ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра менеджмента
Форма обучения: заочная с применением ДОТ
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Бизнес-планирование _________________________________________________
| ||||||
| ||||||
|
МОСКВА 2022
Тема 4. Понятие бизнес-плана и процесс бизнес - планирования.
Вопрос 1. Охарактеризуйте сущность бизнес - планирования и бизнес-плана, его цели и задачи.
Ответ:
Бизнес-планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. Основной целью бизнес-планирования является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Основная задача бизнес –
планирования заключается в том, чтобы дать картину перспектив развития фирмы т.е. ответить на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач. Бизнес-план - это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов. Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален, как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
Вопрос 2. Поясните процесс бизнес - планирования и предъявляемые к нему требования.
Ответ:
Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата.
Организованность. Бизнес-план корректируется, уточняется специалистами-планировщиками динамично и непрерывно. Основные требования бизнес-планирования:
-
Соучастие. Руководство предприятия непосредственно участвует в разработке стратегического развития, принимают решения, исключают альтернативны варианты. -
Обучение. Самообучение сотрудников с помощью бизнес-моделирования, нахождения эффективных решений. -
Системность. Каждый вид деятельности предприятия сочетается друг с другом. -
Информационность. Использование программных продуктов и информационных систем для выявление оптимального варианта из множеств. -
Перспективность. Прогнозирование наступления будущие событий в комплексе.
Вопрос 3. Поясните роль и значение бизнес-планирования для малого и среднего бизнеса.
Ответ:
Вне зависимости от сектора экономики, предпринимательская деятельность требует составления грамотного бизнес-плана. Такой документ составляется с целью планирования и эффективного управления бизнесом и является одним из основных инструментов менеджмента предприятия. Бизнес-план для малого и среднего бизнеса предусматривает решение таких стоящих перед предприятием вопросов, как оценка его текущего состояния, выявление сильных и слабых сторон предпринимательской деятельности, формулирование целей деятельности на планируемый период. Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса начинает "работать" еще до своего появления на свет. Сам процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководство непредвзято и беспристрастно рассмотреть планируемую деятельность во всех деталях, тщательно проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их реализации. Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что предприниматель нашел привлекательные возможности развития производства, позволяющие эффективно осуществлять намеченное и, предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли. Для того чтобы бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок; носить всеобъемлющий характер, то есть включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; опираться на реальные факты и обоснованные предложения; иметь завершенный характер, то есть содержать
стратегию достижения поставленных целей; обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей. Подводя итоги, можно сказать, что выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логике построения бизнес-плана предприятия малого и среднего бизнеса. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать разработкой бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы.
Тема 6. Бизнес-идея как инновационный замысел.
Вопрос 1. Дайте понятие бизнес-идеи.
Ответ:
Бизнес-идея — это концепция бизнеса, которая связана с пониманием ценности, предлагаемой потребителю. Она может быть как собственной (новой, оригинальной, рожденной впервые), так и заимствованной извне («враждебное» поглощение через приобретение компаний, создание совместных предприятий и др.)
Вопрос 2. Поясните источники бизнес-идей и методы выработки бизнес-идей.
Ответ:
Основными источниками бизнес-идей являются:
-
отзывы конечных потребителей (заказчиков, клиентов); -
отзывы представителей канала сбыта (работников торговли, торговых агентов, дилеров, дистрибьюторов, представителей, посредников, курьеров, закупщики); -
рекомендации и пожелания от близкого окружения (друзей, родственников, знакомых, коллег); -
товары и услуги, выпускаемые конкурентами (в точках продаж, закупок, на выставках); -
публикации в каталогах, в СМИ (газетах, журналах, пресс-релизах); -
публикации законодательных инициатив, различных программ, планов (федерального правительства, местной администрации города, района); -
идеи экологичности, социальной ориентированности (некоммерческих организаций, социальных служб); -
архивы (патентного бюро, документаций); -
ноу-хау, изобретения (из научно-исследовательских институтов, университетов); -
собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки предприятия, рациональные предложения.
Существует ряд методов изобретательского творчества, помогающих вырабатывать и оценивать новые бизнес-идеи:
-
метод мозгового штурма; -
метод шести шляп; -
структурирование мыслей (mind mapping); -
теория решения изобретательских задач (ТРИЗ); -
морфологический анализ; -
метод синектики; -
метод фокальных объектов (МФО); -
рекомбинация идей и знаний; -
метод «Поймай мяч» (catchball) и другие.
Кроме этого следующие методы также используются:
-
Целевое обсуждение. Совещании по выработке идей, где участники втягиваются в дискуссию и предлагают сами идеи; -
Обсуждение списка слабых мест. Совещании, на которых уже предложен список слабых мест, участники обсуждают их; -
Метод мозговой атаки наоборот. Участники ищут слабые места и пути их устранения; -
Метод вопросника. Участники обсуждают список вопросов для решения проблемы; -
Эвристический метод. Участники вырабатывают решения на основе логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта; -
Стоимостной анализ. Участники отвечают на вопрос (Можно ли снизить стоимость продукта, не оказывая влияния на продукт); -
Матричные структуры. Поиск решения, записывая в столбцы товар, а в строки вопросы (сегмент, потенциальный покупатель и т.д.); -
Мечты о невозможном. Все мечты записываются, затем выработается идея.
Вопрос 3. Охарактеризуйте презентацию бизнес-идеи.
Ответ:
Презентация бизнес идеи направлена не на прошение помощи, а на предложение сотрудничества с целью участия в интересном и прибыльном проекте. Главной задачей мероприятия является вступление в диалог с инвесторами и пробуждение заинтересованности к делу. Презентация бизнес-идеи — это краткосрочное мероприятие, в ходе которого необходимо достичь поставленных целей для обеспечения оперативного развития бизнеса. Основными составляющими удачного выступления является уверенность в своем предложении, подчеркнутая четкостью формулировок, легкостью преподнесения материала, а также лаконичностью и живостью речи.
Тема 7. Структура бизнес-плана. Общие требования и рекомендации по разработке бизнес-плана.
Вопрос 1. Охарактеризуйте основные этапы разработки бизнес- плана.
Ответ: Разработку бизнес-плана проводят в несколько этапов:
Подготовительный этап.
На этом этапе определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы, бюджет.
Подготовительный этап можно разбить на ряд шагов:
-определение целей написания бизнес-плана;
- определение источников информации;
- точное определение целевых читателей;
- установление общей структуры документа.
Этап разработки бизнес-плана по разделам, их компановка и сведение в единый взаимосвязанный документ.
Второй этап также можно разбить на ряд шагов:
- сбор информации;
- непосредственное написание бизнес-плана.
Перед тем как заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю нужную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта.
Нужные данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, или провести собственные исследования. Источником информации могут быть публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет- информация.
Второй шаг рекомендуется выполнять при непосредственном участии будущих исполнителей проекта (инициаторов его написания). Это необходимо для того, чтобы предприниматель имел более системное и полное представление о слабых и сильных сторонах своей организации, основных направлениях ее деятельности, реальных шансах воплотить данный бизнес-план в жизнь.
Этап обсуждения бизнес-плана. Руководители, ведущие специалисты структурных подразделений предприятия, консультанты сторонних организаций и авторы разделов изучают и обобщают все отзывы и по каждому обоснованному замечанию, готовят аргументированное заключение. После совместного обсуждения проект бизнес-плана дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о его дальнейшей корректировке, либо о разработке нового варианта.
Заключительный этап. На нем выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.).