Файл: Реферат по дисциплине Социология Развитие представлений о задачах социальной науки в 20 веке.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Социология»
«Развитие представлений о задачах социальной науки в 20 веке»
ФИО студента | Саморукова Надежда Михайловна |
Направление подготовки | 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Музыкальное образование (уровень бакалавриата) |
Группа | ПОМ-Б-03.01-Д-2022-1 |
Москва 2022
Оглавление
Введение 3
Макс Вебер, теория социального действия. 4
Причины возникновения социологии в середине 19 века: 5
Отечественная социология 20 века 5
Три исторических этапа 6
Введение
История каждой науки подчинена определенной логике. Вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. отталкиваясь от этого, формирует объект и предмет своего исследования. Истинно подлинной наука может считаться лишь тогда, когда она обладает четко сформулированным предметом изучения. Предмет любой дисциплины вытекает из ее объекта, которым в социологии служит общество. В зависимости от того, какие способы, методы и подходы используются при изучении общества, возникают различные взгляды на предмет социологии.
На протяжении всей истории развития и формирования социологии у ее представителей постоянно изменялись взгляды на задачи науки. Характер данных перемен заключался в том, что прежние взгляды на задачи социологии уточнялись, дополнялись и, таким образом, постоянно обогащались, совершенствовались, становились более аргументированными.
Вместе с изменением задач, а также совершенствованием и развитием социологии как науки, изменялся и сам предмет ее изучения. Изменения во взглядах на предмет науки был связан прежде всего с идеальной моделью изучаемого данной наукой фрагмента действительности, в данном случае социальной действительности. То есть, изменение предмета социологии касается главным образом его идеального, субъективного аспекта. В то же время, в связи с тем, что общество имеет исторический характер, то изменениям подвергается и содержательная часть предмета социологии как науки об обществе и человеке как о социальном существе. Однако эти изменения не затрагивают саму специфику предмета социологии, которая представляет характерный для нее как науки взгляд на общество как объект изучения.
Таким образом, изменение представлений о предмете социологии, реальных в своих последствиях, как изменение, развитие самого ее предмета, выражалось в появлении все более новых нетрадиционных точек зрения на него и на то, чем должна заниматься социология.
Как наука об обществе, социология появилась еще 19 веке, когда впервые этот термин использовал Огюст Конт, считающийся родоначальником социологической науки. Но это не означает, что именно он создал эту науку. Его подход к социологии опирался на труды Жан-Жака Руссо (1712–1778), А. Сен-Симона (1760–1825) и др. Именно у последнего О. Конт позаимствовал идею «закона трех стадий» социального интеллектуального развития человечества, согласно которому общество проходит через «теологическую и метафизическую» стадии, прежде чем достигнет «позитивного возраста» – этапа «надежного» знания, нового «рационального правительства» и «религии гуманизма».
В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько абстрактного, сколько конкретно-позитивного изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Быстрое развитие других общественных наук (истории, экономики, права, социальной философии), происходящее одновременно, лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.
Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.
Для более полного уяснения сущности социологии необходимы подробный анализ исторических и социально-экономических предпосылок ее появления как особой самостоятельной области научного знания, выявление условий зарождения, закономерностей ее появления, периодизации и наиболее характерных особенностей развития в различные исторические эпохи, а также самобытных черт, которые эта наука приобретает в конкретно-исторических условиях отдельных стран.
Макс Вебер, теория социального действия.
20 век славится большим количеством новых социологических концепций, разработкой которых занимались известные авторы-социологи. Одним из первых в 20 веке прославился Макс Вебер. Предметом социологии Вебера стала социальная деятельность, которая является осмысленной и анализированной с точки зрения целей и средств для их достижения. Таким образом, Вебер сформулировал теорию социального действия, и выделил четыре основных ее типа:
-
Целерациональное действие; -
Ценностно-рациональное действие; -
Традиционное действие; -
Аффективное действие.
Только два первых (целерациональное и ценностно-рациональное) действия подлежат изучению в рамках социологического знания, так как они являются рациональными (осознанными, разумными).
Причины возникновения социологии в середине 19 века:
Научные:
-
Величайшие открытия в области естественных наук -
Проникновение науки во все сферы жизни -
Повышение престижа науки в обществе
Духовные:
-
Изменение роли религии в обществе -
Появление атеизма как мировоззрения -
Превращение науки в своего рода религию
Социально-экономические:
-
Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному производству -
Урбанизация – перемещение центра общественной жизни из села в город и массовое перенаселение сельских жителей в города -
Буржуазные революции конца XVIII - середины XIX в. -
Появление и распространение социалистических идей -
Феминизм как социальная идея и движение за равноправие мужчин и женщин.
Отечественная социология 20 века
Первая русская кафедра социологии появилась в 1911 году на базе Психоневрологического института, а ее руководителем стал профессор Ковалевский. Среди известных имен отечественных ученых-социологов выделим следующие:
-
Т.И. Заславская – президент Всесоюзного (позднее Всероссийского) центра изучения общественного мнения ВЦИОМ; -
Ю. Левада – заместитель Заславской, а позже директор; -
В.А. Ядов – крупный отечественный социолог, глава Института социологии АН СССР (затем РАН).
В этот период социология призвана выполнять следующие функции: теоретико-познавательную и практическо-преобразовательную.
Нередко упоминают еще и мировоззренческую, а также просветительскую функции, но в итоге оставили только две первые, а остальные функции – производные от них. Осуществляя первую (теоретико-познавательную) функцию, социология открывает новые, ранее неизученные знания об обществе, о протекающих в нем процессах, а также о роли человека и его деятельности. Практическо-преобразовательная (управленческая) функция подразумевает под собой поиск рациональных способов для решения конкретных общественных проблем, а также прогноз дальнейшего развития и разработку методических рекомендаций.
Задачи социальной науки:
-
Решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности -
Изучает и предлагает пути и средства целенаправленного воздействия на социальные процессы с целью преобразования социальной действительности -
Предоставлять полную, точную и правдивую информацию о реальном положение дел в любой сфере общественной жизни -
Изучает потребности, интересы, поведение общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможности влияния на их поведения и на общественные процессы
Три исторических этапа
В развитии социологии как науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа:
-
Первый этап. 1860-1890-е годы. Как и на Западе, социология в России возникает под "духовным руководством" О. Конта. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е гг. В 1859 г. выходят две работы П.Л. Лаврова ("Механическая теория мира" и "Очерки развития личности"), написанные в позитивистском духе. На рубеже 60-70-х гг. появляются первые собственно социологические работы П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, написанные в русле методологии позитивизма. -
Второй этап. 1890-1900-е годы. Утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи, В таком понимании социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в академическую среду, ее методы начинают широко использоваться в других социальных дисциплинах. -
Третий этап. 10-20-е годы XX века. В развитии российской социологии, насильственно прерванный внутри страны в 1922 г. Это период, когда социология четко определяет свой предмет и самое себя как общую теорию социального.
В конце ХХ века и в начале ХХ1 века развитие социологии в России набирает обороты. Основным местом проведения широких социологических дискуссий в России являются Всероссийские социологические конгрессы. Первый конгресс состоялся в 1999 году в Санкт-Петербурге. На конгресс приехали более 1000 социологов, в том числе председатель Международного социологического сообщества Мартинелли. Он выделил новую область социологического знания - глобальную социологию.
Второй конгресс состоялся в 2002 году в Москве. На нем прозвучал доклад академика РАН Геннадия Васильевича Осипова: «В XXI веке социология будет играть все более возрастающую роль в оценке мирового и национального развития, выработке системы мер по предотвращению угроз современному миру. В течение ближайших нескольких десятилетий России и всему мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и социально-политический. От степени успешности решения этих вызовов и будет зависеть состояние современного мира».
Заключение
Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле она интернациональна по своему характеру, по своим целям и своим задачам.
Социология одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики.
Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития.
Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.
Это говорит о том, что развитие социологической мысли не будет стоять на месте. Социология будет существовать столько же, сколько будет существовать сам человек.
Список использованной литературы