Файл: петербургский государственный университет путей сообщения императора александра i.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Факультет «Транспортные и энергетические системы»
Кафедра «Наземные транспортно-технологические комплексы»
Практическая работа №3
Выбор материала зубчатых передач.
Определение допускаемых напряжении
по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»
Вариант 20
Выполнил студент: Тимофеев И.Е.
Группа: ПС-001
Курс: 3
Факультет: ТЭС
Преподаватель: Козлов М. Н.
Санкт-Петербург
2022
Дано: Схема №20 PII = 6,8641 кВт PIII = 6,5236 кВт ωII = 37,68015 с-1 ωIII = 12,56005 с-1 Lh = 21000 ч | Решение: |
| Рис.1 |
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости, твёрдость шестерни HB1 назначается больше твердости колеса HB2
Выбор материала, термообработки и твердости
Таблица 1
Параметр | Шестерня | Колесо |
Материал | Ст 40х | |
Термообработка | Улучшение + ТВЧ | Улучшение |
Твердость | HRC1 ср = 47,5 HB1 ср = 285,5 HRC1 ср = HB1 ср = 450 | HB2 ср = 285,5 |
Допускаемое напряжение при числе циклов перемены напряжений | [σ]но1= 14 ∙ 47,5 + 170 = = 835 МПа | [σ]но2= 1,8 ∙ 285,5 + 67 = = 581 МПа |
[σ]1 = 310 МПа | [σ]2=1,03∙285,5=294МПа |
Проверка:
HB1-HB2 = 450 - 285,5=164,5 ≥ 70 МПа – Условия выполняются
Определение допускаемых контактных напряжений [σ]н
-
Определение коэффициента долговечности зубьев и шестерни KHL1 и колеса KHL2:
KHL1 =
где NH – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости;
N – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости
N = 573ωLH
где ω – угловая скорость соответствующего вала
LH – срок службы привода, ч
KHL1 = = 0.73
Для зубчатого колеса:
KHL2 = = 0.74
Так как KHL1 и KHL2 < 1, то принимаем значения равные 1.
Определение допускаемых контактных напряжений для зубьев шестерни [σ]н1 и колеса [σ]н2.
[σ]н1 = KHL1 ∙ [σ]но1 = 1∙835 = 835 МПа
[σ]н2 = KHL2 ∙ [σ]но2 = 1∙581 = 581 МПа
Зубчатые передачи с прямыми зубами рассчитывают по среднему допускаемому контактному напряжению:
[σн] = 0,45 ∙ ([σ]н1+[σ]н2) = 0,45 (835+581) = 637,2 МПа
Проверка условий:
[σн] ≤ 1,23 [σ]н2 = 637,2 МПа ≤ 714,63 МПа – условие выполняется
Определение допускаемых напряжений изгиба [σ]F,
Коэффициент долговечности для зубьев шестерни KFL1 и колеса KFL2
KFL1 =
где NF0 = 4 ∙ 106 – число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующих пределу выносливости
N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
KFL1 = = 0,45
Для зубчатого колеса:
KFL2 = = 0,55
Так как KFL1 и KFL2 <1, то принимаем значения равные 1.
[σ]F1 = KFL1 ∙ [σ]но1 = 1∙310 = 310 МПа
[σ]F2 = KFL
2 ∙ [σ]но2 = 1∙294 = 294 МПа
Механические характеристики материалов зубчатых передач. Таблица 2
Элемент | Марка стали | Термо-обработка | HBср | σ-1 | σr | [σ]H | [σ]F |
HBср | Н/мм2 | ||||||
Шестерня | Ст40х | У+ТВЧ | 285.5 | 410 | 900 | 835 | 310 |
Колесо | Ст40х | У | 285.5 | 410 | 900 | 581 | 294 |