карбонаты, барит, гор­ ный хрусталь, цветные битумы и гармотомы) [85].

Эти минеральные ассоциации накапливались в зоне брекчии солянокупольных структур, причем наибольшего распростра­

нения они

достигли в

северо-западных окраинах Донбасса.

По заключению С. В.

Кузнецовой [84], высокотемпературные

минералы

образовались

в постнижнепермское время, тогда

как низкотемпературные оруденения имеют более поздний воз­ раст. Вынос серы из глубин продолжался длительное вре-


Мя, и наиболее поздние серопроявления фиксируются в па­ леогене в депрессионнон зоне Новодмитриевского соляного

купола.

Толщи солей нижнепермского возраста формировались во время мощных тектонических движений, определивших основ­ ные черты структуры Донецкого кряжа. Эти движения прояви­ лись также в Днепровско-Донецкой впадине и зафиксировались в виде складок в осадочном чехле, а также сети разломов.

По всей вероятности, в нижнепермское время в пределах Днепровско-Донецкой впадины также происходило извержение вулканов, что подтверждается развитием альбититовых пород в зоне брекчии Бантышевской солянокупольной структуры под отложениями дроновской свиты верхней перми. Калий-аргоно- вым методом определен абсолютный возраст альбитита в 290 млн. лет, что по хронологической шкале соответствует нижней перми [39].

Мы считаем, что оруденение нижнепермских отложений се­ веро-западной части Донбасса, выражающееся в повышенных количествах меди, свинца, цинка, кобальта, никеля, марганца, вольфрама, титана, циркона и др. [32], обусловлено поступле­ нием их из глубин, а не геохимической дифференциацией при­ носимых с суши осадков в определенных климатических усло­ виях.

Зависимость солеобразования от интенсивности тектониче­ ских движений особенно наглядно иллюстрируется геологиче­ ским материалом по строению пермской галогенной формации. В северо-западных окраинах Донбасса, где наиболее активно проявлялись предверхнепермские тектонические движения, уста­ новлены максимальные мощности каменных солей. Здесь же наиболее часто встречаются и рудопроявления, приуроченные к нижнепермским образованиям. По мере удаления от Донбасса постепенно затухает предверхнепермская складчатость, и, ве­ роятно, в связи с этим уменьшается мощность нижнепермских солей. В Припятском прогибе, где предверхнепермская фаза складчатости не проявляется, нижнепермских солей нет. По на­ шему мнению, па связь солеобразования с глубинными процес­ сами указывает характер распространения солей в ДнепровскоДонецкой впадине. Граница распространения здесь соленосных формаций строго контролируется региональными разломами, ограничивающими грабенообразный прогиб впадины. За пре­ делами этих разломов ни девонских, ни пермских солей не встре­ чено (рис. 17).

П р и п я 1 с к и й п р о г и б . Залежи солей в Припятской впа­ дине приурочены к девонским отложениям. Впадина представ­ ляет собой крупную депрессию, выполненную породами эокембрийского, девонского, каменноугольного, пермского и мезокайнозойского возраста. На юге она обрамляется Украинским щитом, на севере и западе граничит с Белорусским выступом


фундамента, а на востоке сливается с Днепровско-Донецкой впа­ диной, с которой она связана генетически [6, 22, 42].

Фундамент впадины опущен на глубину до 6000 м. Он нару­ шен сетью разломов и характеризуется сложным блоковым

строением. В пределах впадины различают ряд выступов и де­ прессий; наиболее крупные из них: Шатилковская, Копаткевичская, Ельская и Туровская депрессии, Червоно-Слободской, Осташковичско-Речицкий и Центральный выступы.

Фундамент впадины сложен докембрийскими гранитами, гранодиоритами, диабазами, биотитовыми и силлиманитовымн

гнейсами, кварцитами, сланцами и др.

Породы эокембрия установлены в северо-западной части Припятской впадины, где они залегают с резким несогласием на породах фундамента. Представлены они осадочно-туфоген-

ными образованиями общей мощностью до 500 м.

Породы кембрия, ордовика и силура в Припятской впадине не установлены и только со среднего девона на ее территории возобновляется осадконакопление.

Среднедевонские образования представлены пярнуско-наров- скими и лужскими слоями, слагающими живетский ярус. Сло­ жены они песчаниками, алевролитами, глинами, мергелями, известняками и доломитами общей мощностью до 300 м.

Верхнедевонские породы в Припятской впадине развиты ши­ роко и сложены франским и фаменским ярусами.

Нижняя часть франского яруса состоит из щигровских, семилукских, петинских, воронежских и евлановских слоев, пред­ ставленных преимущественно известняками, доломитами и мер­ гелями с прослоями глин и включениями в верхней части вул­ каногенных пород общей мощностью до 500 м. Ливенские слои составляют нижнюю соленосную толщу, достигающую мощности 1200 м. В юго-восточной части Припятской впа­ дины на ряде площадей (Борщевской, Шарпиловской и др.) ливенские соли замещаются туфогенными образованиями (рис. 18, 19).

Породы фаменского яруса разделяются на задонско-елецкие песчаники, глины, аргиллиты, известняки и доломиты, содер­ жащие в верхней части местами эффузивы, которые составляют межсолевой комплекс мощностью до 1200 м. Залегающие выше елецко-лебедянские слои сложены хемогенными образованиями и известны в литературе как верхняя соль. Мощность ее неред­ ко превышает 3000 м. Иногда верхняя соль замещается эффузивами (Шарпиловская площадь) (рис. 19). Надсолевые дан- ково-лебедянские слои сложены глинами, мергелями, извест­ няками, доломитами и гипсами мощностью до 1200 м.

Породы каменноугольной системы в пределах Припятской впадины представлены тремя отделами. Наиболее полно разви­ ты нижнекаменкоугольные осадки, где выделяют турнейский, визейский и намюрский ярусы; средний карбон расчленяют на башкирский и московский ярусы; верхний карбон имеет огра­ ниченное распространение и незначительную мощность. Общая мощность каменноугольных пород достигает 1200 м. В лито­ логическом отношении это однообразная песчано-глинистая тол­ ща с редкими прослоями известняков в нижней части.

Пермские породы представлены в нижней части глинами с прослоями алевролитов и песчаников; в верхней части разреза преобладают пески и песчаники. Мощность пермских пород около 650 м.

Триасовые образования в пределах Припятской впадины до­ стигают мощности до 450 м и характеризуются песчано-глинис­ тым составом.

Породы юрской системы сложены в нижней части глинами и песчаниками, а в верхней — известняками и мергелями общей мощностью до 200 м.

Нижняя часть меловой системы имеет песчано-глинистый со­ став, верхняя — представлена писчим мелом и мергелями. Мощ­ ность данной системы до 200 м.