ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА И КОМАНДНОЙ РАБОТЫ»
Направление подготовки:
Заочная форма обучения
Выполнил: студент гр: ИБ260291
ФИО: Лактионов Илья Андреевич
Принял: асс. Федулова Е.В.
Тула – 2020
Тема 1. Введение в психологию лидерства и командной работы.
-
Дайте определение понятию «лидер».
Лидер — лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие
-
В чём отличие лидерства от руководства?
Представим отличия в виде таблицы.
Лидерство | Руководство |
Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе | Осуществляется регуляция официальных отношений группы как социальной организации |
Является элементом микросреды (так же, как сама малая группа) | Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды |
Возникает стихийно | Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры |
Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы | Явление более стабильное |
Менее определенная система различных санкций | Более определенная система различных санкций |
Решения принимают непосредственно по групповой деятельности | Процесс принятия решений более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой |
Сфера деятельности лидера – в основном малая группа | Сфера действий шире, поскольку руководитель представляет малую группу в более широкой социальной система |
Тема 2. Отечественные и зарубежные исследования психологии лидерства.
-
Какие Вы знаете зарубежные теории лидерства? Опишите одну из них.
- теория эмоционального интеллекта
- теория первичного лидерства
- групповая теория лидерства
- теория «двигателя лидерства»
- концепция «разделяемого лидерства»
Осознание сложности современного процесса лидерства привело к тому, что была разработана теория лидерства, дополняющая нормативную теорию Врума-Йеттона, которую можно назвать лидерством посредством управления парадоксами - А. Thrornpenaars, С. Hampden-Turner. В рамках этого подхода парадокс понимается как некая проблема, не имеющая однозначного (статического) решения, а требующая постоянного внимания и изменения поведения. Сутью теории является постоянный баланс лидера между двумя полюсами (например, индивидуализм - групповая ориентация, внутренний - внешний локус контроля, линейное - циклическое отношение ко времени). В реальной практике управления лидер находит «золотую середину» соблюдения баланса между указанными «противоречиями».
-
Каких отечественных исследователей в области психологии лидерства Вы знаете?
А.Л. Уманский, В.Д. Гончаров, А.С. Чернышев, Б.Д. Парыгин, Г.К. Ашин, Н.С. Жеребова, Д.В. Беспалов.
Тема 3. Психологические характеристики лидерства. Лидерство и руководство.
1. Каким набором личностных качеств и психологических черт должен обладать лидер?
-честность;
-открытость новым знаниям и готовность изменяться;
-воображение;
-уверенность в собственных силах;
-чувство юмора;
-энтузиазм;
-рациональность и жесткость;
-готовность к переменам;
-умение видеть и удерживать цель;
-способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
-интересная внешность и харизма.
2. Что такое авторитет лидера? Какие формы авторитета Вы знаете?
Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:
-уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
-высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
-обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
-хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
-принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.
Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.
Выделяют следующие формы авторитета:
- харизматический;
- традиционный;
- авторитет роли или положения;
- юридический (правовой);
- авторитет квалификации.
Тема 4. Виды и стили лидерства. Гендерные аспекты лидерства.
1. Какие стили лидерства Вы знаете?
Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых.
Различия авторитарного и демократичного стилей состоят в том, что демократичный лидер считается с мнением зависимых от него людей, принимает их советы, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой.
При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение чаще схожа не с лидерским, а с рядовым членом группы.
2. Чем обусловлена связь между стилем руководства и эффективностью деятельности? Опишите эффективное руководство по Ф. Фидлеру.
Эффективный стиль руководства должен быть ориентирован как на особенности внешней среды организации, так и на внешние показатели, которые определяют качество ее функционирования. Наиболее эффективным будет такой стиль управления, который способен адаптироваться к изменениям внешней среды, при условии ориентации на внутриорганизационные показатели эффективности. Изменение внешней и внутриорганизационной среды требуют ситуационного подхода в принятии решения, учитывая личные характеристики руководителя и управляемого коллектива.
Эффективность решений руководителя в конкретной производственной ситуации зависит, прежде всего, от объективных условий внешней среды и эффективности взаимодействия руководителя с внутренними составляющими организации, а также правильного определения направлений влияния отдельных показателей внутренней и внешней среды на эффективность организации.
Модель эффективного руководства Фреда Фидлера, называемая также ситуационной моделью, основывается на том, что результативность деятельности коллектива зависит по большей части от того, насколько каждая отдельно взятая ситуация даёт возможность руководителю осуществлять контроль над своими сотрудниками и оказывать воздействие на их работу.
Основной идеей данной модели является то, что наибольшей эффективностью в разных условиях будут обладать разные стили руководства. Согласно модели Фидлера, все ситуации, которые связаны с руководством, должны оцениваться с применением этих трёх составляющих, называемых ситуационными переменными. Благодаря их комбинированию появляются восемь базовых ситуаций, в которых может оказаться любой из руководителей. Эти ситуации классифицируются как очень благоприятные, умеренно благоприятные и очень неблагоприятные для руководителя.
Тема 5. Структура деятельности руководителя. Основные управленческие функции.
1. Какие функции входят в структуру деятельности руководителя?
Основные из функций:
1. Наблюдение с целью проверки. Совершенствование трудовой деятельности подчиненных: работа с ними, чтобы понять их сильные и слабые стороны, обеспечение соответствующего обучения, развитие умений, составление программы действий и установление целей.
2. Планирование и организация. Составление краткосрочных планов, разработка проектов и бюджетов, оптимальное распределение и использование ресурсов, перевод перспективных планов в краткосрочные операционные цели, разработка рекомендаций и развитие повседневных линий поведения и процедур.
3. Принятие решений. Принятие деловых решений без колебаний в нестандартных ситуациях; санкционирование тех или иных отклонений от установленных процедур в новых или необычных ситуациях.
4. Мониторинг показателей. Мониторинг внутренних и внешних сил, которые могут повлиять на компанию, включая показатели деятельности, корпоративные финансы и имущество, рыночные условия, культурный, социальный и политический климат.
5. Контроль. Разработка оценок режима работы и затрат времени на производство продуктов или предоставление услуг, обеспечение продуктивности и качества продукции или эффективности услуг, анализ операционной эффективности.
2. Подробно опишите одну из функций руководителя.
Рассмотрим функцию мотивации.
Мотивировать сотрудников — значит нарушить их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе труда. Мотивация — это процесс побуждения человека или группы людей к достижению целей организации и включает в себя мотивы, интересы, потребности, увлечения, мотивационные установки или диспозиции и т.д.
К мотивам относится комплекс побуждений, действующих с полной силой в течение длительного времени, а также обязанности, стремление выполнить порученное задание, помочь сотруднику и тому подобное. В зависимости от сферы, в которой они используются, мотивы могут быть материальногои морального порядка.
Стимул также рассматривается как принуждение к действию, но в отличие от мотива, он вызывается внешними факторами, которые делятся на материальные (вознаграждения за труд) и моральные стимулы (признание заслуг индивида, справедливое отношение к нему, создание у человека чувства собственной причастности к успехам организации и др.).
Мотивация как функция менеджмента включает ряд таких взаимосвязанных действий менеджера:
-общение с подчиненными и разъяснение им цели организации;
-определение правил и норм деятельности;
-подготовка подчиненных до желаемого профессионального уровня;
-своевременная и объективная оценка деятельности подчиненных;
-поощрение и наказание работников;
-создание благоприятной мотивационной среды.
Мотивация также предусматривает формирование и воспитание здоровых и разумных потребностей, высоких идеалов людей, разработку нетрадиционных способов побуждения к высококачественной работе.
Тема 6. Команда и командоообразование.
1. Дайте определение понятию «команда».
Команда — группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща. Участники команды объединены поддержкой друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности всей команды.
2. Назовите стадии командообразования и дайте им краткую характеристику.