Файл: Центральный Банк рф как отдельная структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Экономика»


Центральный Банк России и его влияние на развитие экономики

(тема практического задания)

ФИО студента




Направление подготовки




Группа




Москва 2019

Содержание

  1. Введение………………………………………………………..2

  2. Центральный Банк РФ как отдельная структура…………….3

  3. Связь Центрального банка с экономикой и его влияние……6

  4. Связь Центрального банка с политикой и его влияние……..9

  5. Вывод…………………………………………………………..13

Введение

Актуальность: Центральный банк является важным аспектом в устройстве государства. Он связан не только с экономической системой, но и политико-государственной. С каждым годом все увеличивая свое влияние на второе. Актуальность исследовательской работы заключается в рассмотрении последних тенденций развития Центрального банка и его влиянии на экономику.

Цель: Изучить Центральный банк и как он влияет на те или иные сферы жизни и экономику в целом.

Задачи:

  1. Центральный банк РФ как отдельная структура;

  2. Связь Центрального банка с экономикой и его влияние;

  3. Связь Центрального банка с политикой и его влияние.

Методы исследования: исследование научных статей и книг на эту тему, анализ полученной информации. 

Объект исследования: Центральный банк Российской Федерации

Предмет исследования: влияние Центрального банка на финансовую сферу и государственно-политическую.

Центральный банк РФ как отдельная структура

Появление банков было неизбежно. Государства переходили постепенно к рыночной экономике и появилась нужда в институте, который будет ведать финансами, направлять, распределять их, тем самым влияя на финансовую и экономическую структуру.


Таким институтом в Российской Федерации является Центральный банк, что закреплено в Конституции Российской Федерации. Центральный банк (далее - Центральный банк, Банк России) имеет особый конституционно-правовой статус, обладает исключительным правом эмиссии денег, а его основной задачей является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он выполняет независимо от других органов. 1

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» озвучены цели, задачи, функции и полномочия ЦБ.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации разъясняется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Важнейшее место среди них занимает Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Юридическая сущность Центрального банка Российской Федерации имеет некоторую двойственность. Действующее законодательство в той или иной мере не раскрывает организационно-правовую форму Банка России, однако прямо относит его к органам государственной или муниципальной власти, ограничиваясь понятием Банка России как юридического лица. Особенность правового положения Банка России заключается в том, что Банк России, не являясь органом государственной власти, наделен полномочиями и может быть ликвидирован на основании федерального закона с внесением соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации.2 Как уже было сказано выше, ЦБ осуществляет свою деятельность независимо от других органов власти. Также в ФЗ закреплено следующее: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами3

Цели и функции Банка России определяются Конституцией РФ. Помимо денежной эмиссии и укрепления рубля у ЦБ есть цели, направленные на развитие и обеспечение стабильности Финансового рынка.

Функции Банка России следующие: Разработка и осуществление денежно-кредитной политики, поддержание функционирования финансового рынка совместно с Правительством Российской Федерации.

Традиционно в любом государстве политика центрального банка может осуществляться в следующих формах: учетная (учетная) политика и рефинансирование; регулирование нормы обязательных резервов и девизной политики; операции на открытом рынке; прямое влияние на кредит. Если говорить об учетной политике Банка России, то она заключается в учете и переучете обязательств коммерческих банков, а также в установлении учетной ставки (ставки рефинансирования) при выдаче кредитных ресурсов. Как правило, учетная политика Банка России направлена на регулирование процентных ставок на рынке межбанковского кредитования, а через это - на

рынке банковского кредитования в целом, а также на установление максимальной суммы кредита для каждого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых банками кредитов. Установление Банком России норматива обязательных резервов заключается в том, что коммерческие банки обязаны размещать часть своих средств на беспроцентном счете в Банке России. Сам ЦБ РФ в целях реализации своей девизной политики также формирует резервы, в том числе в иностранной валюте, для стабилизации национальной валюты, рефинансирования иностранной валюты, обеспечения внешних обязательств. Формой регулирования является также прямое государственное воздействие Банка России на кредитную систему посредством прямых регулирующих указаний в виде положений, инструкций, иных нормативных актов Банка России или применения санкций за нарушения банковских правил. 4

Еще одна особенность заключается в том, что Центральный банк Российской Федерации подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, ни одно юридическое лицо не подотчетно законодательному органу государственной власти, что в целом говорит еще об одной особенности Центрального Банк Российской Федерации. По представлению Президента Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, который, как и работники Банка России, не является государственным служащим. 5

Таким образом Центральный банк представляет собой достаточно уникальную структуру, которая с одной стороны занимается государственными вещами, но с другой не связывается с обязательствами государства, даже находясь в тесном взаимодействии с Правительством РФ.



Связь Центрального банка с экономикой и его влияние

Экономика страны представляет собой сложный механизм, в рамках которого взаимодействуют многие отрасли. Состояние экономики характеризуется такими показателями, как изменение валового внутреннего продукта, инфляции, темпов роста промышленного производства, изменение объема инвестиций в основной капитал, средневзвешенных банковских процентных ставок, ставки рефинансирования, курсов валют, государственных ценных бумаг. нормы доходности. Эти показатели, отражающие состояние экономики, не являются исчерпывающим списком, но благодаря им появляется возможность отражать состояние экономической ситуации в стране и
служить ориентиром для экономического развития.6

Определение содержания денежно-кредитной политики государства. Значение Центрального банка в развитии экономики любого государства трудно переоценить. Выступая в качестве высшего уровня национальной банковской системы, Центральный банк наделен особыми полномочиями и важными функциями. Банк России выступает органом государственного регулирования экономики, мегарегулятором финансового сектора, эмитентом, надзорно-контролирующим органом, проводником денежно-кредитной политики, а также важнейшим субъектом финансово-правовых отношений.7

ЦБ РФ реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции и его основной целью является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, то есть устойчиво низкой инфляции.

Инфляционное таргетирование представляет собой скорее режим, чем строгий набор правил денежно-кредитной политики. Тем не менее режим инфляционного таргетирования имеет ряд существенных элементов:

1. главной целью ДКП является стабильность цен;

2. количественный таргет инфляции объявляется публично;

3. денежно-кредитная политика сформирована на обширном массиве информации, включая прогноз инфляции;

4. прозрачность;

5. механизмы подотчетности.

Выбор денежно-кредитной политики зависит от текущей фазы экономического цикла в государстве. Политика денежной экспансии направлена на стимулирование экономического роста, политика денежного ограничения — на сдерживание экономического роста. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации имеет немаловажное значение в формировании основных условий экономического развития и социальной стабильности: низкие темпы инфляции, ожидаемый уровень процентных ставок.8

В России основными инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка являются: процентные ставки по операциям Банка России (ставки рефинансирования); нормативы обязательных резервов, депонированные в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке (сделки с внутренними долговыми обязательствами правительства); валютные интервенции и нормы валютного регулирования; установление индикативных параметров денежной массы (денежная масса в обращении, денежная база, денежные агрегаты); прямые количественные
ограничения в сфере денежного обращения и деятельности коммерческих банков. С помощью активной денежно-кредитной политики центральные банки могут влиять на качество денег (структуру денежной массы) в экономике и, таким образом, влиять на параметры реального сектора экономики и состояние государственных финансов в целом. При этом Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В частности, центральный банк влияет на денежную базу и спрос на деньги, регулируя уровень обязательных резервов, политику открытого рынка, процентную политику.9

В итоге Банк России выполняет много функций для поддержания и регулирования экономики. Также существующая денежно-кредитная политика подконтрольна Банку России, в связи с чем у ЦБ есть больше способов контроля экономики на определенном уровне.

Связь Центрального банка с политикой и его влияние

Государственное регулирование банковской деятельности и контроль за работой кредитных организаций осуществляет Банк России. Компетентными органами государственной власти в данной сфере являются: Правительство РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Федеральная налоговая служба России, Росфинмониторинг.10

Центральный банк Российской Федерации в своем функционировании тесно связан с Правительством Российской Федерации. Принимает участие в разработке экономической политики. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации. Министр экономики и Министр финансов или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России и имеют право совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о возможных действиях общегосударственного значения, организуют свою политику и проводят систематические консультации. Между Банком России и Правительством Российской Федерации сложились тесные связи. Правительство РФ заинтересовано в надежности Центрального банка в связи с особой ролью последнего в кредитной системе страны, в проведении ее экономической политики. Однако тесная связь ЦБ с государством не означает, что последнее может иметь неограниченное влияние на его политику. Независимость Центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-валютной стабильности. Это особенно важно с точки зрения ограничения возможности Правительства использовать ресурсы Центрального банка для покрытия дефицита бюджета. В то же время самостоятельный характер деятельности ЦБ относителен, так как экономическая политика Правительства не может быть успешной без координации и тесной связи ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в стратегическом плане политика Центрального банка формируется исходя из приоритетов макроэкономического курса Правительства. В конечном итоге любой ЦБ в той или иной степени сочетает в себе черты и банка, и государственного органа. Взаимоотношения между Банком России и Государственной Думой Российской Федерации требуют подотчетности Банка России Государственной Думе Российской Федерации. Одной из форм подотчетности Банка России Государственной Думе Российской Федерации является его право проводить парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей. Банк России ежегодно не позднее 1 декабря вносит в Государственную Думу основные направления государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Проект основных направлений денежно-кредитной политики предварительно вносится на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. При выполнении возложенных на него функций и достижении своих целей Банк России активно взаимодействует с Правительством Российской Федерации: участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации; совместно разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; они информируют друг друга о предлагаемых действиях общегосударственного значения, согласовывают свою политику, проводят регулярные консультации и встречи. На заседаниях Правительства Российской Федерации присутствует Председатель Банка России или один из его заместителей. Правительство Российской Федерации также участвует в заседаниях Совета директоров Банка России. Представителями Правительства Российской Федерации в этом случае являются Министр финансов Российской Федерации и Министр экономического развития Российской Федерации, их заместители, обладающие правом совещательного голоса. Принципиальное значение для банковской системы России имеет координация взаимных действий Банка России и Минфина России. Например, Банк России консультирует Минфин России по графикам выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации, как внешнего, так и внутреннего, с учетом их влияния на состояние банковской системы России и приоритеты единой государственной денежно-кредитной политики. В качестве федерального органа управления финансами в Российской