Файл: Э. П. Торренс а давайте теперь перейдем к определениям креативности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что такое креативность?

«Креативность – это просто создание связей между вещами»

Стив Джобс

«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»

Э. П. Торренс

А давайте теперь перейдем к определениям креативности.

У креативности много определений, так например в русском языке их более 60, вот как понимается креативность разными авторами:

Способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Д. Симпсон)

Способность к творчеству многомерна и включает в себя способность рисковать, гибкость и быстроту мышления , богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитую интуицию (Дж. П. Гилфорд)

Способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов дисгармонии (Э. П. Торренс)

Особенность поведения личности, выражающаяся в оригинальных способах получения продукта, новых подходах к решению проблемы с разных точек зрения (Дж. Рензулли)

Процесс переконструирования элементов в новые комбинации, отвечающие требованиям полезности и некоторым специаьным требованиям (С. Медник)

Способность порождать оригинальные идеи в условиях решения или постановки новых проблем (М. Уоллах)

Создание продукта, раннее не существовавшего в настоящем состоянии, обладающего определенной ценностью (Э. де Боно)

Нестандартное мышление, приводящее к положительным результатам (А. Ротенберг, К. Хаусман)

Способность личности генерировать идеи из существующих понятий, которые приводят к интересным результатам (М. Боден)

Как вы думаете какие бывают виды креативности?

Виды креативности:

Социальная креативность - способность человека оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные творческие решения ситуаций межличностного взаимодействия.

Пример: восприятие и понимание себя и других людей, самосовершенствование и сотрудничество с другими людьми, нестандартное решение социальных задач и в способности создавать новое.

Научная креативность - связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира.


Пример: Теория относительности Эйнштейна

Техническая креативность - связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности.

Пример: Изобретение и конструирование новых механизмов и конструкций.

Художественная креативность - связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей.

Пример: Необычный художественный образ в каком-либо материальном объекте (картина, скульптура, литературное произведение и т.д.)

Педагогическая креативность - это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности.

Пример: Разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса

Цифровая креативность – описывается как все виды творчества, которые подпитываются цифровыми технологиями.

Пример: Разработка оригинальных программ, приложений, 3D-персонажей.

Предлагаю окунуться в историю возникновения слова креативность

Впервые это слово стал использовать профессор Джой Гилфорд. Он заимствовал слово "creatio" из латинского языка, которое в переводе означало "творение" или "создание" чего либо.
В своих исследованиях интеллекта этот профессор обнаружил два типа мышления:

  • Дивергентное мышление, которое используется для нахождения нестандартных путей решения проблем, постоянно находя все новые и новые возможности.

  • Конвергентное мышление, которое применяется при решении различных проблем используя уже известные знания.

Итак, как же развить эту креативность?

Теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер).

С точки зрения автора теории развития творческой личности Г. С. Альтшуллера, способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» не откроется сам по себе, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность на осуществление у личности.

Главное – не развитие творческих способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование.

Что же побуждает человека к творческой деятельности?



Мотивация творческой деятельности

В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности имеются разные точки зрения.

Сократ первым указал на то, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, они следуют некоторому природному инстинкту. И многие гении и одаренные люди отмечают, что позыв к творчеству возникал инстинктивно.

Так Моцарт в одном из своих писем 1789 г. написал: «Когда я, как это бывает, нахожусь наедине с собой и я в хорошем настроении или в течении ночи, когда я не могу заснуть, мои идеи появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит – я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их».

Давайте узнаем какими способами можно себя мотивировать на творческую деятельность?

Способы мотивации творческой деятельности

Удовольствие

Мотивом творческой деятельности может быть «удовольствие, доставляемое работой мысли», как писал Ч. Дарвин. «Восстанавливая в памяти… черты моего характера в школьные годы, я нахожу, что единственными моими качествами, которые уже в то время подавали надежду на что-либо хорошее в будущем, были сильно выраженные и разнообразные вкусы, большое усердие в осуществлении того, что интересовало меня, и острое чувство удовольствия, которое я испытывал, когда мне становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы».

Наслаждение

Вальтер Скотт говорил: «Чем бы там ни объясняли побудительные мотивы сочинительства, я считаю, что единственный стимул – это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь – точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика».

Важно знать удовольствие и наслаждение не одно и тоже, удовольствие произвольно (акт еды, питья), наслаждение — результат вашего сознательного усилия (любимая работа, дети, любовные отношения).

Интерес и любопытсво.

Интерес – это познавательная потребность
, которая побуждает человека проявлять творчество для ее удовлетворения. Интерес – одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности.

Соревновательность или зависть

Причинами, повышающими силу мотива творческой деятельности, может быть соревновательность или элементарная зависть, о которой А. С. Пушкин писал: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».

Что же препятствует или самые главные враги креативности?

Что препятствует творчеству

К внутренним факторам относятся нежелание развивать свой творческий потенциал, недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта, знаний, лень, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремленности и др. К внешним относятся недостаточный уровень материальной обеспеченности, отсутствие поддержки со стороны родных и близких, учителей и родителей, отсутствие единомышленников и др.

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия.

Самый опасный враг творчества – страх.

Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность.

Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.

Третий враг творческого мышления – лень.

Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать. Недаром на эту тему созданы пословицы на всех языках. Трудность, связанную с началом деятельности, представители творческих профессий иногда испытывают особенно остро.

Контрсуггестивные барьеры – предубеждение, неверие в свои силы, недоверие к коллегам, приспособленчество.


Тезаурусные барьеры – низкий уровень образования, интеллектуального развития, недоступность информации.

Интеракционные барьеры – неумение планировать и организовывать деятельность свою и других.

Зачем нужна креативность?

 Как минимум — из жизни исчезают переживаемые проблемы. Проблема — это ситуация, из которой человек не видит приемлемого для себя выхода и поэтому переживает стресс. Креативный человек этот выход быстро находит (ведь он мыслит свободно) и просто решает эту ситуацию. Она перестает быть проблемой, а становится просто задачей, препятствием, которое можно устранить.

Если вы не считаете себя креативным человеком, не беда, человек может научиться мыслить по другому. Иначе. Свободно и легко! Для этого существует множество техник, приемов, стратегий. Существует много упражнений, которые развивают креативность. Задача этих упражнений — научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

А теперь определим уровень креативностью с помощью упражнений.

Упражнения для определения креативности

Опросник креативности Джонсона

Опросник для определения уровня креативности